Эвакуация архивных фондов.
Доклад Архивоведение
До Великой Отечественной войны был издано ряд постановлений, направленных на упорядочение архивного дела в СССР. Оформление единого Государственного архивного фонда СССР, закрепленное положением о нем, произошло в 1941 г. В состав ГАФ СССР были включены все документальные материалы, имеющие научное, политическое и практическое значение, независимо от времени их происхождения, содержания, оформления, техники и способа воспроизведения. В ГАФ входили материалы высших органов государственной власти и государственного управления, органов суда и прокуратуры СССР, местных государственных научных и культурных учреждений, воинских частей, производственных предприятий, другие материалы городских архивов с постоянным составом документов, архивы союзных и автономных республик, краев, областей и округов, а также копии документов зарубежных архивов. Важнейшим источником пополнения ГАФ являлись личные архивные фонды политических, общественных деятелей СССР, деятелей науки, техники, литературы, искусства.
Мероприятия архивных учреждений в первые дни Великой Отечественной войны (ВОВ).
Перед архивными учреждениями с начала войны стала задача подготовки эвакуации на восток многих миллионов единиц хранения Государственного архивного фонда. На следующий день после начала войны вышел приказ ГАУ (Главное архивное управление) НКВД о перемещении особо ценных документов в безопасные места. 24.06.1941 по решению ЦК ВКП (б) и СНК СССР был образован Совет по эвакуации, а 27.06.1941 правительство приняло постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». 5 июля вышло распоряжение СНК СССР об уничтожении тех архивов, которые невозможно вывезти из зоны боевых действий.
При наркоматах и ведомствах основали бюро и комиссии по эвакуации, выделили уполномоченных для каждой группы предприятий.
В правительственный план эвакуации входил и вывоз культурных ценностей, в т.ч. и архивов. В начале июля последовало указание о перебазировании в восточные страны культурных ценностей из городов, оказавшихся в зоне возможных боевых действий и находившихся под угрозой бомбардировок авиацией врага.
Эвакуация архивных фондов.
В июле-августе 1941 и в следующие месяцы в архивах Москвы, Ленинграда и других городов, лежащих к западу от столицы, происходили подготовка к эвакуации и вывоз архивных фондов.
В восточные районы страны эвакуировали свыше 14 млн наиболее ценных дел ГАФ. Значительную их часть разместили вначале в Саратове и Чкалове, а затем в Орске, Барнауле, Перми, Шадринске и других городах.
Эвакуация проходила организованно под руководством начальников архивов и ответственных сотрудников. Это помогло почти во всех названных центрах эвакуации развернуть занятия по использованию документальных материалов в практических и научных целях.
В годы Великой Отечественной войны Государственный архив Сталинградской области был одним из мест эвакуации документов государственного архивного фонда страны. В 1941 г. в него поступили 4,5 вагона материалов из западных областей и прифронтовых районов
В связи с приближением фронта к Сталинграду, УНКВД по Сталинградской области эвакуировало в г. Уральск Западно-Казахстанской области часть документов и весь научно-справочный аппарат Сталининградского облгосархива и его филиалов в Астрахани и Камышине. Всего вывезли 16 вагонов: 4 – из Сталинграда с документами облгосархива, 11 – из Астрахани и 1 – из Камышина. Из Сталинграда были отправлены также 4 вагона документов архивов Украины.
В результате воздушной бомбардировки г. Сталинграда фашистами в ночь с 24 на 25 августа 1942 г. были полностью уничтожены архивохранилища и помещения облгосархива и отдела УНКВД, погибли 330614 дел (1291 фонд).
В Уральске и Челкаре Сталинградские архивы оказались в исключительно тяжёлом положении: документы были свалены в складские помещения, абсолютно не приспособленные для их хранения.
В Камышине облгосархив находился до 1958 г., затем переехал в Сталинград в специально построенное здание.
В республики и области Российской федерации был разослан циркуляр НКВД СССР № 530 от 12.11.1943, согласно которому государственные и ведомственные архивы России должны были составлять специальные акты с указанием размеров ущерба, причинённого их документам. К актам должны были прилагаться описи на утраченные документы.
Изменения в системе управления государственными архивами.
Подчинение работы учреждений требованиям военного времени вызвало перестройку многих звеньев государственного аппарата, произошли перемены и в ГАУ НКВД СССР. Его преобразовали в Управление государственными архивами (УГА) НКВД СССР.
Руководство ленинградскими центральными государственными архивами передали Архивному отделу УНКВД по Ленинградской области (до войны они подчинялись ГАУ).
В структуре УГА СССР произошли тоже некоторые изменения. Рост требований военных и хозяйственных учреждений на документы оборонно-экономического значения вызвал необходимость создать в 1943 г. в управлении сектор, а затем отдел использования архивных материалов. Был образован отдел комплектования, сыгравший большую роль в охране, а в дальнейшем и в реэвакуации письменных памятников.
В 1-ый период войны,– основан научно-издательский отдел.
Государственные архивы стали комплектоваться документами военного времени.
На совещании начальников ведомственных архивов в мае 1942 г. были рассмотрены вопросы собирания, обеспечения сохранности и учёта документов, образовавшихся в работе народных комиссариатов, учреждений, предприятий и организаций в военное время. В целях сохранения исторических источников по ВОВ архивам было дано указание (август 1942) о запрещении уничтожать дела, отложившиеся в учреждениях в период войны.
Но еще раньше, 25 ноября 1941 в дни битвы под Москвой, архивные учреждения получили распоряжение организовать сбор документов ВОВ. В ЦГАКА (Центральный госархив Красной Армии) предлагалось создать отдел фондов Отечественной войны народов СССР. Отделу поручалось собирать исторические источники о героической борьбе Красной Армии на фронтах войны.
Следующий шаг – директива о собирании документов (учёте и хранении), о действиях гитлеровских властей, о всевозможных преступных деяниях. Инструкция объявляла и те, и другие материалы общегосударственным достоянием, а потому запрещала уничтожать материалы о злодеяниях фашистских властей на оккупированных территориях, потом они дали большой фактический материал для изобличения на Нюрнбергском процессе.
По примеру ЦГАКА, 6 мая 1942 г. возник отдел фондов Отечественной войны в ЦГАОРЕ(Центральный государственный архив Октябрьской революции). В отдел передавались вначале бумаги, попавшие в УГА СССР согласно инструкции о собирании документов о фашистских зверствах и грабежах. Позднее – в начале 1943 – отдел фондов о войне организовали в ЦГЛА (Центральный государственный литературный архив). За короткое время эти отделы сконцентрировали значительное количество материалов.
В 1943 г. в ЦГАКА имелось уже до 20 тыс. единиц хранения по периоду Великой Отечественной войны. Удалось собрать свыше 40 тыс. фронтовых газет, брошюр, журналов.
Наряду с УГА НКВД СССР, собиранием и охраной исторических источников по ВОВ занимались и другие учреждения и организации: комиссия Отечественной войны при Академии наук СССР, ЦК ВЛКСМ, музеи и др. Наибольшую роль в этом деле играли военные учреждения, заинтересованные, прежде всего, в фондах военных частей и управлений действующей армии. Военные учреждения образовали в глубоком тылу временное хранилище, в которое поступало делопроизводство отдельных воинских частей действующей армии. В приказах НКО СССР в августе 1941 г., в марте 1942 г. давались указания о содержании материалов, которые должны были направляться с фронта в это хранилище. Речь шла о документах, рисующих ход и результаты проведённых боёв и операций, «отображающих динамику боевых действий частей и соединений», «массовый героизм и мужество солдат Красной Армии».
ГЛАВА 4. Борьба за сохранность документальных материалов. Разрушение гитлеровцами архивов.
Самые большие потери в начале войны понесли ведомственные архивы, где в начале войны бесконтрольно уничтожались документы.
На совещании начальников ведомственных архивов СССР и РСФСР в 1942 г. было установлено, что наибольшие утраты в первые дни войны имели архивы наркомфина, наркомзема и особенно наркомпроса и наркомата пищевой промышленности.
Особое внимание НКВД уделяло деятельности экспертных и экспертно-проверочных комиссий. Им надлежало в условиях Великой Отечественной войны, - как это было и в период гражданской войны, - играть важнейшую роль в охране документов.
В августе 1942 г. УГА НКВД СССР дало указание о задачах архивов и экспертных комиссий наркоматов, учреждений, предприятий и организаций по охране документальных материалов в обстановке войны. В указании напоминалось, что экспертные комиссии, по существу, являются органами государственного контроля в архивном деле и тем самым на них лежит особая ответственность за гибель документов. Уничтожение материалов разрешалось только в тех случаях, когда этого требовало упорядочение ГАФ. Подтверждалось запрещение уничтожать дела из фондов, отложившихся в военный период. Подчёркивалась необходимость бережного отношения к историческим источникам ВОВ, которые в дальнейшем должны были стать предметом тщательного исследования.
В результате вражеского нашествия почти полностью были истреблены фонды государственных архивов Сталинградской, Воронежской, Черниговской областей. Погибла часть архивов Белорусской и Украинской ССР.
Сохранившиеся же архивы в период оккупации приводились в беспорядок, бесконтрольно расхищались.
При отступлении немецких войск спецотряды гитлеровцев наравне с материальными и художественными ценностями и оборудованием заводов, вывозили и наиболее важные архивные фонды советских республик.
Наряду с этим документальным материалам грозила гибель от воздушных налётов вражеской авиации, диверсионных актов, пожаров. В директивах об эвакуации в восточные регионы страны ценных документов указывалось, что материалы, не имеющие научно-исторического значения, следует уничтожать, чтобы ничего важного не попало в руки врага.
ГЛАВА 5. Всесоюзная конференция историков-архивистов СССР в 1943 г.
1-3 июня 1943 г. в Москве состоялась Всесоюзная конференция историков-архивистов СССР. Конференция явилась крупной вехой в архивном строительстве. Факт созыва конференции в разгар войны показывал, что и в тяжелейших условиях войны развитие науки, культурного строительства в стране продолжало оставаться предметом исключительного внимания со стороны власти.
Подводя итоги работы архивных учреждений по охране и собиранию документальных источников ГАФ в первый период ВОВ, конференция на основе накопленного опыта в этом деле выдвинула перед архивами ряд важных задач. В числе их были:
- организация собирания материалов военного времени (и в конечном итоге образование центрального государственного архива ВОВ);
- подготовка и планомерное осуществление реэвакуации архивных собраний;
- усиление деятельности по использованию документов в оборонных, народно-хозяйственных и научно-исследовательских целях.
В эти задачи также входило развёртывание занятий по написанию путеводителей по государственным архивам, обзоров и других научных справочников, создание Государственной археографической комиссии.
ГЛАВА 7. Реэвакуация, приведение архивов в порядок.
По мере освобождения советской властью временно оккупированных территорий страны происходило восстановление разрушенных гитлеровцами государственных архивов, возвращение сюда эвакуированных в восточные районы фондов и развёртывание занятий по упорядочению и научно-технической обработке материалов.
К 15 ноября 1944 г. из 14 млн дел, вывезенных в 1941, было возвращено на места прежнего хранения свыше 9 млн дел. Государственные архивы Москвы – центральные и областные – полностью закончили реэвакуацию. Завершилась она и во многих других краях и областях.
В результате нападения фашистской Германии на СССР погибло примерно 84 млн 699 тыс. дел, 1 млн 191 тыс. кг россыпи, 862 тыс. единиц фотодокументов и 50 тыс. метров киноплёнки, хранившихся в советских государственных и ведомственных архивах. Кроме того, значительное количество государственных архивов было вывезено оккупантами и укрыто на территории СССР, а также за его пределами.
Источники.
1. Максаков, В.В. История и организация архивного дела в СССР (1917-1945). / В.В. Максаков.—М.: Наука, 1969.