Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики

Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., около 50

княжеств к началу XIII в., примерно 250 — в XIV в.

Причины раздробленности.

1) Рост боярского землевладения.

2) Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными.

3) Развитие местного управления. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя не хотели зависеть от центральной власти в Киеве.

4) Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности.

Раздробленность — закономерный этап развития Древней Руси, принял форму закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода. Формально большее значение имел тот князь, который носил титул великого князя киевского

Владимиро-Суздальское княжество.Северо-восточная Русь — Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) — располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами — лесами, реками. Кроме того, на пути кочевников к Ростово-Суздальской Руси лежали земли других южнорусских княжеств, принимавших на себя первый удар. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. Выгодны торговые путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. В Ростово-Суздальской земле, столицей которой тогда был город Суздаль, княжил в то время шестой сын Владимира Мономаха— Юрий (1125—1157)«Долгорукий». Юрий Долгорукий, всю свою жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол. Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях. Он активно влиял на политику Новгорода Великого. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом. Сын Юрия — Андрей понял, что Киев утратил прежнюю роль. В княжение Андрея (1157—1174) развернулась ожесточенная борьба с местным боярством. Андрей перенес столицу из боярского Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме,. В шести километрах от столицы княжества Андрей основал свою загородную резиденцию — Боголюбово., за что и получил прозвище Боголюбскин. Здесь, в Боголюбском дворце в 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.

Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток. Андрей пытался подчинить Новгород и другие русские земли. В его политике находила отражение тенденция к объединению всех русских земель под властью одного князя.

Политику Андрея продолжил его сводный брат—Всеволод II Большое Гнездо (1176—1212). У князя было много сыновей, отчего он и получил свое прозвище (его сыновья изображены на рельефе стены Дмитриевского собора во Владимире). Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством закончилась в пользу князя. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии.

Он пытался подчинить своей власти Новгород, расширил территорию своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре, отодвинул границу Волжской Болгарии за Волгу. Владимиро-суздальский князь был в то время сильнейшим на Руси.

Владимиро-Суздальское княжество сохраняло первенство среди русских земель и после смерти Всеволода Большое ГнездоПроцесс дальнейшего экономического подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием.

Галицко-Волынское княжество.Юго-западная Русь — Галицко-Волынскос княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестром и Прутом. Здесь имелись тучные черноземы в широких речных долинах, а также обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности, и значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. Удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести активную внешнюю торговлю. Кроме того, земли княжества находились в относительной безопасности от кочевников. Подъем Галицкого княжества начался при Ярославе Осмомыслс Галицком (1153—1187). (Знал восемь иностранных языков, отчего и получил свое прозвище; по другой версии — «восьмимыслимый», т. е. мудрый.) В. 1159 г. галицкие и волынские дружины на время овладели Киевом.

Объединение Галицкого и Волынского княжеств произошло в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче (1170—1205). В 1203 г. он захватил Киев и принял титул великого князя. Образовалось одно из крупнейших государств Европы (римский папа предлагал даже Роману Мстиславичу принять королевский титул). Роман Волынский и Галицкий вел упорную борьбу с местным боярством, завершившуюся его победой, успешно воевал с Польшей, половцами, вел активную борьбу за главенство над русскими землями. Старшему сыну Романа Мстиславича Даниилу (1205—1264) пришлось выдержать длительную борьбу за престол как с венгерскими, польскими, так и с русскими князьями. Только в 1238 г. Даниил Романович утвердил свою власть над Галицко-Волынской землей. В 1240 г., заняв Киев, Даниил сумел объединить юго-западную Русь и Киевскую землю. Однако в том же юлу Галицко-Волынскос княжество было разорено монголо-татарами,

Новгородская боярская республика.Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Новгородская земля находилась далеко от кочевников. Значительное число земель принадлежало боярству. Но почва была не плодородной, промысловые занятия — охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество — получили значительное развитие. Город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией. В ходе восстания 1136 г., боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т. д. Наряду с общегородским вечем существовали «кончанские» (город делился на пять районов — концов, а вся Новгородская земля — на пять областей — пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фактическим правительством были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода. Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»; был главой правительства, в его руках были управление и суд

Вече выбирало главу новгородской церкви—епископа (впоследствии архиепископа). распоряжался казной, контролировал внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т. д., имел даже свой полк. Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе.

Киевское княжество.Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. Хотя внутри Руси уже не было политического единства, но были единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ.

Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.

Это время господства средневековой культуры. Русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Отличительной черти культуры Киевской державы был соединение достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица.

Основными центрами обучения были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.). Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности

среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот —в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах

Литература, устное народное творчество.От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название.

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др. Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Кисво-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных лет» и вели до отделения своих земель от Киева Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимаемся «Псковская летопись»; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»); летопись Новгорода - городская хроника, Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»). Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. («жития» князей Бориса и Глеба». Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевскою митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которою было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией. Из наиболее известных сочинений тою времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др.Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве». Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

В древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Прославились русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы, в Европу поставлялись замки, самозатачивающиеся ножи. С середины X в. было широко развитию производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — кольчуги, колющих мечей, сабель. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

Архитектура.Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас oт домонгольского времени. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в.,— но двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. В середине XI в., при Ярослав Мудром, был сооружен Софийский собор (1037), Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения. Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5-—7 рядами икон. В западной части располагался балкон — хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Различия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены как бы из отдельных монументальных глыб, слепленных рукой человека. Наиболее известные памятники Новгорода — соборы Юрьева и Антоньева монастырей, церковь Спаса на Передние. Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. Белый камень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных деталей и украшений. Характерные черты белокаменной архитектуры — изысканность, стройность. ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий посередине здания.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде. Золотые ворота. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове — одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на реке Перли неподалеку от Боюлюбова; соборы Персяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польскою.

Внутри храма смены украшались фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками на сырой шгукагурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрою, бьповыс сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. — специального стекловидного материала. Необходимым украшением храмов были иконы Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Владимирской Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. имена русских иконописцев XI в.— Алимпий, Олисий, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой. Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития.

Наши рекомендации