Россия после Петра I. Вопрос о престолонаследии
Тема 8. Россия в середине и второй половине XVIII в. Внутренняя и внешняя политика
Russia in the Middle — 2nd Part of the 18th Century. Domestic and Foreign Policy
Авторы: Виктор Захаров
Ссылка для цитирования:
Захаров В. Н. Тема 8. Россия в середине и второй половине XVIII в. Внутренняя и внешняя политика // История: научно-образовательный журнал, 2016. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001503-2-1 (дата обращения: 19.11.2016). DOI: 10.18254/S0001503-2-1
Ключевые слова: Российская империя, Просвещение, абсолютизм, самодержавие, крепостное право, губернская реформа, Семилетняя война, разделы Речи Посполитой, Екатерина II, Павел I
Ключевые слова (англ): Russian Empire, the Enlightenment, absolutism, autocracy, serfdom, provincial reform, the Seven Years War, partition of Rzeczpospolita, Katherine II, Paul I
Аннотация (рус): Данная тема представляет собой краткий обзор истории России XVIII в. от кончины Петра I до правления Павла I включительно. Основное внимание уделяется проблемам политической истории. На основе данных современной историографии рассматриваются причины и сущность такого явления как «дворцовые перевороты», обстоятельства прихода к власти Анны Иоанновны, приводится объективная характеристика главных деятелей ее правления. Дается оценка внутренней политики Екатерины II с точки зрения использования идей Просвещения, в отношении Павла I отмечается применение им авторитарных и полицейских мер для укрепления самодержавия.
Аннотация (англ): This theme article concerns a brief review of Russian history in the 18th century beginning with Peter’s I death through Paul’s reign. The main point is the question of political history. Basing upon the data of modern historiography we consider the reasons and the essence of such a phenomenon as «the palace revolution», the circumstances of Anna Ioannovna’s accession to the throne, so called «Biron’s Regime». Domestic policy of Katherine II is evaluated using the ideas of Enlightenment Era as for Paul’s I epoch is marked the applying of the bureaucratic and police manners that was aimed to strengthen the monarchy.
Дата публикации: 05.09.2016
№ Текст Примечания
Россия после Петра I. Вопрос о престолонаследии
Петр I скончался 29 января 1725 г. после тяжелой болезни, неожиданно его постигшей. Он не успел подготовить завещание о наследии трона, как это предусматривал им же изданный в 1722 г. указ. Кто же мог в этой ситуации претендовать на императорский трон?
2 Вопрос о престолонаследии должен был решить Сенат, высший в то время орган государственный власти. Большинство сенаторов склонялись в пользу прямого потомка Петра I по мужской линии, его малолетнего внука Петра, сына царевича Алексея, погибшего в результате конфликта с отцом. Но это никак не устраивало могущественного фаворита Петра I А. Д. Меншикова. Опираясь на поддержку гвардии, он потребовал, чтобы Сенат объявил о вступлении на трон вдовы Петра I — императрицы Екатерины Алексеевны. Так уже сразу после смерти Петра I вопрос о престолонаследии был решен не вполне легитимно, с применением или угрозой применения военной силы.
3 Екатерина I не имела опыта и необходимых способностей, чтобы управлять страной. Императрица находилась под влиянием Меншикова, по инициативе которого она учредила Верховный Тайный совет. Этот орган рассматривал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Екатерине I оставалось лишь утверждать его решения. Главой Совета стал тот же А. Д. Меншиков, тем самым он достиг вершины своей яркой политической карьеры, оказавшись фактическим правителем страны. Стремясь обеспечить свое политическое могущество и в дальнейшем, Меншиков подчинил своему влиянию юного Петра, сына царевича Алексея и добился, чтобы Екатерина I именно его назначила наследником трона. Она скончалась в 1727 г., и на престол вступил в соответствии с ее завещанием внук Петра I под именем Петра II. Первое время он находился под влиянием Меншикова. Однако чрезмерное могущество фаворита вызывало недовольство многих других вельмож, в том числе членов Верховного тайного совета. Летом 1727 г. Меншиков надолго заболел, и его политические противники сумели в его отсутствие подчинить юного императора своему влиянию. Осенью 1727 г. Меншиков оказался в опале, был лишен всех постов и наград и сослан в сибирский городок Березов, где вскоре умер. В окружении Петра II возобладали представители аристократической фамилии Долгоруких, четверо из которых состояли членами Верховного тайного совета. Княжна Екатерина Долгорукая стала невестой императора. Но в январе 1730 г. случилась беда: Петр II заболел оспой и умер накануне дня его назначенной свадьбы. На нем пресеклась прямая мужская линия династии Романовых. Завещание он не оставил, и вопрос о преемнике решал теперь Верховный тайный совет. Члены совета, которых прозвали «верховники» исключили из числа наследников потомство от брака Петра I с Екатериной. Они решили пригласить на российский трон Анну Ивановну (Иоанновну), племянницу Петра I, дочь его старшего брата царя Ивана Алексеевича.
4 Анна Иоанновна. «Бироновщина». Брауншвейгская фамилия
Приглашая Анну Иоанновну, «верховники» выдвинули определенные условия, так называемые «кондиции»: императрица не должна была без согласия Верховного тайного совета начинать войну, заключать мир, вводить новые налоги, подвергать кого-либо опале. Фактически речь шла об ограничении самодержавия, причем далеко не в первый и не в последний раз в истории России. Достаточно вспомнить договор московских бояр с польским королем Сигизмундом III в эпоху Смутного времени. На этот раз инициатором составления «кондиций» был знатный аристократ, наиболее дальновидный и образованный член Совета — князь Дмитрий Михайлович Голицын. Вероятно, он мог оценить и негативные последствия неограниченно самодержавного правления. Но в чью пользу ограничивалась в данном случае власть монарха? Фактически в пользу узкой группы аристократов, входивших в Верховный тайный совет. Об этой «затейке верховников» скоро стало известно в широких кругах дворянства. И в массе своей дворяне увидели в этом попытку узурпации власти несколькими знатными фамилиями. По прибытии Анны в Москву наиболее активные из дворян сумели найти доступ к ней и убедить, что российское дворянство категорически против ограничения самодержавия. Тогда Анна Иоанновна разорвала подписанные ей кондиции и объявила, что будет править самодержавно.
5 Верховный тайный совет был распущен, участники «затейки верховников» оказались в опале, подверглись ссылке, некоторые впоследствии были казнены. Для руководства внешней и внутренней политикой страны создавался Кабинет министров. Его руководителем стал А. И. Остерман, приглашенный в Россию из Германии при Петре I. Он также был членом Верховного тайного совета. Но, обладая тонким политическим чутьем, Остерман не принял участие в «затейке верховников». Исключительное влияние при дворе и в стране приобрел фаворит Анны Иоанновны Эрнст Иоганн Бирон, прибывший вслед за ней из Курляндии. Главным военным деятелем стал фельдмаршал Бурхгард Христофор Миних, карьера которого в России началась еще при Петре I. Целый ряд других важных постов также достались немцам по происхождению. Это породило представление о правлении Анны Иоанновны как об эпохе немецкого засилья, названной «бироновщиной» по имени фаворита императрицы. Впечатление усугублялось тем, что это время в стране установился жесткий политический режим. Активно действовала Тайная канцелярия, которая с помощью слежки и доносов выявляла тех, кто проявлял недовольство правительством и его политикой. Наибольшее потрясение вызвала трагическая судьба крупного государственного деятеля Артемия Волынского, одного из сподвижников Петра I. При Анне Иоанновне, став одним из членов Кабинета Министров, Волынский вступил в соперничество с Бироном и Остерманом. Он не смог их одолеть, против него было сфабриковано обвинение в государственной измене. В 1740 г. Волынский и двое его соратников были подвергнуты мучительной казни. Он вошел в истории как борец против «бироновщины» и ее жертва.
6 Некоторые историки подвергают эпоху «бироновщины» более объективному исследованию. С их точки зрения, представление о господстве «немецкой партии» выглядит преувеличением. Ведь целый ряд высоких постов занимали русские, как, например, генерал Ушаков, начальник всесильной Тайной канцелярии. Кроме того, Бирон, Остерман и Миних постоянно соперничали между собой. А число пострадавших от политических репрессий было существенно меньшим, чем во времена Петра I.
7 Анна Иоанновна, став императрицей, уже не вступала в брак. В качестве наследницы трона она избрала свою племянницу Анну Леопольдовну. Та была дочерью сестры императрицы — Екатерины Ивановны, бывшей замужем за герцогом Мекленбургским Карлом Леопольдом. Анна Леопольдовна вместе с матерью приехала в Петербург и впоследствии вышла замуж за принца Брауншвейгского Антона Ульриха. В августе 1740 г. у них родился сын, названный Иоанном (Иваном) в память о своем прадеде царе Иване Алексеевиче, брате Петра I. Именно он и был объявлен наследником трона. В октябре 1740 г. Анна Иоанновна скончалась и ее внучатый племянник, трех месяцев отроду был объявлен императором Иоанном VI. Регентом стал фаворит почившей императрицы — Эрнст Иоганн Бирон.
8 Правление Бирона оказалось недолгим. Он имел немало врагов и завистников, в том числе и среди самых влиятельных деятелей правления Анны Иоанновны. Не прошло и месяца после кончины Анны Иоанновны, как Бирон был схвачен в своей спальне группой гвардейцев, после чего объявили о его преступлениях, он был отправлен в ссылку в
острог Пелым. Вдохновителем заговора был давний противник Бирона — А. И. Остерман, непосредственное руководство гвардейцами осуществлял фельдмаршал Миних. Регентом при младенце-императоре была провозглашена его мать Анна Леопольдовна. Ее муж принц Брауншвейгский получил высший военный чин генералиссимуса. Правительство «брауншвейгской фамилии» было откровенно слабым. Главные его деятели продолжали соперничать за власть и влияние. В результате политический курс казался невнятным и непоследовательным. Правительница Анна Леопольдовна не имела ни желания, ни способностей заниматься политической деятельностью. В этой обстановке среди российского дворянства все большую популярность приобретала Елизавета, дочь Петра I от брака с Екатериной. В ночь на 25 ноября 1741 г. произошел очередной переворот. При решающем участии гвардейцев Преображенского полка на престол вступила императрица Елизавета Петровна. Свергнутый император-младенец Иоанн VI и вся его семья оказались в заточении. Впоследствии Иоанн содержался отдельно от семьи, прожил в одиночной тюремной камере до 24 лет и был убит охраной при попытке его освободить, что случилось уже в правление Екатерины II.