Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Основным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие установленные Конституцией основы политической системы России.

Дополнительный объект – жизнь государственного или общественного деятеля.

Потерпевшим признается государственный или общественный деятель, т. е. человек, который проявил себя в какой-либо государственной или общественной деятельности.

Государственные деятели – это руководители или иные должностные лица высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которые осуществляют государственные и политические функции по реализации в жизнь политики государства.

Под общественными деятелями следует понимать руководителей, активистов политических партий, общественных организаций, массовых движений, профсоюзных, религиозных организаций и иных общественных объединений.

Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь, т. е. совершении деяний, непосредственно направленных на убийство государственного или общественного деятеля, или покушении на его убийство. Причинение при этом вреда здоровью потерпевшего охватывается тем же составом преступления и не требует дополнительной квалификации.

Способы убийства на квалификацию не влияют, однако при наличии некоторых факультативных признаков объективной стороны (способ, обстановка, место) ответственность виновного может наступать по совокупности (например, осуществление террористического акта в отношении государственного деятеля путем взрыва на митинге, демонстрации).

Использование при совершении террористического акта находящегося в незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а равно наркотических или психотропных веществ следует квалифицировать по совокупности со ст. 222 УК РФ или 228 УК РФ.

Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или представителей общественных организаций, а также членов семей, близких родственников государственных и общественных деятелей состава преступления не образует. Совершенные деяния следует квалифицировать по соответствующим статьям в зависимости от характера действия, последствий и т. д.

Субъектом террористического акта может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Обязательным признаком субъективной стороны является цель – прекращение государственной или иной политической деятельности путем физического устранения политического противника либо месть за такую деятельность. В большинстве случаев указанные цели совпадают.

В тех случаях, когда убийство совершено с иной целью или по другим мотивам, содеянное следует квалифицировать по иным статьям в зависимости от направленности умысла (например, по ч. 2 ст. 105).

В случаях, когда виновный ошибочно убивает не государственного или общественного деятеля, а иное лицо, ответственность наступает по совокупности преступлений – как за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и убийство иного лица.

Вооруженный мятеж.

Вооруженный мятеж - это восстание, вооруженное выступление группы лиц в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности. Опасность мятежа заключается в развязывании вооруженного противостояния, которое может вызвать гражданскую войну и многочисленные жертвы среди мирного населения.

Объектами этого преступления являются основы конституционного строя РФ, внутренняя безопасность или территориальная целостность РФ.

Объективная сторона мятежа заключается в его организации или активном участии в нем.

Под организацией понимается создание группы лиц для выступления, преследующего указанные выше цели, либо руководство такой группой. Активное участие означает совершение действий, типичных для поведения мятежников (непосредственное участие в актах насилия либо существенная помощь в этом путем обеспечения вооружением или боеприпасами и т.д.). Иные способы содействия мятежникам (их укрывательство, оказание медицинской помощи раненым и т.п.) не могут рассматриваться как активное участие и влекут ответственность, если содержат состав иного преступления.

Обязательным признаком состава является вооруженность, т.е. наличие оружия и возможность его применения.

Субъективная сторона - прямой умысел и специальная цель свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности. Нарушение целостности означает отторжение части территории РФ для образования самостоятельного государства или присоединения к другому государству.

Субъектом преступления является лицо, выполняющее указанные выше функции организатора или активного участника.

Анализируемый состав весьма похож на состав, предусмотренный ст. 278, особенно если целью является насильственное изменение конституционного строя. Однако между ними имеются отличия.

Основное из них заключается в вооруженности, которая обязательна для мятежа. Поэтому вооруженные насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя, следует квалифицировать не по ст. 278, а по ст. 279.

Другое отличие связано с тем, что одним из способов совершения преступления, предусмотренного ст. 278, является захват власти, о котором не говорится в диспозиции ст. 279. Следовательно, вооруженный мятеж может и не сопровождаться захватом власти, т.е. она может оставаться у тех же руководителей, которые присоединились к мятежникам либо удовлетворили их требования.

Наконец, мятеж может иметь целью нарушение территориальной целостности РФ, что не предусмотрено в ст. 278.

Деяние относится к категории особо тяжких преступлений.

Наши рекомендации