Понятие структуры механизма государства, его признаки и принципы

В юридической науке понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются или используются как синонимы.

Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т. п.), опираясь на которые, государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Так, в учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В. В. Лазарева сказано, что «государственный механизм – это совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т. п.)»[56]. Такое же определение имеется в «Теории государства и права» под редакцией М. Н. Марченко[57].

В других российских учебниках понятие «государственный аппарат» отождествляется с понятием «механизм государства». «Под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции»[58]. Механизм можно определить и как «функционирующую систему государственных органов, обеспечивающих решение общих дел»[59]. Или: «Механизм государства – это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства»[60].

Для удобства изложения вопроса аппарат государства и механизм государства будут считаться синонимами.

В данном случае предполагается рассмотреть осуществление государственной власти, ее функционирование, а не структурное построение системы государственных органов, поэтому в данном контексте наиболее соответствует термин «механизм»[61].

Выделяют следующие наиболее общие черты механизма государства.

· Механизм государства состоит из группы людей, которая выделилась из общества и профессионально занимается управлением (законодательством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

· Первичными структурными элементами механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы иерархически соподчинены друг с другом.

· Каждый государственный орган обладает определенным объемом властных полномочий, имеет казенное имущество, строго установленную структуру, в его оперативном управлении находятся финансовые средства. Поэтому, выступая от собственного имени, он действует как орган государственного властвования.

· Для обеспечения властных велений государственный орган при необходимости имеет возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения. Это вооруженные силы, полиция и т. д.

· Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Это значит, что сфера властных полномочий государственных органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает справедливые отношения между государством и личностью.

При помощи механизма государства практически осуществляется государственная власть и выполняются задачи и функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. Это связано с тем, что аппарат государства как раз и создается для выполнения его функций.

В различные эпохи развития цивилизованного общества механизм государства имел свои особенности, неодинаковую структуру. Это объясняется социально-экономическими и политическими причинами, национальным составом населения и территориальными размерами государства, геополитическим положением и климатическими условиями и т. д.

На ранних стадиях государственно-организационного общества механизм государства был слабо развит, а его органы структурно не были дифференцированы по составу и компетенции. Вплоть до начального этапа развития буржуазного государства основу его механизма составляли силовые ведомства, а также ведомства финансов и иностранных дел.

Единый и целостный механизм современного государства весьма сложен. Он имеет множество органов и учреждений. Они структурно подразделяются на крупные подсистемы. Последние занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Одну подсистему механизма образуют высшие органы государства. Это представительные органы, глава государства, правительство. Они на­ходятся в поле зрения народа, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другую подсистему составляют органы правопорядка: суд, прокуратура, силовые структуры (армия, разведка и др.). Последние выполняют решения высших органов государства.

К органам примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют функции по руководству экономикой, здравоохранением, наукой, образованием, культурой и т. д. Таким образом, продвигаясь по пути социального прогресса, человеческое общество создавало такие механизмы государства, которые в целом обеспечивали бы его нормальное функционирование.

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникали новые и отмирали устаревшие структуры государственного аппарата. Однако при любых изменениях главное содержание деятельности механизма (аппарата) государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.

Построение и деятельность механизма современного государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Принципы деятельности аппарата государства – это основополагающие идеи, которые находятся в основе организации и деятельности аппарата государства. Можно выделить следующие основные принципы:

· принцип приоритета прав и свобод человека. Он предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (ст. 2 Конституции Республики Беларусь);

· принцип демократизма предполагает широкое участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов (ст. 35, 37 Конституции Республики Беларусь);

· принцип законности выражает такое состояние общества, при котором государственные органы с одной стороны, и граждане – с другой, обязаны строго соблюдать конституцию, законы и подзаконные акты, Толкование этих актов и применение на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные правовые акты должны быть подчинены конституции и законам. Гарантии прав и свобод отражают состояние законности;

· принцип профессионализма. При его помощи создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие высококвалифицированных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государст­венного аппарата;

· принцип разделения властей предусматривает разделение государственной власти на:

- законодательную;

- исполнительную;

- судебную.

Тем самым создаются механизмы, противодействующие произволу, беззаконию со стороны тех или иных органов государственного аппарата.

Чтобы эффективно действовал механизм государства, следует также учитывать принципы планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемерного учета и обеспечения прав человека.

Таким образом, государственный аппарат – это система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, и наделенных для этого властными полномочиями, амеханизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Наши рекомендации