Специальные административно-правовые режимы
Понятие и статус административно-правовых режимов -неотъемлемые составляющие административного права.
Понять природу административно-правовых режимов помогают общие характеристики правового режима.
Слово «режим» имеет несколько значений:
государственный строй, метод управления;
установленный распорядок жизни (работы питания, отдыха, сна);
совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели (режим экономии).
Правовой режимпредставляет собой систему норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов. При этом различают как юридическую сторону режима (систему правил), так и фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).
Некоторые авторы (Н.И. Матузов, А.В. Малько) под правовым режимомимеют в виду особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Особым видом правовых режимов являются административно-правовые режимы. Среди ученых-административистов нет единого подхода к понятию этих режимов, их классификации. Так, Ю.А. Тихомиров считает, что административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов в разных сферах государственной жизни, устанавливается в законах и подзаконных актах и направлен на их строгую целевую и функциональную деятельность на тех участках,
где нужны дополнительные средства для поддержания требуемого государственного состояния. По его мнению, режимы делятся на три группы. Первая охватывает административно-правовые режимы для определения государственных состояний (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности и т.д.). Вторая включает в себя функциональные административно-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологической и др.). Третья группа режимов включает легализирующие режимы, касающиеся как официальной регистрации юридических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к видам деятельности.
Ю.М. Козлов, А.Г. Чернявский и другие под административно-правовым режимом понимают основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления.
Шире рассматривает административно-правовые режимы Д.Н. Бахрах. Он исходит из того, что административно-правовой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между ее звеньями при реализации ими своих функциональных обязанностей, при регулировании ими различных социальных объектов и процессов. Такой режим Д.Н. Бахрах определяет как общий режим деятельности государственной администрации. Элементами общего административного режима являются режим законности деятельности государственной администрации, паспортный режим, режим государственной службы и др. Все эти режимы рассчитаны на повседневную административную деятельность и типичные социально-управленческие ситуации.
Однако иногда требуются специальные меры исполнительной деятельности, применяемые на определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета. Их называют специальными административно-правовыми режимами (например, режим чрезвычайного положения).
Таким образом, административно-правовой режимпредставляет собой особый вид государственного регулирования, в ходе
которого создается и используется соответствующая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения определенного государственного состояния. Следовательно, назначение административно-правовых режимов - это регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств, а именно:
правовые нормы и акты, устанавливающие особый порядок деятельности;
государственные органы, специально создаваемые ими, наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;
детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;
система контроля и ответственности за деятельностью в рамках административно-правового режима;
более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов;
наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств.