Динамика населения мира, ее региональные особенности.
Продолжающиеся высокие темпы роста населения остаются основным предметом политики в области народонаселения во многих странах мира.
Снижение рождаемости во все большем числе стран и социально-экономические последствия старения населения вызывают обеспокоенность во многих странах относительно низких уровней прироста населения. Доля правительств, которые считают темпы прироста своего населения слишком высокими, уменьшилась с 44% в 1993 г. до 41% в 1998 г. В то же время, доля правительств, признающих темпы роста населения в своих странах слишком низкими, выросла с 11% в 1993 г. до 14,5% в 1998 г. Большинство стран, рассматривающих прирост своего населения слишком высоким, находится в менее развитых регионах. Страны, полагающие рост своего населения удовлетворительным, — это развитые страны, а также большинство стран Южной Америки и некоторые страны Африки и Западной Азии. Страны, считающие прирост своего населения весьма низким, располагаются преимущественно в Восточной Европе и Западной Европе, а также в некоторых других регионах. В Африке все большее число стран обращаются к политике регулирования населения и усиливают меры по замедлению темпов прироста населения. Определенное число азиатских стран оценивают темпы роста своего населения как слишком высокие. В свою очередь все страны Восточной Азии считают темпы роста своего населения умеренными, за исключением Китая, где, несмотря на впечатляющие результаты политики снижения темпов роста населения, последние остаются еще слишком высокими. Некоторые страны юга центральной Азии, рассматривающие темпы роста своего населения как умеренные, в 1998 г. стали оценивать эти показатели как слишком низкие и перешли к политике поощрения роста населения. В Латинской Америке и странах Карибского бассейна все большее число стран (62%) рассматривают темпы роста своего населения как умеренные. Большинство маленьких, малонаселенных стран Карибского бассейна и три страны в Центральной Америке полагают темпы роста своего населения слишком высокими, в то время как почти во всех странах Южной Америки эти показатели считаются умеренными. В Европе во все большем числе стран на первый план выходят проблемы повышения рождаемости и численности населения, а также старения населения. В 1998 г. семь из девяти стран Восточной Европы оценивали темпы роста своего населения как слишком низкие. Во многих из этих стран предпринимаются меры по изменению демографической ситуации и увеличению темпов роста населения. Среди 24-х стран Европы, в которых уже проведено восьмое обследование ООН по вопросам населения и развития, девять стран объявили, что их целью является повышение рождаемости. В Океании, в Австралии и Новой Зеландии по-прежнему удовлетворены темпами роста своего населения.
Политика народонаселения, как правило, проводится на уровне отдельных национальных образований, отдельных государств, хотя ее меры могут разрабатываться применительно ко всему миру, по каждому его региону. В последнее время все большее число правительств принимают более комплексные меры демографической политики и пытаются наряду с сокращением уровня рождаемости сократить уровень смертности.
Демографический взрыв.
Развитие демографической политики в послевоенные (1950 – 60 гг.) годы было во многом предопределено существенным изменением политической карты мира и освобождением от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения смертностью породили феномен, получивший название демографический взрыв. Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы. Планирование семьи было единственным выходом. Нужно было ограничить рождаемость, т.к. слабые экономики не справлялись. Некоторые страны (Индия, Малайзия, Непал, Пакистан и др.) в качестве одного из методов ограничения величины семьи разрешили добровольную стерилизацию и обеспечили доступность ее проведения. Низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения существенно ограничивали эффективность осуществляемых программ планирования семьи. Реализация их тормозилась также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи.
Во многих странах, взявших официальный курс на снижение рождаемости, программы планирования семьи являются составной частью национальных планов экономического развития.
Однако реализация политики в ряде стран приходит в противоречие с правами человека, семьи на свободное принятие решений о размерах семьи, о числе детей и времени их рождения. Так, например, правительство Китая с начала 1970-х гг. предпринимает жесткие меры, чтобы обеспечить эффективный контроль за ростом населения. За 15 лет, к середине 1980-х гг., удалось снизить рождаемость в 2 раза, а естественный прирост — почти в 2,5 раза.
Демографический кризис.
Демографический кризис — нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения. Демографический кризис - это термин, обозначающий совокупность возникающих демографических проблем как в отдельном обществе, так и в целом на планете. Кризисом обычно считаются серьезные проблемы с численностью населения, влекущие за собой экономические и политические проблемы. Существует несколько основных типов подобного кризиса. Первый из них - это значительное сокращение численности населения. Подобная ситуация имеет место в современной России, а также ряде других стран постсоветского пространства и Европы. Но если в ряде стран, например, в Германии, естественную убыль удается покрыть за счет мигрантов, то Россия столкнулась с ситуацией, когда для восполнения численности населения не хватает и этого ресурса. Для страны опасно прежде всего не уменьшение количества граждан само по себе, а экономические последствия этого процесса - нехватка рабочих рук, а также старение населения, что вызывает возрастание налоговой нагрузки на трудоспособных. Причин сокращения населения может быть несколько. Если в европейских странах это прежде всего сокращение рождаемости, то в России к этому добавляется еще и высокая смертность от различных факторов - болезни, несчастные случаи, преступления против личности.
К первому типу кризиса примыкает и второй - старение населения при сохранении его численности. Подобную ситуацию можно видеть в Японии, где количество граждан остается достаточно стабильным многие годы, но их средний возраст растет. Впоследствии же этот кризис также может перерасти в сокращение населения из-за естественной смертности среди пожилых людей. Третий тип демографического кризиса - это резкий рост населения. Он характерен для развивающихся стран - Индия, страны Африки, Китай, Ближний Восток. В этом случае уже избыток молодого населения создает различные проблемы. Возникает безработица, нехватка природных ресурсов вплоть до голода и, как результат, политическая нестабильность, еще больше усугубляющая ситуацию.
Итак, под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение.
В первом случае это ситуация, которая складывается в стране или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности. Такая ситуация в данный момент складывается в России. В случае перенаселения, под демографическим кризисом понимают несоответствие численности населения территории её способности обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами
Выходом из подобного рода кризисов можно считать продуманную демографическую политику государства. В истории известны примеры, когда она приносила плоды. Например, Китаю достаточно жесткими мерами удалось сократить рождаемость, хотя она все еще выше уровня воспроизводства. Обратная ситуация наблюдается во Франции, где благодаря системе социальной помощи и развитой сети государственных дошкольных учреждений удалось удержать рождаемость на необходимом уровне. Теперь это одна из немногих европейских стран, где наблюдается прирост коренного населения
81.Демографическая политика: определение, история, методы, эффективность.
Демографическая политика (ДП)— целенаправленная деятельность государственных органов и других общественных учреждений в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, направленная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. ДП рассматривается как составная часть социальной политики, специфичная по своим целям и методам их достижения, но согласованная с регулированием условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.В широком смыслеДП иногда сравнивается с политикой народонаселения, в узком смысле— рассматривается как одна из ее составляющих наряду с регулированием условий труда трудоспособного населения иусловий жизни всего населения. Основные элементы демографической политики: 1) влияние на условия труда:определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости трудоспособной части населения, продолжительность рабочего времени, забота об охране труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.; 2) улучшение жизненных условий всех слоев населения:повышение уровня доходов, улучшение условий жизнедеятельности, обеспечение бытовыми услугами и достижениями культуры, медицинским обслуживанием; 3) воздействие на воспроизводство населения:естественное возобновление поколений, миграционная подвижность, социальная мобильность.
В совокупности мероприятий, воздействующих на демографические процессы, выделяют два основных направления:изменение процессов естественного возобновления поколений (рождаемости, брачности, разводимости, смертности); влияние на миграцию населения (миграция, иммиграция, эмиграция, плотность населения и т.д.).
Цели демографической политики: формирование желательного режима воспроизводства населения; сохранение или изменение тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Объектом ДПявл. население страны в целом или отдельных регионов, соц. - демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла. Демографическая политика представляет собой комплекс мер: экономических:оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.; административно-правовых:законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию; воспитательных и пропагандистских мер,призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.
Особенность ДПзаключается в воздействиина динамику демографических процессов через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождение детей, выбор профессии, сферы занятости, места жительства. Меры политики воздействуют на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, и на создание условий для их реализации. Существует два основных типа демографической политики: 1)политика, направленная на повышение рождаемости(типична для экономически развитых стран); 2)политика, направленная на снижение рождаемости(необходима для стран развивающихся).
ДП в экономически развитых странахпроводится исключительно экономическими мерами инаправлена на стимулирование рождаемости. В арсенал эк-х мер входят денежные дотации — ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт. Проведение ДП вразвивающихся странах с высокими темпами роста населения особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и особенно отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи. Простое воспроизводствонаселения, или «нулевой рост» — цель ДП в развивающихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (так как есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить — в детородный возраст, вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие ДП произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма «неудобные» для стабильного развития эк-ки. Направленность ДП в зарубежных странах чрезвычайно многообразна. В некоторых странах Европы (Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии) в последние десятилетия активно проводилась демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми.
В силу исторических условий резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX в. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения ДП в гос-м масштабе. В 1946 г. во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 1980-х гг. Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) — 1,8—1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3—0,4%. В последние годы снизился уровень рождаемости, что повлияло на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка.
Семейная политика.
Государственная семейная политика — составная часть социальной политики, направленная на институт семьи с целью укрепления, развития и защиты ее прав и интересов, обеспечения правового регулирования ее отношений с государством.
Основной объект государственной семейной политики — семья, предмет — совокупность специфических проблем семьи. Они отличаются от общих социальных проблем, характеризующих все население страны, и связаны с системой здравоохранения, образования, культуры, занятости. Семейную политику часто отождествляют с демографической и общесоциальной политикой.
В современных условиях актуальными направлениями государственной семейной политики являются правовое обеспечение семейной политики; экономическая поддержка семей; создание условий для сочетания семейных и производственных функций; обеспечение здоровья семьи; социальное обслуживание семьи; государственная поддержка семей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах; содействие деятельности негосударственных субъектов семейной политики; региональная семейная политика. В настоящее время семейная политика проводится во многих странах мира. В некоторых странах Европы выделяются равные социальные льготы всем семьям, в других — только самым бедным. Среди стран Европы семейная политика Франции стала своеобразным эталоном, где поощряется рождение третьего и четвертого ребенка. Ниже приводится перечень мероприятий в сфере поддержки семьи, проведенных правительством Франции в последние годы. 1. Ежемесячные пособия на детей — выплачиваются, начиная со второго ребенка, а при рождении третьего оно достигает максимальной величины. 2. Введение гарантированного минимального уровня дохода семьи. 3. Дотации получают семьи с минимальным уровнем дохода, и преимущество отдается семьям с тремя детьми. 4. Определенные преимущества в зависимости от числа детей в семье при уплате подоходного налога. 5. Предоставление единовременных пособий до и после рождения ребенка: достигают значительной суммы на третьего ребенка. 6. Размер декретного отпуска установлен в 16 недель, при рождении третьего ребенка время отпуска увеличен в 1,5 раза — до 26 недель. 7. Матерям-одиночкам, воспитывающим детей, предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка.