Юго-Западная Азия и Северная

Африка: «второе дыхание»

Исламской цивилизации

Юго-Западная Азия

Юго-Западная Азия и Северная Африка — исламский мир.В со­ветских учебниках географии страны Азии и Африки традицион­но изучались порознь — по частям света. Если с природной точки зрения такой подход еще может быть как-то оправдан, то с куль­турно-исторической — неуместен, поскольку в этом случае ис­кусственно «рассекается» арабо-исламский мир.

Общим связующим элементом государств и народов этого меж­континентального региона (рис. 7.1) является исламская цивилиза­ция, «сердце» которой — Ближний Восток. Это культурно-истори­ческий регион, включающий Египет (иногда и Судан), Израиль, Иорданию, Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Саудовскую Аравию, Йемен, Кувейт, Оман, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кипр, а также тер­риторию Палестинской автономии. (В свою очередь, Ближний Восток вместе с Ираном и Афганистаном образуют еще более емкое понятие — Средний Восток.) К этому региону тяготеют также Ливия, Тунис, Алжир, Марокко и даже Мавритания с Западной Сахарой. (Запад арабского мира традиционно называется Магри-бом, под которым в узком смысле слова понимают Марокко, Ту­нис и Алжир, в широком понимании — еще и Ливию.)

Иногда данный регион называют арабским, но это, разумеет­ся, неверно. В его пределах проживают и турки (представители алтайской семьи народов), и иранцы (индоевропейской), и дру­гие этносы. Однако не следует забывать, что именно в пределах Юго-Западной Азии и Северной Африки некогда существовало могущественное арабское государство, так называемый Арабский халифат — огромная феодальная держава, простиравшаяся от Атлантического океана на западе до Гималаев на востоке (закат арабской империи начался с IX в.).

Несмотря на частоту употребления выражений «Ближний Восток» и «Средний Восток», контуры данных регионов не очевидны. Так, еще в начале XX в. Ближний Восток включал кроме нынешних государств страны

Балканского полуострова как часть Османской империи. Абстракция под названием «Средний Восток», созданная европейцами в XIX в. (как сим­биоз Ближнего Востока с Ираном и Афганистаном), нередко мешает изучению современных реалий и, разумеется, лишена смысла до 622 г. (начала арабской территориальной экспансии). Как известно, истори­чески за ней стоит территория Арабского халифата и Османской импе­рии, а географически — зона полупустынь и поливного земледелия.

Поэтому использовать эти распространенные термины надо крайне осторожно: в зависимости от контекста целесообразней говорить о му­сульманском мире, средиземноморском или арабском, об ареале тради­ционной иранской культуры, об Османской и прочих мусульманских империях. Как это ни парадоксально, но более научное наименование исламского региона, лежащего на стыке Азии и Африки, звучит так: Юго-Западная Азия и Северная Африка. И лишь «громоздкость» этого словосочетания способствует консервации термина «Средний Восток».

 

ЭЛЬ-АЮН«у11.- N Ж.' / [НУАКШОТ^

Границы государств Гранина региона

Рассматриваемый регион охватывает 16 государств Юго-Запад­ной Азии и 6 стран Северной Африки. Он является одной из ко­лыбелей древних земледельческих цивилизаций, сформировавших­ся в долине Нила, а также в междуречье Тигра и Евфрата. Распо­ложенный на стыке трех частей света, этот регион в политиче­ском отношении всегда являлся одним из наиболее неспокойных регионов мира. С постройкой Суэцкого канала и железной дороги

Рис. 7.1. Юго-Западная Азия и Северная Африка.

Государства: 7 — Кипр, 2 — Сирия, 3 — Ливан, 4 — Израиль, 5 — Палестинские территории (западный берег р. Иордан и сектор Газа), 6 — Иордания, 7 — Ку­вейт, 8 — Бахрейн, 9 — Катар, 10 — Объединенные Арабские Эмираты

Берлин —Багдад военно-стратегическое значение региона суще­ственно возросло. Еще более укрепило роль региона в мировой политике и экономике открытие здесь богатейших запасов нефти и газа и других полезных ископаемых.

В XXI в. страны региона с большой долей вероятности ожидают сохранение дифференциации в экономике и возможные «взры­вы» в социальной сфере (особенно в менее развитых странах), а также непредсказуемое развитие арабо-израильского конфликта. Вместе с тем реальные сдвиги в экономической и социальной сфере большинства нефтедобывающих стран региона, а также «наступательная» позиция их лидеров в отстаивании интересов исламского сообщества на международной арене позволяют гово­рить о «втором дыхании исламской цивилизации»

Арабский мир.В политическом отношении ассоциирующийся с арабским миром Ближний Восток является одним из наиболее динамичных регионов земного шара. Можно сказать, что здесь находится наиболее чувствительный «нервный узел планеты». Ни в одной части мира политическая карта не менялась так часто, как в этом регионе. Здесь на всех исторических этапах развития человеческого общества, в итоге сложных социально-экономи­ческих сдвигов, военных побед и поражений складывались и рас­падались великие империи и маленькие государства.

Ближний Восток всегда привлекал к себе внимание природ­ными, материальными ресурсами, культурными ценностями, чрез­вычайно выгодным военно-стратегическим положением на стыке трех частей света — Азии, Африки и Европы. Последнее обстоя­тельство (геополитического характера) практически всегда слу­жило одной из причин (прямых или косвенных) военных конф­ликтов в этом регионе с участием «сильных мира сего». Постройка в свое время Суэцкого канала, а затем открытие богатейших в мире запасов нефти и газа заметно повысили экономическое, по­литическое и военно-стратегическое значение этого региона.

Понятия арабский мир и Средний Восток (как и Ближний Восток), естественно, не синонимы, хотя бы потому, что турки, иранцы, афганцы и некоторые другие этносы Среднего Востока не являются арабами. Арабский регион — территории, занимае­мые почти двумя десятками арабских стран (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис) и простирающиеся от северо-западной оконечно­сти Африки до берегов Персидского залива. Их общая площадь составляет более 12 059 тыс. км2, население более 300 млн человек. При этом 70 % территории арабских государств находится в Аф­рике, где проживает три четверти арабского населения, говоря­щего на весьма различных наречиях арабского языка (аравийском, сирийском, иракском, египетском, магрибском).

Как известно, история Ближнего и Среднего Востока в тече­ние длительного периода протекала под политическим и культур­ным воздействием именно арабов. Здесь в VII—VIII вв. на терри­тории Аравии и завоеванных арабами стран Передней Азии и Се­верной Африки, а также на большей части Пиренейского полуос­трова образовалось феодально-теократическое государство — Араб­ский халифат. (Столицей Халифата при Омейядах (661 — 750) был Дамаск, при Аббасидах (750—1258) — Багдад.) Сложившиеся здесь начиная с VII в. условия культурной жизни в значительной мере были общими (особенно в отношении языка, литературы и рели­гии). При этом, хотя арабская литература возникла в Аравии, наи­более яркие школы в художественной литературе были созданы в Сирии и Египте. Важнейшей «скрепой» арабского региона был и

остается ислам.

Однако сегодня арабский регион не представляет собой едино­го целого. Различен уровень экономического развития стран, не­однородна природа субъективных устремлений правящих режи­мов, разная степень использования ими выгод международного разделения труда и т.д. Реальностью являются резкие межрегио­нальные различия, полярные противоположности, свои полюса. На одном из них, благополучном, — государства Аравийского полуострова — Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бах­рейн, Рейн, «набившие карманы» нефтедолларами; на другом — Мавритания, Йемен и другие, едва сводящие «концы с конца­ми».

Центробежные тенденции в пределах Среднего Востока всегда проявлялись весьма ярко. Их нельзя затушевать никакими призы­вами к мусульманскому единству, иногда создающими впечатле­ние, что арабы, Средний Восток и ислам — это синонимы. На самом деле все обстоит далеко не так. Во-первых, на протяжении длительной истории центры мусульманской культуры перемеща­лись на Восток (в Иран, Индию, Среднюю Азию), порождая противоречия, в частности, между восточной (не арабской) пе­риферией региона (Ираном, племенами афганцев) и ядром Ос­манской империи. По мнению некоторых авторов, арабско-му-сульманское единство иногда направлено не только против пери­ферийного Ирана, но и ближней Турции. Во-вторых, местные традиции подчас оказывались сильнее влияния ислама, придав­шего Среднему Востоку известное единообразие. Так, развитие национальной культуры в Турции и Иране неоднократно отмеча­лось борьбой за очищение от арабских влияний (а в Турции и от персидских), вследствие чего крупнейшие страны ислама оказы­вались как бы вне «ближневосточной идентичности». В-третьих, сам арабский мир слишком «пестрый» и противоречивый (доста­точно в этой связи вспомнить хотя бы об иракской агрессии в отношении Кувейта — этой мрачной странице в новейшей исто-

рии арабов). В-четвертых, нельзя абстрагироваться и от вековой «дисгармонии» между представителями оседлого земледелия и многочисленными номадами региона и т.д.

Иначе говоря, представление о единстве Среднего Востока во многом ложно и, вероятно, возникло в первую очередь благодаря переоценке в прошлом сходства Османской и Сефевидской импе­рий. Поэтому использовать этот термин «Средний Восток» надо крайне осторожно: в зависимости от контекста целесообразней говорить о мусульманском мире, средиземноморском или араб­ском, об ареале традиционной иранской культуры, об Осман­ской и прочих мусульманских империях.

Страны арабского мира вступили в XXI в. с весьма дифферен­цированными итогами социально-экономического и политиче­ского развития, достигнутыми за предыдущие столетия. Крайняя неравномерность в распределении как имеющихся природно-ре-сурсных потенциалов, финансовых и людских резервов (в особен­ности квалифицированной рабочей силы), так и темпов эконо­мического развития привела арабские страны к началу нового века к сильно расходящимся результатам.

Поражение Ирака в войне со странами антииракской коали­ции в 90-е гг. привело к резкому снижению ВВП этого государ­ства, а свержение режима С. Хусейна и иностранная оккупация и вовсе поставили Ирак на грань политической и экономической катастрофы. Бесспорные лидеры арабского мира по объему ВВП на душу населения — Катар и ОАЭ, в то время как явные аутсай­деры — Йемен и Ирак. С обнадеживающими результатами в эко­номической сфере вступили в XXI в. Оман, Египет, Кувейт, Ал­жир и некоторые другие. Огромное воздействие на социально-эко­номическую ситуацию, особенно в менее развитых странах реги­она (Иордании и др.), продолжает оказывать неблагоприятный демографический фактор. Показательно, что каждые 23 года чис­ленность населения арабского мира удваивается (кстати, числен­ность населения Европы — лишь каждые 233 года).

Своеобразным подтверждением эрозионных процессов в араб­ском регионе служат внутренние вооруженные конфликты. Втор­жение в 1990 г. иракских войск в Кувейт и объявление С.Хусей­ном о слиянии двух государств повергли мировую общественность в шоковое состояние. Антииракскую позицию заняли многие араб­ские страны, в частности — Саудовская Аравия. (В Эль-Рияде хо­рошо понимают «логику» Багдада: если там имели территориаль­ные претензии к Ирану и объявили, что государства Кувейт не существует вовсе, то как быть с восточными территориями Сау­довской Аравии, которые еще в начале XX в. входили в Осман­скую империю и управлялись из Басры?)

В начале XXI в. акцент с общеарабской интеграции все чаще смещается в сторону региональной интеграции, в которой уча-

ствуют не все арабские государства, а лишь некоторые. В качестве примера можно привести идею интеграции Сирии, Ирака, Лива­на и Иордании и создания ими единого экономического простран­ства. (События в Ираке в 2005 — 2006 гг., к сожалению, не дали возможности реализовать эту идею.)

Новые перспективы перед арабскими странами открывают пред­принимающиеся во многих из них меры по либерализации эконо­мики, которые начались во многих странах региона. Эти реформы отражают неизбежное и усиливающееся воздействие таких совре­менных тенденций мирового развития, как глобализация, инфор­матизация, внедрение новейших технологий. Впереди других в этом отношении находятся ОАЭ, которые, по многим оценкам, уже в ближайшее десятилетие станут образцом экономического разви­тия в арабском мире.

Природная среда и население Юго-Западной Азии.Юго-Запад­ная Азия (в физической географии иногда именуемая Передней Азией) охватывает огромную территорию от Турции до Ирана и Азербайджана и включает в свой состав следующие физико-гео­графические области: Мало-Азиатское и Иранское нагорья (а также Армянское), Азиатское Средиземноморье (Левант), Месопотамию, а также Аравийский полуостров и Сирийскую пустыню.

1. Мало-Азиатское нагорье — это западный «фасад» Азии, ассо­
циирующийся с Турцией (точнее Анатолией — азиатской частью
государства) и отделяемый от Европы проливами Босфор и Дар­
данеллы. С севера и юга нагорье как бы окаймляется окраинными
горными хребтами (соответственно Понтийскими горами и гора­
ми Тавр). Климат этой физико-географической области субтропи­
ческий, средиземноморский, по направлению к востоку становя­
щийся все более засушливым.

2. Иранское нагорье, преимущественно находясь в пределах Ира­
на, частично заходит в Афганистан (например, горы Паропамиз)
и Пакистан (Сулеймановы горы и т.д.), Область почти целиком
лежит в субтропическом поясе. Но поскольку внутренние части
нагорья замкнуты горным кольцом, климат отличается повышен­
ной континентальностью, сухостью, высокими температурами лета.

3. Азиатское Средиземноморье (известное как Левант) пред­
ставляет собой неширокую кайму вдоль восточного побережья
Средиземного моря, включающую в свой состав части Турции,
Сирии, Ливана, Израиля, палестинской автономии и Иордании.
В растительности и почвах четко проявляется субтропический ха­
рактер области, хотя в летнее время здесь господствует тропиче­
ский воздух. Осадки выпадают главным образом зимой в связи с
активной циклонической деятельностью.

4. Месопотамия (в переводе означает Двуречье), располагаю­
щаяся в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата на террито­
рии Ирака, лишь частично охватывает территории Ирана и Си-

рии. Природная специфика этой физико-географической области связывается главным образом с засушливым субтропическим кли­матом, приобретающим на юге характер тропической пустыни. Континентальность приводит к резким годовым и суточным пе­репадам температур.

5. Аравийский полуостров и Сирийская пустыня представлены главным образом пустынными тропическими ландшафтами Сау­довской Аравии, Йемена, Кувейта, Бахрейна, Омана, ОАЭ, час­тично Сирии, Ирака, Иордании (север заходит в пределы субтро­пического пояса). Скудные осадки и температурные перепады обус­ловливаются круглогодичным преобладанием континентального тропического воздуха.

Итак, большая часть региона заполнена горными сооружения­ми, к которым на юге примыкают пустыни Аравийского полуос­трова — продолжение тропических пустынь Африки. Для всей Юго-Западной Азии, лежащей в субтропическом и тропическом поясах, характерно преобладание засушливых ландшафтов: постоянные засухи — бич местного сельского хозяйства. Прибрежные низмен­ности Красного моря и Персидского залива представляют собой пустынные территории с довольно многочисленными «финико­выми» оазисами, которые возникают вдоль уэддов или у источни­ков, а также у крупных колодцев. Отсюда становится понятным огромное значение для региона таких рек, как Нил и Евфрат. Ра­зумеется, совсем иначе выглядят, например, афганские горные кишлаки, часто «раскиданные» вдоль межгорных ущелий с участ­ками фисташковых или можжевеловых редколесий.

Природно-ресурсный потенциал Юго-Западной Азии ассоци­ируется прежде всего с колоссальными запасами нефти и газа. Однако далеко не все страны региона одарены этими, крайне необходимыми и постоянно растущими в цене ресурсами. В от­личие от Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Катара, ОАЭ, Ирана и Ирака такие государства, как Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Сирия и другие, вынуждены расходовать немалые средства на импорт бензина, мазута, авиационного топлива и других нефтепродуктов. Из других природных ресурсов Юго-За­падной Азии заслуживают упоминания некоторые металлоруды и солнечно-тепловые; из явно дефицитных — лесные и ресурсы пресной воды.

Современное население Юго-Западной Азии принадлежит в основном к трем этнолингвистическим группам: 1) иранской группе индоевропейской семьи народов (персы, талыши, афганцы, белуд­жи, а также курды, говорящие на языке иранской группы); 2) семитской группе семитско-хамитской семьи народов (арабы, айсоры, а также евреи по своему происхождению и по древнему языку), а также 3) тюркской группе алтайской семьи (турки, азер­байджанцы Ирана, узбеки Афганистана и т.д.). Демографическая

ситуация в целом характеризуется высоким естественным приро-' стом. Крупнейшие города: Анкара, Стамбул, Бейрут, Дамаск, Эр-Рияд,

Тель-Авив и др.

Особое место на этнической карте региона занимают курды — разобщенный народ. Курдские области исстари составляли еди­ное хозяйственно-культурное пространство, а пути кочевья со­хранялись из века в век. Еще и в средневековье курды создали зачатки государственности в форме полувассальных эмиратов. Когда к концу XIX в. великие империи Западной Азии начали клониться к упадку, впервые появилась реальная возможность объединения всех курдских земель в единое централизованное государство. Однако этому сбыться было не суждено. Видное стра­тегическое положение Курдистана и открытие возле Киркука и Мосула нефтяных залежей столкнули в этом регионе интересы Англии, Германии, Франции и частично России. Развернулась ожесточенная борьба, в которой каждая из этих держав активно и порой безнравственно разыгрывала курдскую карту. Истори­ческая судьба курдов сложилась так, что после распада Османс­кой империи и появления новых государств в этом регионе Курдистан разделили между собой Турция, Иран, Ирак и Си­рия (хотя курды «рассеяны» по всему миру, в том числе около 100 тыс. курдов оказались в советском Закавказье). Неоднократ­ные восстания курдов за автономию подавлялись и в Иране, и

Ираке, и в Турции.

Определенный интерес представляет следующий вопрос: кем по вероисповеданию являются курды, проживающие в ислам­ском регионе? В подавляющем большинстве курды исповедуют ислам шафиитского толка. Однако среди религиозных общин выде­ляются йезиды (йезидиты) — приверженцы религии — йезидизма, исповедовавшегося курдами до ислама. Йезидов насчитывается от 1 до 1,5 млн человек, проживающих в Иракском Курдистане (Мосуле, Синджаре), в сирийском Междуречьи, Армении, Гру­зии (часть йезидитов эмигрировала в Германию). Есть также не­большое количество курдов, исповедующих христианство. Нако­нец, в литературе имеются упоминания о наличии курдов-иудеев. Курды, считающиеся иудеями, проживают главным образом в Израиле, и число их составляет 150 — 200 тыс. человек (слова «иудей» и «еврей» для араба означают одно и то же, поэтому конфессиональный вопрос в данном случае превращается в по­литический).

В прошлом диктаторские и реакционные режимы пытались не только подавить права курдов и насильственно изменить границы Курдистана, но и сократить численность курдов, подвергнуть их арабизации, персизации, отуречиванию, фальсифицировать све­дения о численности гонимого народа. По мнению некоторых ав­торов-курдов, численность курдов в современном мире составля-

ет 50 — 60 млн человек. По-видимому, эта цифра существенно за­вышена, с учетом того факта, что численность курдов самого Курдистана не превышает 30 млн человек.

В целом наличие неисламских общин в Израиле, Курдистане, Сирии, Ливане, Турции, Египте и некоторых других странах не в состоянии радикально изменить конфессиональный облик Юго-Западной Азии, проявляющийся практически во всех сферах об­щественной жизни. Так, в соответствии с положениями ислама, сегрегация полов — нормальное явление. Во многих странах ре­гиона (прежде всего Персидского залива) учебные заведения раз­делены по признаку пола. Мужчины и женщины не могут рабо­тать в одном помещении. Во всех общественных местах, включая рестораны и автобусы, для женщин отведены строго определен­ные изолированные отделения. Женщины, как правило, носят черные накидки, платки, а то и паранджи (например, в Афгани­стане). При этом лицо прикрывается волосяной сеткой (чачван). Вместе с тем, в той же Саудовской Аравии или Кувейте многие женщины получают хорошее высшее образование; их можно уви­деть за рулем автомобиля, за компьютером и т.д.

Страны Юго-Западной Азии.Как и любой крупный регион мира, Юго-Западная Азия полна всевозможных контрастов. Даже тезис о том, что общим связующим элементом региона является ислам, нуждается в уточнении с учетом того, что находящийся здесь Израиль — иудейское государство, многие ливанцы и си­рийцы исповедуют христианство, многие курды — йезидизм и т.д. (табл. 7.1).

Яркой уникальностью в пределах Юго-Западной Азии отличает­ся культурно-историческая область Малая Азия, находящаяся на стыке Европы и Азии и «аккумулировавшая» богатое наследие евроазиатских империй (со Стамбулом — Константинополем — вторым Римом, центром христианства и древней Византии, сто­лицей Османской империи).

Современная Турция — быстро развивающееся государство, делающее особый упор на развитие легкой (в частности — тек­стильной) промышленности.

Так случилось, что Иерусалим стал символом и центром сразу трех распространенных в мире религий — иудаизма, христианства и ислама. Поэтому здесь постоянно пересекаются интересы верующих людей всего мира. Назовем лишь самые известные из исторических и религиозных святынь Иерусалима, которые служат объектами массового паломниче­ства и просто туристического интереса.

Ваша задача состоит в том, чтобы, воспользовавшись дополнитель­ными источниками, расширить представление об этих святынях:

1. Храм Гроба Господня — одна из самых почитаемых святынь всех христиан, построенная крестоносцами на месте распятия, захоронения и воскресения Иисуса Христа и расположенная на холме Голгофа.

Таб л и ца 7.1

Наши рекомендации