Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
Терроризм и международный терроризм личностью, обществом, государством и международным сообществом среди угроз и вызовов XXI в. рассматриваются как центральные, покушающиеся равно на общественную, национальную и международную безопасность.
Борьба с терроризмом в различных формах прошла несколько этапов.
Начиная с 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила ряд резолюций, связанных с вопросами борьбы с терроризмом.
Однако говорить о сотрудничестве государств в этой области, о складывающихся формах, направлениях, приемах и способах стало возможным лишь с конца 1990 - х гг.. Тогда в известной степени сложилось, по крайней мере внешне и официально, относительное и сравнительное единство в мире в понимании понятия терроризма и международного терроризма, отнесения террористических актов к уголовно - наказуемым деяниям.
Новый этап контртеррористической деятельности ООН начался накануне третьего тысячелетия.
8 сентября 2000 г. Генеральная Ассамблея, исходя из опыта многих стран мира и как бы предвидя трагедии 11 сентября в США — нападение на Международный торговый центр в Нью-Йорке и его разрушение, террористические зловещие теракты в Российской Федерации и т.д., — приняла Декларацию Тысячелетия.
В Декларации значительное внимание уделяется необходимости выработать согласованные действия по предупреждению и борьбе с терроризмом.
Таким образом, общая и конкретная ситуация в мире, характеризующаяся расширением сотрудничества в производительных сферах человеческой деятельности привела к упорядочиванию межгосударственных и иных международных отношений в сфере контроля и борьбы с терроризмом.1
Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права связано с разработкой, принятием и введением в действие:
- 12 многосторонних соглашений, таких как Токийской конвенции 1963 г., Гаагской конвенции 1970 г. по борьбе с угоном самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного судна или Конвенции о предотвращении финансирования терроризма 1999 г.;
- региональных соглашений, таких как Конвенции Организации Американских государств 1971 г. или Ковенция о борьбе с терроризмом Шанхайской организации сотрудничества 2001 г.;
- многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом.
В настоящее время основная проблема — совместные действия государств по контролю и борьбе с терроризмом на этой широкой правовой основе.
Российская Федерация является участницей всех 12 глобальных антитеррористических конвенций.
Важнейшим правовым началом, заключенным в конвенционный механизм антитеррористического сотрудничества, является принцип « aut dedere aut judicare » («либо выдай, либо суди»). Он призван обеспечить неотвратимость наказания за совершение актов терроризма и тем самым обеспечить более высокий уровень правоприменительных мер с акцентом на обязательном преследовании и наказании за посягательства террористического характера на национальном (внутригосударственном) и международном (межгосударственном) уровнях.
Вместе с тем решение правового обеспечения антитеррористического сотрудничества государств лежит и в плоскости поиска неординарных, на первый взгляд, решений по созданию норм национального и международного права, входящих в «Антитеррористическое право» как межсистемную отрасль права.
Теоретическое решение этой проблемы возможно при условии учета специфики предмета и метода как международного права, так и национального (внутригосударственного) права, но и задача эта весьма актуальная, ибо нет пока методов борьбы с общечеловеческой угрозой — международным терроризмом. Как для сохранения жизни на планете Земля необходимы неординарные (и не популярные) политические, пока не известные никому решения, так и для создания правовой основы международного антитеррористического сотрудничества необходимо «Антитеррористическое право».
Правовые, международно-правовые, а также политические документы контртеррористической направленности заложили основы для создания и функционирования институционных антитеррористических органов и организаций, к которым относятся органы государства (Министерство внутренних дел РФ, ФСБ и др.) международные межправительственные организации и их главные органы (ООН, Совет безопасности ООН и др.).
А также основы для органов целенаправленной антитеррористической деятельности — учрежденных, созданных институтами власти (государством, международными организациями — основными субъектами международного права) институциональные системы — Контртеррористический комитет СБ ООН, Антитеррористический центр СНГ и др.
Примером единодушия государств мира было создание после 11 сентября 2001 г. контртеррористической коалиции.
Именно тогда Россия выступила с инициативой создания Глобальной системы противодействия современным угрозам и вызовам. И каждая из упомянутых международных организаций, коалиций, конвенций создала или предложила свою контртеррористическую институциональную систему, возложив на нее ответственность за положение дел по контролю над терроризмом и международным терроризмом.
В настоящее время, согласно законам государства (например, Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130 - ФЗ «О борьбе с терроризмом»), или международным договорам, или решениям международных организаций и международных органов создаются специализированные институциональные контртеррористические системы разных масштабов и уровней.
Статья 4 Закона ПМР «О противодействии терроризму», вступившего в силу в полном объеме с 1 января 2008 года предусматривает, что ПМР в соответствии с международными договорами Республики сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
Приднестровская Молдавская Республика, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Например, можно признать как институциональное контртеррористическое образование Министерство внутренней безопасности США, хотя оно само способно создавать свои институциализированные контртеррористические системы. В частности в сфере борьбы с финансированием терроризма и международного терроризма.
Контртеррористическая институциональная система — это орган, органы, системы органов, создаваемых согласно национально – правовым и (или) международно–правовым нормам и принципам в международных властных институтов для контроля в целом над терроризмом и (или) международным терроризмом или для контртеррористической деятельности по следующим направлениям:
- определение понятия и сущности терроризма и международного терроризма;
- определение причин и условий, порождающих эти явления;
- определение форм и способов предупреждения, противодействия, пресечения и борьбы с терроризмом и международным терроризмом.
Каковы принципы организации и деятельности контртеррористической институциональной системы?
По сферам деятельности и правовым основам контртеррористические институциональные системы можно разделить на две группы:
• национальные (внутригосударственные);
• международные.
Основной институциональной антитеррористической системой в Российской Федерации является Межведомственная антитеррористическая комиссия РФ.
К международным институциональным системам относятся следующие.
1.Контртеррористический комитет ООН , задачей которого является контроль за выполнением резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное принятие всеми государствами широкого набора практических мер по предотвращению и пресечению террористической деятельности с акцентом на блокирование ее подпитки, в том числе финансовыми средствами. Комитет должен обобщать информацию государств о предпринимаемых ими в соответствии с резолюцией 1373 антитеррористических мерах и представлять соответствующие рекомендации Совету Безопасности ООН. Деятельность Комитета призвана способствовать действенному осуществлению Советом Безопасности и ООН в целом центральной координирующей роли в сфере борьбы с терроризмом.
2.Антитеррористический Центр государств — участников Содружества Независимых государств.
Согласно положению об АТ СНГ, утвержденному Советом Глав государств в 2000 г., Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия специальных компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Совет Глав государств принимает решения по принципиальным вопросам организации и деятельности Центра.
Согласно п. 1.2 Положения об АТЦ общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ. В своей работе Центр обязан взаимодействовать с Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ.
Центр является контртеррористическим институциональным межведомственным органом с достаточным на сегодняшний день уровнем самостоятельности. Он — произведение властных институтов — не может и не должен заниматься координацией деятельности этих властных институтов. Однако и совершенствование международно-правовой основы контроля за терроризмом, и совершенствование правовой основы организации и деятельности Центра необходимо.
3.К контртеррористическим институциональным системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран — участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности.
4.Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористически международным органом. В документах Интерпола, определяющих перспективу его деятельности на будущее, отмечается, что в ближайшее время терроризм и международный терроризм будут продолжать серьезно затрагивать правоохранительные службы государств. В связи с этим Интерпол предлагает государствам рассматривать эту организацию как одно из средств координации сотрудничества в данной области. К основным направлениям деятельности Интерпола в борьбе с международным терроризмом относятся обмен информацией и разработка политико-юридической основы, определяющей отношения организации к этому явлению и пути борьбы с ним.
5. На пути к созданию институциональной контртеррористической системы находится и Группа Восьми наиболее развитых в промышленном отношении государства, которые «укрепились в своей решимости противостоять терроризму» еще в 1978 г.
Обстоятельная совместная Декларация по борьбе с терроризмом была одобрена в Оттаве (Канада) 12 декабря 1995 г. В Декларации изложены основы политики государств — членов Восьмерки по контролю над терроризмом и международным терроризмом (по сдерживанию, предотвращению и расследованию террористических актов). Это стало важнейшим направлением в работе Восьмерки после событий 11 сентября 2001 г. На базе Совместного заявления лидеров от 19 сентября 2001 г. Группа Восьми развернула беспрецедентное по масштабам и интенсивности сотрудничество в борьбе с терроризмом, проявила свою стержневую роль в глобальной антитеррористической коалиции. Россия также придает принципиальное значение продолжению этой работы на прочной основе международного права при ведущей координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности.
6.Шанхайская организация сотрудничества, созданная из «Шанхайской пятерки», образованной Россией, Казахстаном, Киргизией, Китаем и Таджикистаном после подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы в 1996 г. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в 1997 г.
Итак, можно сделать следующие выводы.
- Практически все государственные ветви власти (законодательные, исполнительно - распорядительные, судебные), все элементы политических систем обществ, союзы предпринимателей и компании, формальные и неформальные союзы государств, международные органы и организации уделяют серьезное внимание контролю над терроризмом и международным терроризмом, значительное, но пока явно недостаточное — политико -правовым основам как самих институтов власти, так и созданным ими институциональным контртеррористическим системам.
- Правовая основа внутригосударственных институтов власти и институциональных систем, предупреждающих и борющихся с терроризмом, включает широкий спектр правовых норм: конституционных, уголовно -правовых, административно - правовых, норм исполнительно -распорядительного характера (приказов и инструкций), норм ведомственных актов. В государствах мира пока не созданы полноценные правовые основы, учитывающие международно - правовые предписания, деятельность международных структур и институциональных контртеррористических систем.
- Международно - правовые основы международных институциональных контртеррористических систем включают принципы международного права, конвенционные нормы, нормы обычного права, значительная часть — это нормы внутреннего права, нормы международных межправительственных органов и организаций.
- Комплексный правовой характер носит система норм, регулирующих организацию и деятельность национальных и международных институциональных систем.