Государственное устройство в Афинах в середине 5 в. до н.э.

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным - суверенным и законодательным - органом афинского государства. Право участия в его работе имели все полноправные афинские мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган "хранителей законов", наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт "жалобы на противозаконие" оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.

В Народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступить перед согражданами мог любой его участник. Однако, оратор должен был придерживаться некоторых правил, которые, в частности, запрещали повторяться, оскорблять своего оппонента, говорить не по существу дела и т. п.

Экклесия собиралась довольно часто: каждая притания, по сообщениям Аристотеля, созывала 4 Народных собрания, т.е. - приблизительно 1 раз в 8-9 дней. Нередко собирались и внеочередные собрания. На одном - главном из этих собраний, как замечает Аристотель, решалось, считает народ политику властей правильной или нет. Председательствовал на Народных собраниях председатель пританов.В конце V века до н.э. за посещение Народных собраний простые граждане Афин стали получать плату: сначала в размере обола, а затем - трех оболов. Это сделало возможным участие в Народных собраниях широких масс населения, в том числе - малоимущего.

Совет 500.

Важную роль в системе государственных органов играл и Совет 500 (булэ). Будучи одним из основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался он посредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил - территориальных округов полиса.

В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления.

Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота.Совет 500 производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе.Повседневными делами афинского государства руководила непосредственно одна десятая часть Совета - т.е. одна фила. Дежурство и срок дежурства десятой части Совета (филы) называлось одной пританией. "Обязанности пританов, - как пишет об этом Аристотель, - исполняют каждая из фил по очереди. Первые четыре - по 36 дней каждая, а следующие шесть - по 35 дней каждая." Там же. С. 228. В обязанности пританов входило собирать Совет и народ: Совет - ежедневно, а Народные собрания - 4 раза в каждую пританию.Пританы путем жеребьевки каждый день избирали из своей среды председателя, который затем возглавлял и работу Народного собрания. Заседания Совета происходили ежедневно, кроме неприсутственных дней.Срок полномочий членов Совета - 1 год, по истечении которого они должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось лишь через несколько лет и только 1 раз. Членам Совета выплачивалось жалованье в размере 5-6 оболов.

Ареопаг.

В системе государственных органов Афин V в. до н.э. сохранялся и ареопаг, в который входили представители афинской аристократии путем кооптации на пожизненный срок. Ареопаг наблюдал за состоянием общественных нравов и выступал в качестве судебной инстанции по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний. Члены Ареопага входили в него пожизненно.

Гелиэя.

Гелиэя — суд присяжных — состояла из 6000 членов (гелиа- стов), избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по шестьсот на каждую филу. Гелиэя распадалась на 10 коллегий — дикастерий — в составе 500 членов каждая. (Обычно судебная коллегия назначалась в составе 501 члена.) В некоторых случаях судили коллегии с меньшим составом, иногда, напротив, две или несколько коллегий соединялись в одну. Приступая к своим обязанностям, гелиасты приносили торжественную клятву судить по закону и выслушивать одинаково речи обеих сторон. Круг дел, который подлежал рассмотрению того или иного состава, определялся утром того дня, когда должно было происходить заседание суда.

Коллегии должностных лиц.К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

Рабовладельческий строй в Древних Афинах сложился в наиболее развитой форме - в форме демократической республики.Система афинской демократии V века до н.э. представляла собой хорошо организованную политическую систему, основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов афинского полиса - Народного собрания, Совета 500, гелиэи. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности. Сложившаяся система предоставляла афинским гражданам право не только участвовать в управлении государством, но и контролировать афинскую конституцию. Складывание этой системы происходило в борьбе с консервативными тенденциями, представленными олигархически настроенной аристократией. Однако демократия, опиравшаяся на поддержку широких масс, одержала в этой борьбе решительную победу.Для своего времени афинская демократическая республика имела самое передовое государственное устройство, в условиях которого все полноправные граждане привлекались к управлению страной. Государство в свою очередь брало на себя обязанности по заботе об их материальном благосостоянии и развитии культуры. По словам Фукидида, преимущество этой политической системы заключалось в том, что она давала людям возможность быть политически и нравственно свободными, создавало условия для раскрытия и совершенствования каждого человека.

Пери́кл — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

Гражданин- В 451 г. до н. э. Перикл провел закон, по которому гражданином считался только тот, у кого отец и мать были афинянами. Но женщинам запрещалось даже посещать Народное собрание. В 445 г. до н. э. 5 тысяч человек были осуждены на продажу в рабство за незаконное присвоение гражданских прав. 14 тысяч граждан претендовали на получение бесплатного государственного хлеба в этом году. Афинские граждане имели исключительное право владеть землей, домом, помещением для мастерской. Поверхность земли принадлежала гражданину как его частная собственность, недра земли — государству. Такая собственность (на землю, дом) считалась совместной частной собственностью всей общины граждан, и только граждан.

Эфебы- в Афинах и некоторых других греческих полисах особая возрастная категория граждан, в которую зачислялись юноши, достигшие совершеннолетия (в Афинах в 18 лет) , после внесения их в гражданские списки по делам и принесения присяги, для прохождения двухлетнего военного обучения.

должностное лицо (магистрат)- городское управление

Совет 500 (буле)- государственный совет в древнегреческих городах-государствах, осуществляющий контроль и исполняющий различные политические и административные функции

Ареопаг- судилище

Архонты- высшее должностное лицо

Гелиэя- один из высших органов власти, с 5 в. до н. э. рассматривал как частные, так и государственные дела, контролировал деятельность высших должностных лиц, утверждал законы, принятые народным собранием.

Дикастерия- суд присяжных в Древней Греции, прежде всего в Афинах.

Стратег- В Афинском государстве десять С. являлись его вьющими должностными лицами. С. были руководителями только военных сил государства, но очень скоро они превратились в наиболее влиятельных должностных лиц, обладая наряду с правом набора войск и руководства вооружёнными силами

Полет-

Агораном- рыночный надсмотрщик, должностное лицо с полицейскими функциями

Наши рекомендации