Специальные административно-правовые режимы

Понятие и статус административно-правовых режимов -неотъемлемые составляющие административного права.

Понять природу административно-правовых режимов помо­гают общие характеристики правового режима.

Слово «режим» имеет несколько значений:

государственный строй, метод управления;

установленный распорядок жизни (работы питания, отды­ха, сна);

совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели (режим экономии).

Правовой режимпредставляет собой систему норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов. При этом различают как юри­дическую сторону режима (систему правил), так и фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).

Некоторые авторы (Н.И. Матузов, А.В. Малько) под право­вым режимомимеют в виду особый порядок правового регули­рования, выражающийся в определенном сочетании юридичес­ких средств и создающий желаемое социальное состояние и кон­кретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Особым видом правовых режимов являются администра­тивно-правовые режимы. Среди ученых-административистов нет единого подхода к понятию этих режимов, их классификации. Так, Ю.А. Тихомиров считает, что административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов в разных сферах государственной жизни, устанавливается в законах и подзаконных актах и направлен на их строгую целевую и функциональную деятельность на тех участках,

где нужны дополнительные средства для поддержания требуемого государственного состояния. По его мнению, режимы делятся на три группы. Первая охватывает административно-правовые режи­мы для определения государственных состояний (чрезвычайно­го, военного положения, охраны государственных границ, тамо­женных границ, регулирования внешнеторговой деятельности и т.д.). Вторая включает в себя функциональные административ­но-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управ­ления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологи­ческой и др.). Третья группа режимов включает легализирую­щие режимы, касающиеся как официальной регистрации юри­дических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к видам деятельности.

Ю.М. Козлов, А.Г. Чернявский и другие под администра­тивно-правовым режимом понимают основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явле­ний в соответствующей сфере государственного управления.

Шире рассматривает административно-правовые режимы Д.Н. Бахрах. Он исходит из того, что административно-право­вой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между ее звеньями при реализации ими своих функциональных обязанностей, при регу­лировании ими различных социальных объектов и процессов. Такой режим Д.Н. Бахрах определяет как общий режим дея­тельности государственной администрации. Элементами общего административного режима являются режим законности дея­тельности государственной администрации, паспортный режим, режим государственной службы и др. Все эти режимы рассчи­таны на повседневную административную деятельность и ти­пичные социально-управленческие ситуации.

Однако иногда требуются специальные меры исполнитель­ной деятельности, применяемые на определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета. Их называют специальными административно-правовыми режимами (на­пример, режим чрезвычайного положения).

Таким образом, административно-правовой режимпредстав­ляет собой особый вид государственного регулирования, в ходе

которого создается и используется соответствующая комбина­ция юридических, организационных и иных средств для обеспе­чения определенного государственного состояния. Следователь­но, назначение административно-правовых режимов - это регу­лирование особых государственных состояний с помощью сис­темы специальных средств, а именно:

правовые нормы и акты, устанавливающие особый порядок деятельности;

государственные органы, специально создаваемые ими, наде­ленные полномочиями формировать и поддерживать соответству­ющий режим;

детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;

система контроля и ответственности за деятельностью в рам­ках административно-правового режима;

более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов;

наличие специальных организационных, технических, мате­риальных и финансовых средств.

Наши рекомендации