Структура человеческой психики
Современная наука исходит из того, что по своей сути человек — двусоставное существо. Его эволюция привела в конечном итоге к вытеснению природного (животного) начала в человеке социальным (культурным, цивилизованным). Она подразделяется на два крупных этапа — биологический и социальный (или культурный). Первый длиннее, второй короче.
Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, и сегодня отличающие его от других животных: прямохождение, развитой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом.
Развитие человека можно представить как процесс вытеснения природного начала социальным. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.
У человека и животного есть общие и отличительные черты. С высшими животными человека роднит наличие психики(от греч. psychikos — душевный) — совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, па-
мять и т.п.). А отличает от животных наличие сознания— высшей формы психики.
Психика — свойство высокоорганизованной материи подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика — особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание — результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику.
Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр 3. Фрейд (1856—1939).Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д. Он попытался распознать не только то природное начало, которое проявляется, когда человек некультурно себя ведет, но и то, что он от себя и от других скрывает. А еще точнее — что прячет от нас сама природа.
В структуре личности Фрейд выделил три главных компонента — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания.
Подсознание («Оно»)включает:
— биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытесненные желания и влечения запретного свойства (интимные побуждения);
— вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаенная обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.
Наше подсознание впору уподобить социальному дну личности, куда, как в сточную канаву, сливаются все осадки души и неудачно прожитые мгновения. Но это будет лишь половина правды. Одновременно подсознание — природные запасы души. Как из недр качают нефть, которая дает энергию и свет, так и подсознание служит для нас неистощимой кладовой энергии.
«Оно» — зерно, из которого произрастают в процессе социализации «Я» и «Сверх-Я». Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии — либидо. Мы не способны заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Точно так современный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помощью электронного микроскопа (он увеличивает в 40 000раз), сбивает элементарную частицу с ее траектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший: «Мысль изреченная есть ложь». Бессознательное, согласно Фрейду, принципиально не может изречь себя словами, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Подсознанием правит принцип удовольствия, с которым приходится постоянно бороться, часто делая то, что не нравится, что должно делать.
Структура психики по З.Фрейду
Сознание,или «Я»(Ego), — компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности, требующие немедленного удовлетворения, которое
доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако постепенно родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных надобностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно.
Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Со временем формируется его «Я», им управляет другой принцип — принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не поверять первому встречному душевные порывы, обманываться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только черствыми, бездушными, прагматичными, но также предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого совершенного орудия — логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности «Я». Можно выразиться и так: фундамент социальной жизни людей, все, что выступает предметом изучения социологии, во многом порождены им.
Сознание двухчастно: а) рассудок, разум, логика, б) цензура. Рассудок отбирает из окружающего мира лишь то, что соответствует самосохранению и утверждению «Я». Остальное отбрасывает. Но тот, кто занимается подобной сортировкой, и называется цензором.
Сверхсознание— «Сверх-Я». Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. «Сверх-Я» Фрейда — это закрепившиеся в человеке культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх-Я» — среда обитания нравственных чувств.
Иначе понимал сверхсознание П. Сорокин (1898—1968) — выдающийся русско-американский социолог, продолживший традицию русских религиозных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева.
Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», всего лишь относительны.Сознание и сверхсознание, по Сорокину, — два совершенно разных мира. Один погружен в преходящее и временное, другой наполнен абсолютным и вечным. Нравственность и мораль — это заповедники самых возвышенных и вечных истин, где человеку дышится необычайно легко.
Беда наступает, когда два мира путают местами. Когда абсолютное люди превращают вотносительное, в обществе наступает хаос, а культура разрушается. Нравственное совершенствование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх — к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключительно в горизонтальной плоскости — в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистическая любовь к ближнему, к Богу, сострадание, совесть, чувство вины, долга и т.д.
Поясняющий пример
Для изучения альтруистической любви П. Сорокин проанализировал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американцев — современных носителей энергии любви. Он собирал исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял их на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также социальных институтов, общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством благодати творческой любви. П. Сорокин установил, что в сравнении с другими группами населения религиозные люди отличаются наибольшим долголетием. Таким способом П. Сорокин ввел в научный оборот религиозные понятия и ценности, придав им значение фундаментальных категорий.
Не все достигают вершин духа. Но великие религиозные деятели (Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Мохандо
Ганди), великие духовные лидеры (Леонардо да Винчи, Ми-келанджело, Сократ, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и множество подвижников духа — аскетов, монахов, благочестивых аристократов и т.п. — знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Яркие тому примеры — Елизавета Федоровна, сестра русской императрицы (продала все свое имущество и основала в начале XX в. Марфо-Мариинскую обитель милосердия), наша современница монахиня мать Тереза. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самоосознанием, но, совершая небольшие нравственные поступки, они формируют свою личность и укрепляют стабильность общества.
Понятия:психика, подсознание, сознание, сверхсознание.
Вопросы и задания
1. Чем похожи и отличаются психика животных и людей?
2. Охарактеризуйте структуру психики человека.
*3. Проанализируйте роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. Укажите роль таких факторов, как возникновение речи, развитие мозга и освоение огня.
*4. Расскажите о теории 3. Фрейда и понимании сверхсознания П. Сорокиным. Проведите между ними разграничение.
*5. Почему развитие человека можно представить как процесс вытеснения природного начала социальным?
*6. Как связаны в теории Фрейда принцип реальности и цензура?
'Проблема.Когда говорят о «внутреннем голосе» человека, какую составляющую его психики имеют ввиду?
Практикум.Перед вами таблица. Слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа — определения. Но те и другие не согласуются по строке. Какому названию какое определение должно соответствовать?
Название | Определение |
Подсознание | Совокупность рассудочных правил |
Сознание | Область нравственных чувств |
Сверхсознание | Сфера вытесненных желаний |
§ 18 (§ 39). Элементы человеческой психики и сознания
Важную роль в организации психической жизни человека играют инстинкты и рефлексы— то, что совершенно им не контролируется и полностью задано природой. Инстинкт самосохранения (выживания) — самый важный из них, обусловливающий многие действия людей. Вы обожглись или укололись и тут же отдернули руку. Болевой стресс — это физиологическое предупреждение, что вы переступили черту и нарушили инстинкт самосохранения. Каждое живое существо борется за свою жизнь и сохранение себя.
Рядом располагаются потребности— также малоуправляе-мые побудители действий. Вы проголодались и немедленно спешите утолить голод. Из курса обществознания для 8—9 классов вам известно, что, согласно теории А. Маслоу, потребности образуют некую иерархию. Вслед за потребностями следуют привычки— приобретенные человеком способы удовлетворять потребности и реагировать на инстинкты. Привычек у каждого — десятки и сотни тысяч. Они, как мельчайшие атомы, соединяющиеся в молекулы, составляют ткань повседневного поведения. Ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать, закрывать за собой дверь, обходить стороной высокие препятствия и т.д. — ваши повседневные помощники, присутствие которых вы и не должны замечать. Они — как хорошие слуги: все делают автоматически, вовремя и подходящим способом.
Привычки сродни инстинктам и потребностям только в одном — действуют автоматически, неосознанно. Но способ их приобретения разный. Привычки надо тренировать, они закрепляются только после долгого повторения. Сколько месяцев требуется родителям для того, чтобы научить ребенка ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать их? Дни, месяцы, годы? Сколько уходит времени и сил, чтобы отучить его ползать и научить передвигаться на двух ногах? А сколько еще полезных и важных привычек приходится родителям привить ребенку, отправляющемуся в долгое плавание по жизни?! Не открывай дверь незнакомым, чисти зубы два раза в день, не плюй на пол и т.д. и т.п.
Привычки — результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже — стихийного. Вы
приехали на месяц в гости к родственникам и вскоре поняли, что утром лучше вставать попозже. Тогда освободится ванная и туалет, вы не будете мешать, раздражать их и т.д. Вскоре у вас вырабатывается привычка вставать позже. Но вот вы вернулись домой, и привычка отмерла за ненадобностью. Это наши временные помощники. Множество привычек вы приобретаете вшколе, на улице, привозите с собой из лагеря отдыха, из туристического похода и т.д.
Итак, привычки бывают: временные и постоянные, индивидуальные и коллективные. Пример коллективной привычки — просмотр телесериалов. Каждый день, побросав все домашние дела или одновременно с ними, многие жадно всматриваются в телеэкран. Потом события обсуждаются при встречах с соседями и знакомыми, за праздничным столом, обсуждаются по телефону и т.д. К телевизорам в определенное время автоматически устремляются миллионы людей всех возрастов, сословий, национальностей. Когда время просмотра изменяется или сериал прекращается, у них возникает ощущение, будто их в чем-то обокрали.
Более сложным образованием выступают мотивы — осмысленные побудители действия. Сыщик, раскрывая преступление, в первую очередь старается обнаружить скрытые мотивы поступка — корыстную цель, определенный интерес. Один стремился присвоить тетушкино наследство, другой — свести счеты сдавним соперником, а третий — отомстить за поруганную честь. Сыщик помнит заповедь: узнай мотивы, и ты установишь виновника, а следовательно, и причины преступления.
В большинстве своем преступления мотивированы, т.е. осмыслены, но бывают среди них и немотивированные: виновный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не находит у него разумных объяснений, т.е. мотивов. Итак, в строгом смысле слова «мотив» и «потребность» — не одно и то же. Мотив — разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Потребность — всего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла.
Выше этажом в нашей психике расположен огромный мир чувств. С определением чувства вы встретились в первой гла-
ве этой книги. Чувств очень много, и они разнообразны по своей природе — от простейших ощущений и промежуточных эмоций-переживаний до сложнейших социальных чувств.
Сложность чувств объясняется тем, что одни из них определены нашей физиологической конституцией. Их комбинацию чаще всего именуют темпераментом — типом психического склада индивида. Различают сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Другие чувства определяются одновременно социальным окружением и внутренним миром человека. Многие чувства можно и нужно воспитывать, например чувство порядочности, чувство долга, чувство уважения к старшим. Тренируют и воспитывают также силу воли.
Сила воли — способность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологической потребности, преодолевать препятствия. В основе труда, как и в основе воспитания, лежит сила воли. На ней, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного образования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое, определяющее характер человека. Какие бывают характеры? Чем различаются характер и темперамент?
Иметь характер еще не значит стать личностью. Личность — высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над своим духовным миром. Характер придает человеку индивидуальность. Если у вас есть характер — вы индивид, но еще не личность.
Разнообразие мира чувств есть душевное богатство человека. Отзывчивость, сострадание, чистосердечность и многое
Все названные выше элементы внутреннего мира человека образуют сложные конфигурации, поэтому наши поступки — чаще всего результат целой совокупности мотивов, целей, ценностей, устремлений. Одной из таких конфигураций выступает деятельность.
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.Деятельность включает: цель, средства, результат, действия (сам процесс).
Отдельные действия краткие: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина — действие, но повторяющееся хождение туда — это уже деятельность. Отдельные действия, связанные с домашним хозяйством, объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность — это рядом расположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.
Поскольку деятельность проявляется во всех сферах общества, то ее виды классифицируются в соответствии с формами жизнедеятельности общества. Так, например, политическая деятельность относится к сфере политики, экономическая деятельность — к сфере экономики и т.д.
Ведущие в современном обществе виды деятельности — познавательная, информационная, интеллектуальная, духовная, творческая. Приобщение к духовным ценностям выступает не просто возможностью или пожеланием, но настойчивой необходимостью. Общество, отставшее в развитии фундаментальных наук, высоких технологий, образования и культуры, обречено быть периферией мировой цивилизации. И наоборот. Страна, испытывающая материальные трудности, падение экономики и производства, но сохранившая интеллектуальный потенциал, способна в короткие сроки наверстать упущенное.
Понятия:инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, разум, дух, личность, деятельность.
Вопросы и задания
1. Проведите различие между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки.
2. Почему привычки являются более простым психическим образованием, чем мотивы? Ответ аргументируйте.
3. Выберите в качестве объекта кого-то из членов своей семьи, знакомого или друга. Составьте его духовный и душевный портрет. Какие качества вы выделили бы в нем особо?
4. Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать или тренировать силу воли? Расскажите об этом.
5. Раскройте проблему мотивов на конкретных примерах, например на своем собственном поведении или действиях литературных героев.
*6. Как вы думаете, чего больше должно быть в человеке — духовного или душевного богатства? Обоснуйте свою точку зрения.
*7. Охарактеризуйте взаимосвязь духовного, интеллектуального, художественного и информационного видов деятельности. В чем они сходны и чем различаются? ■ Проблема.Можно ли считать личностью каждого человека? Практикум.Продолжите высказывания:
1. Привычки бывают...
2. Наши чувства определяются...
3. Деятельность включает в себя...
4. Деятельность отличается от действия...