Миграция как фактор развития экстремизма в современной россии: проблемы и пути преодоления
Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Шумилова О.Е.
Тульский государственный университет
Вступив в третье тысячелетие, человечество столкнулось с серьёзными изменениями в существовании обществ, одним из которых стало усиление миграционных процессов. Особого внимания как со стороны властных структур, так и научного общества заслуживает проблема нелегальной трудовой миграции. Согласно данным МВД России на сегодняшний день в Российской Федерации незаконно находится от 700 тыс. до 2,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших более чем из 30 стран мира (Афганистан, Пакистан, Индия, Ирак, Китай, Сомали, Нигерии и т.д.) [2; с.128]. Нелегальная миграция существенно обостряет социальную, экономическую, демографическую и криминогенную обстановку в принимающих странах, подрывает основы их национального суверенитета, территориальной целостности, общественного порядка, безопасности и неприкосновенности границ. В последнее время миграционные потоки в Россию нередко становятся фактором формирования социальной среды экстремизма – демонстрации жёсткой формы межэтнических конфликтов, защитных мер принимающего сообщества.
Следует отметить, что экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в России в 90-х гг. XX в. Среди основных причин можно назвать длительную социально-экономическую нестабильность и социальную дезорганизацию граждан. В большей степени экстремистским идеям была подвержена молодежь из малообеспеченных семей, которая под лозунгами борьбы за «чистоту нации», «освобождение русского народа» и т.д., объединялась (обычно по территориальному принципу) в группы, каждая из которых насчитывала в среднем от 7 до 15 человек. Чаще группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом. Такие акты представляли собой выплески агрессии, накапливающейся в результате социальной неустойчивости. Из-за сложного положения в стране подобные группировки часто оставались безнаказанными, что привело к их укреплению и численному увеличению. В результате накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма, ксенофобии и религиозного экстремизма, активизацией ультранационалистических сил. В ряде регионов России достаточно широко распространились антисемитизм и антииммигрантские настроения. Однако важно отметить, что идеям экстремизма подвержены не только представители принимающего общества, но и иммигранты. Незаконные мигранты не только вовлекаются в преступную деятельность, но и сами объединяются в криминальные группировки, поддерживая контакты с этнической Родиной.
14 марта 2013 года в Российском институте стратегических исследований прошел круглый стол «Миграция и экстремизм», в ходе которого участники пришли к следующим выводам: «Экстремизм – одна из главных угроз российской государственности, обусловленная современными миграционными процессами. Слабоконтролируемая миграция нередко становится значимым фактором формирования социальной базы терроризма в важнейших геополитических территориях России. Сегодня в государственной миграционной политике крайне необходимо учитывать данные обстоятельства и полностью отказаться от либеральных подходов в регулировании миграции» [4].
Стремясь не допустить развития экстремистских установок, урегулировать конфликты в принимающих странах, правительства прибегают к созданию и реализации соответствующих правовых механизмов и инструментов. Так, 14 июня 1992 г. Указом Президента Российской Федерации № 626 была создана Федеральная миграционная служба России. В 1997 г. Российская Федерация инициировала принятие Соглашения между странами СНГ о необходимости координации деятельности всех правоохранительных органов государств-участников СНГ по предотвращению и пресечению незаконной миграции, которое было принято в 1998 г. Кроме того, в Российской Федерации активно реализуется Концепция государственной миграционной политики и Концепция регулирования миграционных процессов.
Таким образом, можно сказать, что Российская Федерация, как и остальные страны, проводит активную политику по регулированию миграционных процессов, что способствует установлению стабильных, дружественных межэтнических отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006. 432с.
2. Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. М.: Внешторгиздат, 2003. 264с.
3. Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф. Мировой рынок труда и международная миграция. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. 303с.
4. Миграция и экстремизм. Круглый стол. Сайт Российского института стратегических исследований [Электронный ресурс]. – URL: http://www.riss.ru/index.php/actions/1625-migratsiya-i-ekstremizm#.UoHs2HDIYRo
5. Исламизация востока России. Сайт проекта «Берег России» [Электронный ресурс]. – URL: http://beregrus.ru/?p=1603
Меренкова Я.В.