Принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации

В числе принципов федеративного устройства России –принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федеративного строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения (например, частично Индия, бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). Однако многие федерации построены не по национальному принципу (например, США, Германия). Российская Федерация, а также бывший СССР рассматривались как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации, построенные по национально-территориальному принципу.

Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образован­ные понациональному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и потеррито­риальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многона­циональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них в основном сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъ­ектов Федерации (национально-территориальный и территориаль­ный) — также существенные характеристики федеративного устройст­ва России.

Равноправие народов проявляется в равных правах на националь­ное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и разви­тия. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обу­чения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но респуб­лики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употреб­ляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях рес­публик.

Для осуществления принципа равноправия применительно к мало­численным народам большое значение имеет то, что согласно Консти­туции Российская Федерация гарантирует права коренных малочис­ленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).

Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Россий­ской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в раз­личных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свобод­ное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании раз­ных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.

Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех слу­чаях оно реализуется в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независи­мых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция РФ, не предусматривают права на отделение, выхода субъектов из со­става федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не до­пуская расчленения независимых государств.

Формы национального самоопределения зависят от очень многих обстоятельств, экономических, политических, исторических, геогра­фических и других подобных факторов. Образование национального независимого государства иногда может быть нецелесообразно или даже практически невозможно. В мире существует более двух тысяч сравнительно крупных этнических групп, причем свыше 320 из них имеют численность более миллиона человек. Однако независимых го­сударств насчитывается около 200.

Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республи­ку, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автоном­ные образования создавались как форма национальной государствен­ности не только одной нации (а, например, двух и более).

Население всех республик, автономий многонационально, причем в большинстве из них нация, давшая им название, составляет менее по­ловины населения. Российская Федерация олицетворяет государствен­ное объединение русского народа со многими нациями и народностями меньшей численности: татарами, чувашами, башкирами, мордвой и т.д. (по переписи 1989 г. русские в Российской Федерации составляли 120 млн. человек из 147 млн. 386 тыс. ее населения — 81,5%; вторая по численности нация в РФ — татары — 5,5 млн. — 3,8% всего населения РФ, из них в Татарстане около 1,8 млн. — 48,5% населения Татарстана).

Формами самоопределения многих народов, народностей выступа­ют республики, автономные образования в составе Российской Феде­рации — ее субъекты, организованные на основе национально-терри­ториального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.

Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве – Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Конституции РФ, закрепляющей статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что она принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом, Российская Федерация – это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и вместе с тем всех входящих в него народов, народностей.

Наши рекомендации