Стратегический и тактический контроль рекламы

Стратегический внутрифирменный контроль рекламной деятельности фирмы является частью стратегического контроля маркетинга как следствие подчиненной роли рекламных целей по отношению к общефирменным маркетинговым целям, а также тесной неразрывной взаимосвязи рекламы с другими направлениями маркетинга.

Самая распространенная форма проведения стратегического контроля маркетинга является маркетинговая ревизия, которая представляет собой критическую и объективную оценку основных целей, маркетинговой среды и маркетинговых функций фирмы, а также ее рекламу.

Поскольку реклама является одним из инструментов формирования положительного образа фирмы, при ее ревизии определяются следующие аспекты:

1. Основные цели рекламы фирмы?

2. Эффективна ли тематика и тексты рекламных обращений? Что думают о рекламе фирмы ее клиенты и общественность?

3. Достаточно ли продуманно выбираются средства рекламы?

4. Оптимален ли объем расходов на рекламу? Как разрабатывается рекламный бюджет?

5. Эффективно ли пользуется фирма мерами стимулирования сбыта?

6. Есть ли у фирмы хорошо продуманная программа пропаганды?

В ходе проведенной ревизии могут быть получены различные результаты, что и обуславливает дальнейшую деятельность фирмы: при положительных – поощряется деятельность работников; при отрицательных - фирмой разрабатывается система корректирующих мероприятий.

Тактический контроль направлен на определение оптимальных вариантов рекламных обращений, средств их распространения, каналов коммуникаций и рекламоносителей. Инструментом предварительного контроля элементов рекламной кампании выступает предтестирование. Еще одним направлением тактического контроля рекламной деятельности фирмы является определение эффективности конкретных рекламных кампаний после их проведения.

Факторы, степень влияния на эффективность рекламной кампании которых зависит от управляемости ими со стороны фирмы, можно условно подразделить на так называемые внутренние и внешние. К первой группе факторов относятся: эффективность рекламной стратегии, качество рекламной продукции, обоснованность медиа-плана и др. К внешним факторам относят: влияние рыночной конъюнктуры, действия конкурентов, изменения поведения потребителей и т. п.

К внутренним факторам можно также отнести выбор мотивов и формы обращения, в том числе эффект позитивного и негативного обращения. Среди внешних факторов, имеющих непосредственное отношение к рекламе, следует отметить эффект окружения. Ф. Котлер, например, отмечает: "Если среда размещения рекламного объявления соответствует его содержанию, эффективность рекламы повышается".

Различают коммуникативную (повышение благорасположения покупателя) и торговую (увеличение объемов продаж) эффективность рекламы. Иногда выделяют еще понятие психологической эффективности, измеряемой по структуре социально-психологической установки. Однако, учитывая то обстоятельство, что данные установки реализуются в коммуникационном и экономической эффекте, ее самостоятельное рассмотрение не представляется необходимым. Общепринятым считается мнение, что благоприятные изменения в информированности и благорасположение покупателя предполагают увеличение объема сбыта. Поэтому четкой грани между этими понятиями нет.

Современные методы посттестирования позволяют определить эффект рекламы, воздействующей на адресат на уровнях (это показатели коммуникационной эффективности):

- области сознания – эффективность восприятия;

- области психологических установок и мотиваций – эффективность на уровне отношений;

- области поведения и действия – поведенческая эффективность.

Среди наиболее известных и часто проводимых процедур посттестирования можно назвать:

1. Отзыв с помощью. Суть метода заключается в том, что респондентам показываются определенные рекламоносители. После этого задаются вопросы для определения того, было ли отношение респондента к фирме (рекламируемому товару) сформировано ранее или в результате воздействия рекламы. Специалист по рекламе при этом задает наводящие вопросы и помогают сформулировать ответы.

2. Отзыв без помощи.. Респондентам задаются вопросы относительно рекламируемого товара, реакции на рекламу и т.п. Затем респондент должен самостоятель­но ответить на поставленные вопросы. При этом часто используются анкеты с семантическими дифференциалами. Суть их состоит в следующем. Берутся несколько пар антонимов-определений, отражающих противоположные точки зрения на товар или рекламу. Например: «прекрасное» — «ужасное», «сильное» — «слабое», «положительное» — «отрицательное» и т.п. Между ними располагается шкала, например: «сильное» / «слабое». Респондент должен отразить свое отношение, поставив точку или крестик в том интервале, который соответствует его мнению.

Для оценки узнаваемости и запоминаемости рекламных обращений часто используются метод Гэллапа-Робинсона и метод Старча.

3. Метод Гэллапа-Робинсона. Метод используется для того, чтобы оценить запоминаемость рекламы «по свежим следам», непосредственно после рекламных контактов. Он состоит в том, что через несколько дней после рекламного мероприятия 200 лицам, отобранным из целевой аудитории, предъявляют перечень торговых марок. Каждый из них должен ответить на вопрос, помнит ли он, что видел в определенном издании (радио- или телепрограмме) рекламу марки, которая тестируется.

4. Метод Старча. Метод заключается в следующем. Каждый исследуемый представитель целевой аудитории в присутствии проводящего опрос просматривает публикацию и отмечает рекламные объявления, которые он видел ранее. При этом различают читателе и, которые: 1) только видели рекламное объявление; 2) частично его читали и установили рекламодателя; 3) прочитали почти полностью все содержание рекламы. Метод дает возможность оценить спровоцированное воспоминание, к которому опрашиваемого подводят в ходе тестирования. Его недостатком является то, Что метод не совсем надежен, т.к. не позволяет проверить утверждение опрашиваемых. Те могут «вспомнить» рекламу, которую не видели.

5. Метод «тайников». При тестировании используют настоящие рекламные объявления, из которых изъята марка рекламируемой фирмы или товара. Опрашиваемые должны указать, какая марка пропущена и описать ассоциации, которые вызывает данное рекламное обращение.

Определение экономического (сбытового, торгового) эффекта рекламы является сложной проблемой, поскольку одна и та же сумма денежных средств может быть с одинаковым успехом истрачена как на гениальную рекламу, так и на бездарную. Это связано с тем, что реклама воздействует на изменения сбыта опосредствовано – через психологию людей, через влияние на отношение, через внесение рекламой корректив в покупательское поведение, т.е. через уровни рекламной эффективности.

Существует множество методик, позволяющих определить экономический эффект рекламы. Однако экономическую эффективность рекламы чаще всего определяют путем измерения ее влияния на развитие товарооборота. Наиболее точно установить, какой эффект дала реклама, можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Это наиболее вероятно в случаях рекламирования новых товаров повседневного спроса (в том числе и продуктов питания).

Чтобы выявить, в какой степени реклама повлияла на рост товарооборота, анализируют оперативные и бухгалтерские данные. При этом учитывают, что помимо рекламы на реализацию товара сказываются его качество и потребительские свойства, цена, внешний вид, расположение торгового предприятия, уровень культуры обслуживания покупателей, наличие в продаже аналогичных товаров.

Определенную пользу при анализе эффективности рекламной кампании могут принести такие вспомогательные показатели торговой эффективности:

- прирост объема сбыта за период, прошедший после рекламной кампании;

- отношение прироста объема продаж товара к сумме затрат на его рекламу;

- отношение прироста прибыли, полученной после рекламной кампании, к сумме рекламных затрат;

- динамика уровня рекламных затрат в общем объеме продаж;

- расходы на рекламу, приходящиеся на 1000 потребителей, подвергшихся воздействию всех видов рекламы;

- расходы на рекламу, приходящиеся на 1000 потребителей, подвергшихся воздействию данного средства рекламы;

- количество покупок данного товара, спровоцированных его рекламой, и др.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что контроль рекламы даже на уровне рекламной службы фирмы, носящий лишь тактический характер, требует достаточно высокого уровня компетентности сотрудников, усилий и средств. Поэтому проведение мероприятий по контролю рекламы экономически целесообразно только при достаточно высоких объемах рекламных затрат.

Одним из направлений тактического контроля, осуществляемого рекламной службой фирмы является анализ эффективности расходования денежных средств на осуществление отдельных рекламных мероприятий или кампаний.

Другим направлением – контроль хода выполнения рекламного проекта, чтобы ни одна задача, влияющая на соблюдение сроков другими подразделениями не ускользнула из поля зрения.

Низкая эффективность контроля зависит от субъективных факторов. Сбор данных о рекламе рассматривается продавцами предприятия как дополнительная нагрузка. Таблицы опроса (в "компьютерном" или "бумажном" виде) часто заполняются продавцами в конце дня, вопросы покупателям при этом они не задают. Ужесточение требований руководства не обеспечивает достоверности данных. На некоторое время помогает разъяснение продавцам целей опроса. В некоторой степени помогает специальный прием: кроме перечисления средств рекламы в бланк вопросника вводится графа ответа — "Рекламу видел, где - не помню". В этом случае большинство вечерних заполнении "замыкается" на этой графе, для продавца она ближе к истине. Достоверность прочих данных при этом повышается.

Введение в действие системы контроля до начала рекламной кампании позволяет при контроле сделать выводы об эффективности выбранных для кампании средств рекламы.

Контроль рекламы на уровне рекламной фирмы, носящий тактический характер, требует достаточно много умений и высокой компетентности сотрудников, усилий и средств. Поэтому проведение мероприятий контроля рекламы экономически целесообразно только при достаточно высоких объемах рекламных затрат.

Рекламный аудит

Под рекламным аудитом следует понимать комплексную оценку рекламной политики фирмы за определенный период времени. Аудит служит инструментом «получения обратной связи» о рекламной деятельности предприятия, достижении поставленных целей. Рекламный аудит выступает инструментом для имиджевого и конкурентного позиционирования рекламной службы.

Целью рекламного аудита является оценка рекламной деятельности предприятия для разработки и принятия управленческих решений, направленных на повышение действенности рекламы.

Задачами рекламного аудита являются: - оценка эффективности работы предприятия с рекламными каналами и рекламными агентствами; оценку проведения рекламной кампании в информационном поле потребителей; выявление и анализ действенности рекламы; оценку работы с выбранными рекламными каналами; анализ и оценка рассогласования поставленных и достигнутых целей рекламной кампании.

К основным функциям рекламного аудита следует отнести: оценочная (оценка действенности рекламы, рейтинга рекламируемого товара в системе сбыта, имиджа фирмы и т.д.); информационная (руководство фирмы получает репрезентативную информацию о состоянии рекламного дела на предприятии); управленческо – стратегическая (на основании исследований разрабатывается позиционирование товара/фирмы на рынке, производится коррекция мероприятий рекламной кампании, оптимизация рекламного бюджета, корректируется стратегия брендинга и т.д.); прогнозная (составление прогнозов по развитию рекламы на предприятии, предлагаются мероприятия по антикризисному управлению).

Направлениями информационного аудита являются: мониторинг информационного поля о проводимых рекламных акциях/кампаниях предприятия; проведение маркетинговых и социологических исследований о действенности рекламы предприятия; работа с документами – контент – анализ информационных материалов; работа с инсайдерскими источниками информации; определение реального состояния рекламного дела на предприятия; разработка рекомендаций по совершенствованию рекламной деятельности.

Рекламный аудит можно разделить по видам: итоговый аудит планирования рекламной кампании; текущий аудит для оценки деятельности рекламной службы предприятия.

В контексте проведения рекламного аудита выступает топик – гайд экспертного интервью. Перед проведением экспертных интервью составляется список интересующих персон интервьюеров, которые могли бы дать экспертную оценку рекламы предприятия. Проведение экспертного интервью является первым шагом рекламного аудита предприятия.

Типовая модель топик-гайда экспертного интервью:

1. Вводный блок: маркетинговая характеристика фирмы (миссия, история, товарная и ценовая политика, способы продвижения, места продаж и т.д.); анализ сегментов рынка и целевой аудитории; анализ конкурентов; SWOT- анализ предприятия и его рекламной службы; какие товары являются лидерами продаж и какие рекламируются; в чем состоит конкурентоспособность выпускаемого товара; на какой стадии жизненного цикла находится предприятие.

2. Позиционирование рекламной деятельности: в компетенции каких должностных лиц находятся проблемы управления рекламной деятельностью предприятия; рекламная служба и PR это одна структура на предприятии; на предприятии действует рекламная политика; назовите сильные стороны рекламной политики предприятия; охарактеризуйте рекламную деятельность предприятия;

- реклама направлена на товар или имидж предприятия.

3. Оценка работы рекламной службы: какие цели у рекламной службы предприятия; как организована рекламная служба; как оцениваете квалификацию менеджеров рекламной службы; какие рекламные каналы используете для продвижения вашего товара; рекламная служба выступает в качестве креатив –службы, копирайтеров или посредниками между руководством и рекламными агентствами.

4. Медиа – рилейшнз (взаимодействия со СМИ): с какими каналами рекламы проводится работать; какие конкретные СМИ неудовлетворяют вашим запросам; с какими рекламными агентствами работаете; какие рекламные акции/кампании проводятся; проводился ли мониторинг рекламной деятельности предприятия, какова оценка медиаобраза предприятия.

5. Функции и стиль рекламы: каковы функции выполняет ваша реклама; как вы оцениваете стиль рекламы; в чем проявляется действенность рекламы.

В каждом конкретном случае пунктов и подпунктов в гайде может быть множество в зависимости от конкретной цели аудита. На основании аудита рекламодатель принимает конструктивные решения по оптимизации рекламной деятельности.

Контрольные вопросы по материалу главы 8:

1. Что подвергается контролю в менеджменте?

2. Что выступает объектом контроля в рекламной деятельности?

3. Раскройте сущность основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный?

4. Перечислите альтернативы назначения контроля и регулирования?

5. Раскройте три различимых этапа?

6. Перечислите общественные организации, объединившие рекламистов страны?

7. Перечислите основные законодательные акты, которые регулируют рекламную деятельность в России?

8. Раскройте основные положения государственного контроля в рекламе в России в соответствии с Законом РФ «О рекламе» ФЗ №38 от 03.03. 2006 г.?

9. От каких критериев дифференцируют процесс контроля рекламы?

10. Раскройте сущность стратегического и тактического видов контроля в рекламе?

11. Что включает рекламный аудит?

Тесты:

1. Допускается ли реклама товаров, если продажа их требует лицезии, но она не получена:

А) да; Б) нет.

2. Контрольза рекламной деятельностью иее анализ подразумевают:

A) анализ структуры рекламной деятельности и динамика ее показателей;

Б) моделирование и прогнозирование рекламной деятельности;

B) расчеты эффективности рекламных мероприятий;

Г) оценку факторов, определяющих эффективность рекламной деятельности.

3. По характеру поставленных целей различаются следующие ваш контроля рекламной деятельности:

A) предварительный;

Б) тактический;

B) внешний;

Г) промежуточный;

Д) стратегический;

Б) внутрифирменный.

4. Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному и определите иерархию нормативных актов государственного, регулировании рекламой деятельности:

A) специальный договор, регулирующий отношения клиента и рекламного агентства;

Б) Указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»;

B) Федеральный закон «О рекламе»;

Г) Нормативные акты Министерства РФ по антимонопольной

политике и поддержке предпринимательства.

5. Целью контроля рекламной деятельности является:

A) разработка направлений развития фирмы;

Б) определение оптимальной численности сотрудников фирмы;

B) определение эффективности расходования средств на рекламу.

6. Информационный повод это:

А) нарушение рекламой конкурентов законов о добросовестной рекламе, которые можно использовать как повод для судебного иска

Б) использование внешней информации для подготовки эффективного рекламного обращения

В) основной принцип создания пресс-релиза

Г) все ответы верны

Д) правильного ответа нет.

7.В рекламном менеджменте контроль, направленный на выяснение того, на чем фирма зарабатывает деньги, и причин денежных потерь, называется…

А) стратегическим контролем;

Б) тактическим контролем;

В) контролем прибыльности;

Г) контролем за выполнением годовых планов.

8. В соответствии с Российским законодательством реклама табака и табачных изделий может размещаться…

А) в спортивных сооружениях, театрах, музеях;

Б) на троллейбусе и сопровождаться предупреждением о вреде курения;

В) на первой странице обложки журнала для подростков «Yes! Все звезды» и сопровождаться предупреждением о вреде курения;

Г) в печатном журнале «За рулем» и сопровождаться о вреде курения.

9. Вопросы, именуемые «детектор», используются для проверки…

А) уровня знаний респондентов о предмете рекламного исследования;

Б) искренности и достоверности высказывания респондентов;

Г) правильности составления анкет;

Д) уровня знаний о рекламе фирмы, для которой проводится исследование.

10. Ответственность за проведение стратегического контроля маркетинга чаще всего несет...

А) руководство компании;

Б) менеджеры по маркетингу;

В) руководство службы маркетинга;

Г) контролер по маркетингу.

Наши рекомендации