Источники административного права. Источники административного права - это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы
Источники административного права - это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.
Конституция Российской Федерации и Федеральные конституционные законы, например, Федеральные конституционные законы "О Правительстве Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и другие - это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 21 сентября 1970 г. В соответствии с п. 4 ст. 14 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Федеральные кодификационные законы, например, Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и многие другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.
Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.
Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.
Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (Основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и другие.
Нормативные правовые акты центральных федеральных и субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.
Нормативные правовые акты местных муниципальных органов исполнительной власти также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.
Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам центральных органов исполнительной власти, принятых в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.
9.Административно–правовые отношения, их характерные особенности и отличие от правоотношений в других отраслях права
Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом. Административное правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой; установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
Сама по себе норма административного права не создает конкретное административно-правовое отношение. Она - основа его возникновения, при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.
Административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти.
В теории административного права отмечается, что для всех административно-правовых отношений, поскольку они являются юридической формой управленческих отношений, характерны основные их качества. Они представляют собой одну из форм социальных отношений, т.е. отношений людей, различных социальных коллективов, возникающих в процессе осуществления функций государственного управления. Они - одна из форм волевых отношений, поскольку определяются волей и сознанием их участников. По своей природе административно-правовые отношения являются организационными, что обусловлено организующей сущностью самого государственного управления. Наконец, они носят административный характер, т.е. связи между сторонами строятся на властно-организационной основе. В рамках этого принципиального единства следует раскрыть их основные черты.
1. Административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе административно-правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них. Эти правовые отношения отличаются строгой регламентацией нормами административного права поведения сторон, их взаимных прав и обязанностей.
2. Административно-правовые отношения складываются в специфической сфере, а именно в области осуществления исполнительно-распорядительной, т.е. властно-организационной, деятельности субъектов государственного управления. Права и обязанности сторон этих правоотношений непременно связаны с задачами данного вида государственной деятельности. Таким образом, достаточно четко очерчиваются границы, в которых возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.
3. Субъекты административно-правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными (субъектными). Эта связь и образует правоотношение, в рамках которого праву одной стороны (субъекта правоотношения) соответствует (корреспондирует) обязанность другой стороны, и наоборот.
4. Административно-правовые отношения носят волевой характер, поскольку он не может автоматически проявиться и функционировать без волеизъявления участников или хотя бы одного из них. Следовательно, необходим волевой акт, дающий начало правовому отношению.
5. Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект, в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо). Возникновение этих отношений невозможно без участия субъекта, наделенного обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений. Данная особенность административно-правовых отношений объясняется прежде всего тем, что исполнительно-распорядительную деятельность призваны осуществлять от имени государства органы государственного управления и их должностные лица. Именно поэтому без их участия не может быть облеченного в правовую форму управленческого отношения.
6. Административно-правовые отношения характерны тем, что их обязательный субъект всегда действует юридически властно. Эта их черта определяется предыдущей и непосредственно вытекает из нее. Действительно, если в административно-правовых отношениях обязательный субъект выступает от имени государства и выражает его интересы в этих отношениях, то он не может не действовать властно. Властные полномочия всегда на стороне того субъекта, который олицетворяет исполнительно-распорядительную деятельность.
7. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения. Но и здесь согласие не имеет непосредственно правообразующего значения, т.е. не превращается в самостоятельный юридический акт (например, договор). Объясняется это прежде всего тем, что органы государственного управления полномочны по собственной инициативе создавать конкретные административно-правовые отношения.
Следовательно, инициатива сторон порождает непосредственно административно-правовое отношение только в тех случаях, когда она предусматривается административно-правовыми нормами в качестве юридического условия возникновения правоотношения. Причем для органов государственного управления правовая возможность вступить в такого рода отношения составляет одновременно и его обязанность, чего нельзя сказать в отношении других сторон административно-правового отношения, например при совершении правонарушения.
8. В административно-правовых отношениях споры, которые могут возникать между их участниками, разрешаются обычно в административном (внесудебном) порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица). Вместе с тем действующее законодательство предусматривает ряд случаев судебного рассмотрения таких споров.
9. Административно-правовые отношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством от нарушений. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правоотношения, устанавливается юридическая ответственность перед государством, а не одной стороны перед другой, что характерно для гражданско-правовых отношений.
Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями - это органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации, государственные служащие, граждане, иностранцы, лица без гражданства.
Субъекты административно-правовых отношений обладают определенной административной правоспособностью и дееспособностью.