Пределы действия нормативных правовых актов
Все нормативные правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы), а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).
По общему правилу нормативные правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения нормативного акта в действие до утраты им силы.
Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, имеют в виду три существенных обстоятельства: 1) момент вступления его в законную силу; 2) прекращение его действия и 3) применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).
В Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
- в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
- указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например: "с момента подписания", "с момента опубликования" и т.д.);
- применения общих правил, если юридический документ не содержит указания на срок вступления в силу.
По этим общим правилам законы, другие нормативные правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Нормативные правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно но истечении семи дней после их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания.
Акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента опубликования и, как и иные нормативные правовые акты, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:
- истечения срока, на который был принят юридический документ;
- объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в акте того же уровня);
- принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
- устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории России).
Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.
Во-первых, нормативный правовой акт, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый нормативный правовой акт.
Во-вторых, нормативный правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.
Действие нормативных правовых актов в пространстве означает, что нормативный акт применяется на той территории, па которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ - на территорию этих государственных образований, акты муниципальных органов - на территорию соответствующих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.
К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, пребывающие на территории государства, находятся в сфере действия законодательства данного государства. Юридическая наука и практика знают принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция. Согласно этому принципу определенные части территории государства - здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта, а также дипломатические представители иностранных государств - признаются находящимися не на территории государства, где они реально пребывают, а на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территория посольств в иностранных государствах считается территорией соответствующего государства. Какие бы то ни было посягательства на здания посольств приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.
43. Теории происхождения права: история и современное состояние ( см в тетради).
44. Юридико-технические категории: правовые аксиомы, презумп-