Социальная реклама и социальный pr
Для того чтобы сравнить социальную рекламу и социальный PR, необходимо вывести базовые различия между собственно рекламой и собственно PR. Эти различия находят выражение в следующих областях.
1. Стоимость кампании.Первоначально главное отличие рекламы от PR заключалось в том, что PR был технологией бесплатной, не требующей финансовых вложений, а за рекламу приходилось платить. Однако сейчас с этим однозначно можно поспорить: на PR-кампанию часто требуется гораздо больше средств, чем на рекламу. Инструменты PR влекут за собой огромные бюджеты, а без PR не будут эффективны многие современные рекламные кампании, прежде всего, политические. И все же изначальная бесплатность распространения информации средствами PR (к примеру, создание сенсации или беспрецедентного информационного повода) остается одной из отличительных особенностей технологий public relations.
2. Цели и задачи кампании.Реклама фокусируется на достижениях, связанных с товарной маркой, то есть коммуникативных целях внутри очень короткого периода времени. Главная задача PR — расширение коммуникативного пространства.
3. Уровень контроля над передаваемым сообщением.Рекламное сообщение находится под полным контролем от момента создания (что и как сказано) до момента размещения (где, когда, сколько раз сообщение было размещено). В технологиях public relations такой контроль невозможен. Несмотря на то что PR привлекает платные технологии (например, заказные статьи), контроль над средствами и материалами PR остается по большей мере относительным. Почему это происходит? Потому что ни фуршеты, ни специальные мероприятия, ни пресс-релизы не дают гарантии, что журналист не сделает материал авторским и что текст будет полностью лоялен к заказчику.
4. Уровень доверия к информации.Здесь в выигрыше оказывается PR. Реклама работает в рамках конкретных условий. Несмотря на множе-
ство средств и инструментов воздействия, она достаточно ограничена но времени и месту размещения. Средства PR шире и разнообразней. Достичь повышения уровня доверия к PR легче, если прибегать к логике, аргументации, убеждая потребителя в том, что на самом деле является правдой. Доводы и выразительные средства PR более доказательны. Это существенный момент, поскольку применительно к рекламе достоверность при такой высокой конкуренции на рынке оказывается одной из самых больших проблем, ведущих рекламу к новому кризису Частота, навязчивость, назойливость рекламных сообщений вызывают все более стойкое отторжение ее у потребителей — данный феномен в последнее время все чаще называют «эрозией рекламы». Естественно, уровень доверия к рекламе при этом падает. В PR названные факторы размыты, и он действует более мягко.
5. Измерение эффективности кампании.Эффективность PR-мероприятий измерить очень трудно, в то время как реклама относительно измеряема. Критерии эффективности рекламы — это маркетинговые показатели, то есть повышение уровня продаж, доверия к торговой марке, узнаваемости марки. Измеряют их с помощью стандартных маркетинговых исследований. В итоге можно получить полную картину целевой аудитории, сегмента рынка, а заодно — обратную связь. Критерии измерения эффективности PR стали активно разрабатываться только сейчас: ведутся исследования, подбираются методики, которые должны быть просты, доступны и поддаваться коррекции в процессе работы.
Теперь, определив основные различия между рекламой и PR, можно перейти к сравнению социальной рекламы и социального PR. Для начала дадим определение социального PR.
Обычно социальный PR рассматривают как прикладной PR для гражданского общества. Это определение ввел Центр поддержки некоммерческих организаций Санкт-Петербурга, однако его нельзя назвать исчерпывающим. В нашем понимании, социальный PR — это налаживание благоприятных отношений в обществе, создание позитивного общественного фона. А социальная реклама — лишь часть социального PR.
Отличительные характеристики социальной рекламы и социального PR можно наглядно представить в форме таблицы (табл. 3).
Наиболее проблемным аспектом в настоящее время считается оценка эффективности социальной рекламы и социального PR. Это сложный процесс, поскольку эффективность в обоих случаях не имеет материального выражения. Результаты подобных кампаний можно оценить большей частью в долгосрочной перспективе, иногда спустя период длиной в целое поколение. Работая с общественным мнением, необходимо
Таблица 3
Социальная реклама и социальный PR: сравнительный анализ
Критерий | Социальная реклама | Социальный PR |
Способ размещения информации | Использование бесплатного информационного пространства (в размере 5% эфирного времени или основной печатной площади) | Бесплатное размещение за счет актуальности информации для журналистов 1 и аудитории |
| Юридическое регулирование | Формализованные отношения. Легко распознать и оценить | Менее формализованные отношения. Сложно распознать и оценить |
Продолжительность акций | Долгосрочные кампании | Непрерывные взаимоотношения |
Инструменты1 | — Рекламные модули — Тексты, листовки, буклеты — Флаеры, стакеры — Видео-, аудиоролики — Кино — Интернет — Использование PR-акций (презентаций, выставок) | Часто имеет скрытую форму. Явная форма PR в СМИ — новость2. Другие инструменты: — социальная реклама; — социальный маркетинг; — собственно PR-технологии (пресс-релизы, презентации, конференции, выставки, пресс-туры, а также распро странение слухов, создание кризисных ситуаций и т.д.) |
Выявление целевой аудитории | Сложно выбрать целевую группу. Как правило, адресуется всему обществу или значительной его части | Чаще всего адресуется определенным целевым группам3 |
Примечания.
1 Следует заметить, что методы PR являются одним из инструментов социальной рек
ламы. В свою очередь, социальный PR включает в себя социальную рекламу и, следо
вательно, она служит его инструментом.
2 Для того чтобы новость была размещена бесплатно, она должна быть новой, актуаль
ной, проблемной (скандальной).
3 Правильное выявление данных групп и изучение их характеристик является основ
ным фундаментом для дальнейшего планирования кампании
отдавать себе отчет в том, что общество медленно воспринимает информацию и еще медленнее осмысливает ее.
В рамках данного курса критерии эффективности мероприятий социального PR можно сформулировать так:
■ ненанесение вреда PR-кампанией;
■ наличие обратной связи на проводимую программу или проект (получение общественного резонанса, изменение поведенческих моделей по результатам социологических исследований);
■ создание позитивного общественного фона.
В заключение отметим, что идеальный механизм реализации социальной PR-кампании предполагает взаимодействие трех секторов общественной жизни:
■ социального, или общественного (в виде создания и внедрения социального проекта или программы);
■ коммерческого (который на основе помощи спонсоров и благотворительности осуществляет финансовую поддержку проекта);
■ государственного (в виде патронирования проекта и административной помощи в его реализации).
Контрольные вопросы
1. Выделите основные различия между рекламой и PR.
2. Дайте определение социального PR.
3. Назовите критерии эффективности мероприятий социального PR.
ТЕМА 5