Функции альтернативной службы
Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико – правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание таких задач определяется различными внутренними и внешними факторами.
Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:
1) содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют;
2) в отличие от функций государственных органов (финансовых, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом;
3) функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности;
4) функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства;
5) функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.
Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности.
Существенными признаками функций государства являются:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;
2) непосредственна связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;
4) особые формы реализации функций государства, обусловленные применением специфических методов управления1).
Прежде всего, следует обратить внимание на публично – правовой характер альтернативной гражданской службы, обусловленный сопряженностью ее со сферой реализации оборонной функции государства.
Функция обороны основывается в настоящее время в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы государству нужны только для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.
Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. такую организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Эта система основана на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии и др.1)
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ).
Оборона – основной элемент защиты Отечества и одна из важнейших функций государства. Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. № 61 ФЗ «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1)2).
В целях обороны установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации и как вариант устанавливается на сегодняшний момент возможность реализации альтернативного исполнения данной обязанности.
В соответствии со ст. 1 Закона о воинской обязанности воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
а) воинский учет;
б) обязательную подготовку к военной службе;
в) призыв на военную службу;
г) прохождение военной службы по призыву;
д) пребывание в запасе;
е) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу1).
Функция государства по обороне страны от внешнего нападения составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно – организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности. Под оборонной функцией государства понимается его деятельность по обеспечению безопасности страны от агрессии. Осуществляется эта функция как в форме непосредственной военной защиты, т.е. применения вооруженной силы, так и в форме повседневных забот государства об укреплении обороноспособности страны.
Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. Именно с этих позиций – неоднозначности оборонительной функции государства и появилась возможность появления в недавнем прошлом альтернативной службы. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.
Значимость функции обороны современного Российского государства обусловлена, рядом обстоятельств. Во-первых, она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности. Именно благодаря этой функции обеспечивается суверенитет, самостоятельность государства на международной арене, а также защита его населения и территории. Во-вторых, оборона государства позволяет ему осуществлять независимую, авторитетную внешнюю политику, направленную на обеспечение мира и сохранение мирового порядка, а также создавать возможность проведения взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах деятельности с другими государствами.
Необходимо отметить также новое содержание и принципы военно-политической деятельности Российского государства в условиях перехода от отношений конфронтации и соперничества к отношениям сотрудничества и диалога, приоритетностью политических средств в обеспечении безопасности и возможности реализации этого через альтернативные варианты.
Понятие функции обороны является многогранным. Оно включает в себя всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил, как в мирное, так и в военное время.
Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений:
а) укрепление оборонной мощи страны. Высокую обороноспособность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно – технического прогресса, что позволяет удовлетворять не только материальные потребности общества, но и производить все необходимое для укрепления оборонного потенциала страны. Современная экономика призвана обеспечивать необходимый уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья и продовольствия и других компонентов оборонного потенциала государства. В этом направлении реализуется и направление альтернативной службы;
б) повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности. Каждое государство постоянно заботится о том, чтобы его вооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными средствами защиты, профессионально использовали все виды военной техники и оружия. В этом отношении альтернативная служба является вспомогательным элементом укрепления боеспособности;
в) организация гражданской обороны. Государства проводят ряд оборонных мероприятий в мирное время в целях противостояния возможному нападению извне и обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время;
г) военное обучение запаса вооруженных сил (резервов). Во многих странах организуется периодическая военная переподготовка лиц, состоящих на воинском учете. Это позволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом.
Функция обороны страны связана с другими функциями государства, например с экономической. Посредством эффективной экономической деятельности государство обеспечивает вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования.
Взаимодействие функции обороны с социальной функцией государства позволяет удовлетворять социальные нужды и потребности военнослужащих и их семей (охрану здоровья, обеспечение жильем, предоставление времени для отдыха, коммунальные услуги, пенсии на общегосударственном уровне и другие).
Посредством взаимодействия функции обороны страны с функцией охраны правопорядка успешно решаются вопросы укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей.
Все указанные функции, сопряженные с оборонной функцией, такие как экономическая, социальная являются направлениями реализации альтернативной службы.
Следует особо отметить взаимодействие оборонной политики государств мирового сообщества. В современных условиях это взаимодействие направлено на сокращение ядерных и обычных вооружений, на исключение из оборонных средств каждого государства бактериологического, химического, биологического и других видов оружия массового поражения. Речь идет о гуманизации военного противоборства между враждующими государствами. Снижение уровня военного противостояния различных стран благоприятно сказывается на экономических возможностях всех государств, культурном, духовном и экологическом благополучии их народов1).