Сетевой терроризм на фоне глобализации

События 11 сентября 2001 г. заставили заговорить о транснациональном терроризме, о новой роли транснацио& нальных террористических организаций в системе междуна& родных отношений, произвели переворот в умах политиков

 

и экспертов, общественном сознании мира в целом. Совре& менный терроризм влечет за собой значительные политиче& ские, экономические и моральные потери, оказывает силь& ное психологическое воздействие на общество, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей. Являясь ра& дикальной реакцией на существующие политические отноше& ния и приобретая с течением времени все больший размах, терроризм представляет собой угрозу как для отдельных го& сударств, так и для всего международного сообщества.

Питательной средой для развития терроризма выступает политический экстремизм в самых разных его формах и обличьях, т. е. проявление таких крайних фундаменталист& ских взглядов, приверженцы которых не гнушаются приме& нением насильственных методов для достижения своих це& лей. Собственно, общепринятого определения терроризма по сей день не существует (количество возможных дефиниций зашкаливает за сотню).

Однако в наиболее широком смысле под терроризмом по[ нимается применение насилия в отношении гражданских лиц, политических деятелей и символов того или иного го[ сударства, направленное на достижение заранее определен[ ных политических целей.

Существует несколько особенностей терроризма, которые очевидно отличают его от всех прочих форм политического и неполитического (криминального и др.) насилия. В их числе — использование террористических методов исключи& тельно для достижения определенной политической цели (целей); рассмотрение гражданского населения или симво& лов государственности как объектов воздействия; адресация террористических акций в конечном счете властям той или иной страны или стране в целом (та или иная конкретная террористическая акция может иметь и иных, «вспомога& тельных» адресатов; например, она может быть косвенным образом обращена к конкурирующим группировкам или да& же членам собственной организации — в целях ее радика& лизации или укрепления единства рядов).

Отличительной чертой терроризма по сравнению с любы& ми другими формами политически мотивированного наси& лия выступает его асимметричный характер. Терроризм — это оружие существенно более слабой с точки зрения параметров военно&политической мощи стороны в противо& стоянии с явно превосходящим противником. Асимметрия проявляется не только в очевидной разности потенциалов, но и в различных статусах сторон. Наиболее распространен& ная форма террористической активности связана с исполь& зованием террористических методов негосударственной группировкой для давления на государство с целью оказа& ния влияния на его действия посредством применения наси&

 

лия против гражданского населения, политических лидеров и символов государственности.

Ярким примером выступает столкновение США с терро& ристической сетью «Аль&Каида» после кровавого террорис& тического акта 11 сентября 2001 г. При сопоставлении ре& сурсов и возможностей «Аль&Каиды» и Соединенных Штатов сама мысль о столкновении этих двух несопостави& мых величин может показаться абсурдной. Проблема, одна& ко, в том, что «Аль&Каида» — это сетевая структура, не не& сущая никаких обязательств ни перед населением тех или иных стран, ни даже перед своими рядовыми членами, не ограниченная в выборе целей и средств. «Аль&Каида» не имеет какой&то единственной зоны базирования, ее финан& совые средства рассредоточены по разным географическим ареалам. Она до последнего времени имела возможность по& лучать скрытую поддержку от своих сторонников даже в США и в странах Западной Европы. В то время как США или любая другая страна мира — государство с широкими обязательствами как внутреннего (безусловное обеспечение безопасности собственной территории, граждан и т. д.), так и международно&правового плана, к тому же обремененное бюрократией, не склонной к международному сотрудничест& ву и придерживающейся традиционного бюрократического стиля ведения дел.

Применение насилия или угрозы применения насилия по отношению к гражданскому населению призвано компенси& ровать относительную военно&политическую слабость кон& кретной террористической группировки. Террористы пыта& ются навязать свою волю государствам и правительствам, пытаясь ударить по совершенно незащищенному, но при этом весьма чувствительному месту своего противника (ста& вя под угрозу жизнь простых граждан). В рамках автори& тарных или тоталитарных систем подобная угроза может игнорироваться или компенсироваться идеологически обус& ловленной массовой мобилизацией населения вокруг лозун& гов и программных установок партии и правительства. В рамках демократических систем, где роль и место электо& рата весьма существенны, террористы пытаются посредст& вом деморализации населения оказать косвенное влияние на правительство и под угрозой дестабилизации политической обстановки (угроза падения правительства, поражения пра& вящей партии на выборах и т. п.) добиться выполнения сво& их требований.

Выделяют два основных вида террористической активно& сти — внутренний и международный терроризм. Однако в современных условиях подобное деление утрачивает смысл. В традиционном смысле международным назывался такой тип террористической деятельности, который осуществлял&

 

ся и готовился на территории более чем одного государства или гражданами более чем одного государства. Совершенно очевидно, что на протяжении последних десятилетий XX в. даже те группировки, которые преследовали внутриполити& ческие цели, все чаще базировались, осуществляли сбор средств, вели пропагандистскую деятельность, проводили планирование и подготовку операций на территории сразу нескольких государств. Налицо, таким образом, размывание границы между внутренним и международным террориз& мом, интернационализация и транснационализация различ& ных аспектов деятельности террористических организаций и групп.

Связь современного международного терроризма и про& цессов глобализации прослеживается довольно четко. Так называемые «новые» международные террористические ор& ганизации смогли на удивление легко освоиться в меняю& щемся мире с проницаемыми границами и размывающимся государственным суверенитетом, усвоить новые приемы и методы организации, равно как и адаптироваться к стреми& тельному развитию коммуникационных и информационных технологий. Террористам удалось задействовать в своих це& лях растущие и слабо контролируемые трансграничные фи& нансовые потоки. Они неплохо адаптировались к передовым принципам самоорганизации, создав весьма обширные транснациональные сетевые организации. Террористические сети приспособлены к коррупционным практикам, к про& никновению в органы власти и управления, обладают устой& чивостью и способностью к регенерации. Они жизнеспособ& нее жестко централизованных организаций, построенных на принципах иерархической соподчиненности. В некоторых случаях можно вести речь и о финансовой самодостаточно& сти террористических сетей за счет фактического сращива& ния отдельных звеньев транснационального криминала и транснационального финансового бизнеса с террористичес& кими структурами. Сейчас в распоряжении мощных терро& ристических группировок имеются достаточные финансовые средства. Согласно опубликованным оценкам, совокупный бюджет в сфере террористической активности колеблется ежегодно от 5 до 20 млрд долларов.

Противодействие современному терроризму возможно только на основе более тесной, чем ныне, координации дей& ствий правительств, органов внутренних дел и служб безо& пасности различных стран мира. Одним из наиболее эффек& тивных методов борьбы с терроризмом является лишение его финансовой базы. В этом смысле возможности отдель& ных государств серьезно ограничены. Значительная часть финансовых ресурсов добывается террористическими сетями в результате легальной коммерческой деятельности, посред&

 

ничества в наркотрафике, а также за счет некоторых благо& творительных организаций и фондов, открыто базирующих& ся в ряде стран Запада и на Ближнем Востоке. При нали& чии транснациональных финансовых потоков очень сложно без международного сотрудничества проследить источники и схемы финансирования террористических организаций. С началом глобальной антитеррористической кампании рез& ко активизировалась работа по борьбе с отмыванием средств через банковскую сферу. Однако здесь еще много резервов для совершенствования взаимодействия. Кроме того, борьба с терроризмом невозможна и без скоординированной инфор& мационной политики в различных странах мира. Целью ан& титеррористических операций выступает изоляция террори& стов от общества и лишение террористических организаций доступа к внешним источникам снабжения. Основная слож& ность состоит в том, что подавить то или иное террористи& ческое движение можно лишь, если общественное мнение в стране (а ныне, в условиях глобализации, — и за ее преде& лами) считает террористов преступниками (а не борцами за свободу, жертвами империализма, тирании и т. п.) и фак& тически выступает на стороне, противостоящей терроризму (на стороне государства или группы государств). Плохо ско& ординированные действия в данной сфере могут свести эф& фективность контртеррористических операций практически к нулю. Активизации межгосударственного сотрудничестO ва, таким образом, нет альтернативы.

1111 Основные понятия:сети политические, терроризм, экс&

тремизм.

| Ц §Термины:субсидиарность.

От лат. subsidiarius — вспомогательный, резервный —

«принцип, согласно которому права и интересы индивида, малой социальной группы, первичных территориальных или профессиональных общностей имеют приоритет перед права& ми и интересами общностей более высокого порядка и госу& дарства. В политическом плане принцип субсидиарности или дополнительности означает выбор в пользу перераспре& деления ответственности снизу вверх, в отличие от процес& са децентрализации, делегирования полномочий сверху вниз. В соответствии с ним утверждается, что на вышесто& ящие уровни управления должны быть переданы только те функции, которые не могут в полной мере или достаточно эффективно выполняться низовыми структурами.

Проверьте себя

1) Что такое политическая сеть? 2) В каких сферах че&

ловеческой деятельности наиболее активно проявляют себя

 
сетевые структуры? 3) Перечислите особенности и отличи&

тельные черты современного политического терроризма.

4) В чем опасность террористических сетей?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Сетевые формы организации получают все более ши& рокое распространение, особенно среди неправительствен& ных организаций. Какими именно свойствами политических сетей вы могли бы объяснить популярность сетевого прин& ципа организации?

2. Существует ли какая&либо взаимосвязь между глоба& лизацией, информатизацией и распространением сетевых форм организации? Обоснуйте свою точку зрения.

3. До сих пор достаточно широко распространено мнение, согласно которому борьба с терроризмом является делом ис& ключительно специальных служб и органов правопорядка. Какова, на ваш взгляд, может быть роль гражданского об& щества и отдельных граждан в противостоянии террористи& ческой угрозе?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из работы американского социолога о сетевых струк&

турах.

Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды (например, ценности или производственные задачи). Социальная структура, имеющая сетевую основу, характери& зуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя при этом потерять свою слабансированность. Се& ти оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: капиталистической экономики, осно& вывающейся на инновациях, глобализации и децентрализо& ванной концентрации; сферы труда с ее работниками и фир& мами, основывающейся на гибкости и адаптируемости; сферы культуры, характеризуемой постоянным расчлене& нием и воссоединением различных элементов; сферы по& литики, ориентированной на мгновенное усвоение новых ценностей и общественных умонастроений; социальной ор& ганизации, преследующей своей задачей завоевание прост& ранства и уничтожение времени. Одновременно морфология сетей выступает в качестве источника далеко идущей пере& стройки отношений власти. Подсоединенные к сетям «ру& бильники» (например, когда речь идет о переходе под кон& троль финансовых структур той или иной империи средств информации, влияющей на политические процессы) высту& пают в качестве орудий осуществления власти, доступных

 

лишь избранным. Кто управляет таким рубильником, тот и обладает властью».

Касте лье Мануэль, Становление общества сетевых структур//

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — С. 495—496.

Вопросы и задания к источнику. 1)Какова, по&вашему, сфера распространения сетей как организационного принципа? 2) Способ& ствует ли развитие сетевых структур демократизации общества или нет? Попытайтесь обосновать свой ответ.

Наши рекомендации