Судебный контроль
Важная роль в государственном управлении принадлежит судебному контролю. К субъектам судебного контроля в данной области управления относятся:
Конституционный Суд Республики Беларусь;
суды общей юрисдикции;
хозяйственные суды.
Конституционный Суд разрешает дела и дает заключение о соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законов, нормативных актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, актов любого другого государственного органа.
В случае признания Конституционным Судом акта не соответствующим Конституции данный акт считается утратившим силу в целом или в определенной его части с момента, определяемого Конституционным Судом. Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Задача судов общей компетенции – рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. При рассмотрении конкретных дел суд оценивает правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. Кроме того, граждане могут непосредственно обратиться в суд с жалобой на действие того или иного должностного лица органа исполнительной власти.
Формы контроля судов общей юрисдикции за законностью в государственном управлении включают:
Ø рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов (должностных лиц), нарушающих их права и свободы;
Ø рассмотрение жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
Ø рассмотрение жалоб организаций;
Ø проверку при рассмотрении уголовных дел качества предварительного следствия;
Ø рассмотрение жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
Ø проверку при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц.
Суды общей юрисдикции влияют на законность деятельности органов государственного управления путем:
- предупреждения нарушений через санкционирование властных действий, вынесение частных определений;
- восстановления нарушенных прав;
- взыскания причиненного имущественного и морального ущерба; привлечения нарушителей законности к ответственности.
Хозяйственные суды Республики Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Систему хозяйственных судов представляют:
• Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
• хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска;
• специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Свою деятельность указанные суды осуществляют на основании Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Хозяйственного процессуального кодекса.
Таким образом, содержанием судебного контроля при рассмотрении административных дел и споров является проверка судом соответствия или несоответствия действий и актов органов управления, должностных лиц требованиям законности.
Вопросы:
1. В чем заключается сущность законности?
2. Какова роль государственной дисциплины в административном управлении?
3. Какие способы обеспечения законности и дисциплины вам известны?
4. Назовите формы контрольной деятельности.
5. Охарактеризуйте роль президентского контроля.
6. Сравните понятия «государственный надзор» и «судебный контроль.
Примерные темы рефератов.
1. Принцип законности и его юридическое значение.
2. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления.
3. Контроль Президента Республики Беларусь и органов законодательной (представительной) власти в сфере управления.
4. Прокурорский надзор в сфере управления.
5. Общий административный и судебный надзор в сфере управления.