Модель политической партии К. Джанды
«Партии - это особый политический институт общества, опирающийся на поддержку граждан с целью замещения правительственных должностей своими признанными представителями» - пишет другой авторитетный ученый К. Джанда.
Проект Джанды стал новым этапом на пути приближения к теории партии через итеративные циклы исследований, в которых исходная дедуктивная гипотеза каждый раз проверяется и корректируется эмпирическим материалом. Джанда стремился охватить в Проекте все регионы мира, включая в выборку сильные и слабые партии, правящие и находящиеся в оппозиции, имеющие давнюю историю и молодые. По его убеждению только такой глобальный (holonational) подход позволяет концептуально отобразить все многообразие различий между партиями и обеспечивает возможность эмпирической проверки гипотетических предположений, стоящих за концептуальной моделью
Большую часть "исследований, посвященных образованию, эволюции и деятельности политических партий, трудно назвать эмпирическим в строгом смысле.Конечно, за ними стоит эмпирическая реальность конкретных партий в определенный промежуток времени. Однако методы исследования обычно не выходят за рамки традиционного содержательного анализа, при котором эмпирические данные привлекаются скорее для иллюстрации абстрактно-теоретических конструкций, чем для их построения и строгой верификации. Это, на наш взгляд, можно объяснить следующими обстоятельствами.
Во-первых, партия в социальном контексте как объект исследования имеет чрезвычайно широкий спектр базовых характеристик (Джанда, например, их выделил более ста). Количество партий, даже в исследовании, ограниченном одной страной или регионом, может составлять несколько десятков и сотен. Для выявления закономерностей их поведения и тенденций эволюции необходимо проследить изменение значений базовых характеристик на достаточно длительном периоде времени. Поэтому совокупные объемы фактологической информации, которую требуется собрать и проанализировать, превышают возможности человека по ее восприятию и осмыслению при использовании традиционных методов и средств поиска, представления и обработки.
Во-вторых, сравнительный анализ партий неизбежно предполагает сопоставление их характеристик по степени интенсивности, для чего сопоставляемые признаки должны быть предварительно количественно оценены, т.е. измерены. Большинство же признаков, существенных для описания партии как социального феномена, имеют качественный характер и не поддаются непосредственному наблюдению и измерению. Таким образом в эмпирическом сравнительном исследовании возникает сложная проблема квантификации качественных признаков, решение которой является необходимым условием получения научно значимых результатов.
Проект Джанды представляет собой уникальную попытку проверить концептуальные предположения о феномене партии на огромном эмпирическом материале, который охватывает образование и жизнедеятельность 158 партий в 53 странах, представляющих 10 культурно-географических регионов мира, на временном промежутке от 1950 до 1978 г. На поздней стадии Проекта этот эмпирический материал был дополнен данными о еще 50 новых партий, которые возникли в государствах, появившихся в послевоенный период на Африканском континенте.
Реализация такого грандиозного замысла потребовала: а) построения концептуальной (предтеоретической) модели (conceptual framework) партии; б) ее one-рационализации, т.е. создания аналитического инструментария и формализованной процедуры получения количественных оценок значений качественных характеристик модели из релевантных эмпирических данных; в) использования нетрадиционных технологий сбора и обработки информации.
В ходе выполнения Проекта были собраны энциклопедические сведения о партиях, имеющие самостоятельную ценность. Однако главное назначение работы состояло в том, чтобы концептуально упорядочить фактографические данные и создать понятийный аппарат их интерпретации в сравнительном анализе партий. Построение эксплицитной концептуальной модели партии рассматривалось Джандой как предварительное условие создания научно состоятельной теории партий, которая, по его представлению, должна включать три основных блока: партия как организация (характеристики партии в нем взаимосвязаны в контексте теории организации); партия как зависимая переменная (ее природа и жизнеспособность зависят от политической и социальной системы); партия как независимая переменная, влияющая на характер и содержание политического процесса в стране.
Стержнем, вокруг которого строится концептуальная модель Джанды, является понятие политической партии. Она определяется как общественная организация, которая ставит целью продвижение своих официально признаваемых представителей на посты в структурах государственной власти (6). Данное общее определение конкретизируется требованиями: политическая партия — это прежде всего организация, что предполагает регулярно повторяющееся взаимодействие индивидов с определенным распределением ролей и выполняемой работы; у организации обычно множество целей, и чтобы стать политической партией, она должна иметь одной из целей продвижение своих официальных представителей в структуры государственной власти. Официальный на практике означает — открыто идентифицируемый с именем партии. Продвижение интерпретируется Джандой достаточно широко — через электоральный процесс (в соперничестве с другими партиями), посредством административного акта (когда правящая партия не допускает соревнования на выборах), или принудительным образом (когда партия совершает переворот и захватывает правительственные учреждения). Таким образом, организации, хотя и называющие себя партиями, не попадают под данное определение, если они не ориентированы на завоевание руководящих позиций в структурах власти.
В дополнение к концептуальному определению в Проекте были приняты два рабочих ограничения. Рассматривались только партии: а) национального масштаба (т.е. отсекались локальные объекты); б) достигшие определенного уровня значимости в политическом процессе. Последнее определялось в терминах влияния среди населения и стабильности существования. Критерии были операционализированы для легальных партий в следующем требовании: выигрыш не менее 5% мест в верхней палате на двух или более последовательных выборах.
Результаты, полученные в исследовании, явились продуктом совмещения концептуальной модели партии с фактологической информацией, которая эту модель интерпретирует. Так, например, установленная в некоторой партии специфическая процедура выборов лидера, пока она рассматривается отдельно, остается частным малоинформативным фактом. Но в модели данный факт существует в контексте с другими релевантными ему фактами, раскрывающими, каким образом осуществляется выбор кандидатов от партии в парламент, кем и как производится распределение средств партии, где осуществляется формирование политики и пр. Этот контекст, задаваемый моделью, уже позволяет охарактеризовать такую широкую абстрактную категорию как централизация власти. В концепции Джанды она является критической для анализа сущности партии.
Элементарные факты выступают в модели в качестве значений 111 базовых переменных, которые служат индикаторами десяти широких категорий (broader concepts), таких как статус в государстве, социальная поддержка, проблемная ориентация централизация власти и др. Смысловое содержание каждой категории и переменной подробно раскрывается в терминах стоящей за ней понятийной системы (со ссылками на различные трактовки понятий, существующие в научной литературе, и основанием выбора). Актуальное значение переменной получает количественное выражение посредством кодирования. Оно осуществляется по формализованной процедуре (по сути — алгоритму), что позволяет получить одну и только одну оценку в баллах соответствующей шкалы, индивидуальной для каждой переменной.