Центральные органы государственной власти

Великое Княжество Литовское являлось феодальной монархией, во главе которой стоял государь, именовавшийся «великим князем», «господарем», «королем». Первым титул короля стал носить Миндовг после коронации, которая состоялась в столице государства Новогрудке в 1253 г. Титул «короля литовцев и многих русских» носил и Гедимин, правивший с 1316 по 1341 годы. Разные термины употреблялись и для обозначения государства. Оно именовалось «великим княжеством», «господарством», «панством», «речью посполитой». Каждый из этих терминов имел свои оттенки. В названии «великое княжество» подчеркивалась территория и форма власти в государстве, в наименовании «господарство» подчеркивалось притязание рассматривать государство как личное владение, имение государя, в слове «панство» отражались властные полномочия, в название «речь посполитая» вкладывалось понятие государства как общего дела, общих интересов и общего блага. Этот термин является переводом латинского слова «республика», хотя слова «речь посполитая» в то время обозначали также «общество», «общественное дело».

Монархический строй ВКЛ XIV-XVI вв. характеризовался сосредоточением в руках великого князя достаточно широких властных полномочий. Он командовал всеми вооруженными силами, осуществлял административно-распорядительную и судебную власть, руководил внешней политикой, выдавал грамоты и иные правовые акты, осуществлял руководство финансово-хозяйственной деятельностью. Такое понимание власти государя на первых порах было выгодно всему классу феодалов, так как в этот период шел интенсивный процесс захвата и присвоения крестьянских земель феодалами и государством. Когда феодал получал из рук государя дарственную грамоту, которой крестьянская земля передавалась во владение феодала и крестьяне обязывались вносить ему ренту, он признавал в лице государя собственника всего государства, имевшего полное право отнимать земли у крестьян и заставлять их работать на феодала. Однако как только феодалы добились монопольного права владения землей, они стали стремиться к ограничению власти государя. С этой целью возрождается древняя, народная идея понимания власти государя как должностного лица, охраняющего интересы народа. Только под «народом» стали понимать не всю массу трудящихся, а только лиц, выполнявших военную повинность и входящих в состав привилегированного сословия шляхты, в связи с чем получает употребление такой термин как «народ-шляхта». Это двойственное отношение класса феодалов к полномочиям государя получило свое отражение во многих правовых актах ХIV-XVI вв., в которых государь, одной стороны, признается хозяином всего государства, а с другой — должностным лицом, обязанным выполнять решения рады и сойма.

При осуществлении своей власти великий князь опирался на содействие должностных лиц центрального и местного управления, а также крупных феодалов, которые и составляли раду. В состав рады входили также епископы, некоторые князья местных княжеств и другие лица. Рада в ХIII -ХIV вв. была в основном совещательным органом при государе, однако в последующий период она стала играть решающую роль в государственных делах. Так, по решению радных панов Витень был избран великим князем. С их же согласия, после смерти князя Ольгерда на великокняжеский престол вступил Ягайло. О совещаниях государя с панами по важнейшим государственным делам сви­детельствуют летописи, грамоты и договоры с иностранными государствами. На обсуждение рады выносились все важнейшие государственные вопросы.

К ХIV в. относится начало созыва более широких совещаний, получивших название соймов, хотя вначале соймы собирались в отдельных княжествах с целью решения местных дел. Упрочение экономических связей внутри государства, а также усиление процесса централизации вызвали необходимость более широкого привлечения феодалов к решению государственных дел и, особенно, к более активному их участию в исполнении решений центральных органов. На соймы приглашались католические епископы, князья местных княжеств, должностные лица центральных и местных органов государственного управления, а также все феодалы-шляхта, пожелавшие прибыть на сойм. В связи с этим соймы становятся более представительными и начинают именоваться великими вальными соймами. Порядок созыва и работы сойма, а также его компетенция до ХVІ в. регулировались обычным правом и зависели от усмотрения государя и его рады. Вначале соймы имели больше значение органа совещательного, уведомляющего о своих решениях всех феодалов и население. Однако в ХVI в. значение сойма возрастает,постепенно он становится законодательным органом.

Местные органы власти

В древности на территории Беларуси существовало множество княжеств, среди которых были такие крупные как Полоцкое, Витебское, Минское, Берестейское, Гродненское, Новогрудское, Турово-Пинское, Слуцкое, Мстиславское, а также более мелкие: Друцкое, Браславское, Заславльское, Логойское, Кревское, Клецкое, Копыльское, Несвижское и другие. Большинство княжеств и после включения их в состав ВКЛ сохранялись как административно-территориальные единицы со своими органами управления. В течение XIV-XV вв. княжества преобразовываются в наместничества, воеводства, поветы, волости, держания, а местные князья заменяются более зависимыми от верховного управления должностными лицами – наместниками (воеводами, старостами и державцами).

В середине 60-х годов XVI в. в ВКЛ осуществляется реформа административно-территориального деления и вся территория государства была разделена на воеводства, поветы, волости и держания, в том числе образуется 13 воеводств и 30 поветов. Несмотря на значительные изменения в системе местных органов, их деятельность не подвергалась коренной перестройке и по-прежнему местные феодалы сохраняли в них господствующее положение. Широкие правомочия местных должностных лиц и слабый контроль за их деятельностью верховных органов создавали условия для проявления произвола местных феодалов, что вызывало недовольство части шляхты и всего населения. С этим были вынуждены считаться центральные органы, поэтому издаются законодательные акты, направленные на ограничение произвола местных должностных лиц и упорядочение их деятельности.

Местные органы власти в своей деятельности руководствовались как местным обычным правом, так и новыми нормативными актами. Воеводства Полоцкое, Витебское, Мстиславское, а также многие поветы и волости имели специальные грамоты (привилеи), в которых были закреплены местные права. Кроме того, особое управление было организовано в городах и в частных владениях светских и духовных феодалов. Все это порождало многообразие местных органов и различие их полномочий даже в однотипных органах. Вместе с тем, для них были характерны и некоторые общие признаки, которые все более проявлялись в связи с административно-территориальной реформой.

Высшим представителем власти в системе местных органов был воевода, возглавляющий местную администрацию, хозяйственные, военные и судебные органы на территории воеводства. Заменив ранее существовавших вассальных князей, воеводы управляли на местах при помощи старых органов государственного аппарата и новых должностных лиц, а также при участии возникших в XVI в. местных соймиков. Назначались воеводы великим князем и радой пожизненно из числа крупных феодалов государства. В некоторых воеводствах (Полоцкое, Витебское и др.) великому князю и раде необходимо было заручиться согласием местных феодалов на принятие данного кандидата на должность воеводы. Зависимость воеводы от местных феодалов была довольно значительной и в других воеводствах. В должности воеводы сочетались признаки местного органа, зависимого от центрального управления, и независимого самоуправления. Воеводы обязаны были на местах проводить в жизнь распоряжения центральных органов и заботиться об интересах местного населения, особенно местных феодалов. Заботу о местных интересах воевода осуществлял через раду, членом которой он был по должности, либо через сойм. Все это ставило воеводу в особые правовые отношения с центральными органами и с местными феодалами, где он выступал как наместник великого князя и как руководитель органов местного самоуправления.

Основные обязанности воеводы заключались в поддержании феодального правопорядка на территории воеводства, осуществлении общего руководства эксплуатацией всех источников государственных и великокняжеских доходов, организации вооруженных сил воеводства, отправлении правосудия. Для поддержания порядка воевода мог использовать подчиненные ему гарнизоны замков и созывать шляхетское ополчение. Кроме того, у него, как и у всякого крупного феодала, имелся отряд личной охраны и целый штат подчиненных ему должностных лиц - «врядников» и «слуг». В хозяйственной деятельности воевода, прежде всего, заботился о надлежащем ведении работ в государственных имениях, переданных ему в держание, об исправном поступлении в казну дани и налогов с феодально-зависимых людей, обязан был оберегать государственный земельный фонд от самовольных захватов угодий феодалами. Он следил, чтобы крестьяне не уходили с государственных земель на земли отдельных феодалов, мог осаживать свободных крестьян и бояр на пустых землях. При осуществлении правосудия он совместно с местными феодалами рассматривал уголовные и гражданские дела в отношении всех лиц, проживающих на территории воеводства, за исключением дел, подсудных земскому, господарскому либо духовному судам.

Ближайшими помощниками воеводы были: каштелян, командовавший военными силами главного замка воеводства и ополчением военно-обязанных лиц, приписанных к данному замку (он же был товарищем воеводы по представлению интересов воеводства в раде и на сойме); ключник, ведавший сбором дани; конюший, осуществлявший надзор за выращиванием лошадей для армии и заведовавший государственной конюшней в воеводстве; городничий – комендант замка, на обязанности которого лежала главная забота о ремонте и содержании замка (в отсутствие каштеляна он возглавлял гарнизон замка); лесничий и ловчий, ведавшие лесными промыслами и охотой; а также подвоевода (наместник воеводы), который был его заместителем по административно-судебным делам (при отсутствии воеводы председательствовал в суде), руководил работой воеводской канцелярии, свидетельствовал различного рода документы. Имелись и другие менее значимые должностные лица, причем иногда они различались в воеводствах.

Главой администрации в повете был староста, который назначался государем и радой из числа крупных феодалов. Должность эта чаще всего рассматривалась как дополнительный источник доходов крупного феодала, а обязанности, связанные с исполнением должности, выполнял назначенный старостой его заместитель - подстароста. Властные полномочия старосты были примерно аналогичными воеводе и также зависели от родовитости, семейных связей и др. Как правило, каждый крупный феодал занимал одновременно несколько должностей, от которых имел определенные доходы. Староста обязан был следить за поддержанием порядка на подведомственной территории, осуществлял надзор за хозяйственным состоянием государственных имений и за поступле­нием государственных доходов, заботился о содержании в боевой готовности замков, собирал военное ополчение в случае военной опасности, рассматривал уголовные и гражданские дела, следил за исполнением судебных решений. В своей деятельности старосты пользовались широкими правами, не зависимыми от власти воевод, т.к. их полномочия основывались на старых тра­дициях управления местных вассальных князей.

В каждом повете сохранялись старинные должности (ключник, конюший, лесничий, тиун и др.) и вводились новые. Например, помощником старосты по военным делам стал поветовый маршалок. Административно-судебные функции исполнял заместитель старосты - подстароста, который руководил работой канцелярии, являлся председателем замкового суда. Учетом военнообязанных людей повета и поветовым знаменосцем был хоружий.

Сословно-представительными органами в пове­те и воеводстве были поветовый и воеводский соймики, которые образовывались постепенно на протяжении ХV-ХVI вв. Здесь обсуждались как местные, так и общегосударственные дела. На соймиках могли присутствовать все шляхтичи данного повета или воеводства. Поветовые соймики собирались, как правило, ежегодно или даже несколько раз в году. Председательствовал на соймике наиболее высокий по должности пан, либо поветовый маршалак. На поветовых соймиках в ХVI в. избирались депутаты на вальный (всеобщий) сойм, вырабатывались для них инструкции и наказы, а также ходатайства и просьбы к правительству, заслушивались отчеты и информации о состоявшихся соймах, избирались кандидаты на судебные и другие должности, определялись размеры налогов на нужды повета. При по­мощи соймиков поветовая шляхта отстаивала свои местные интересы перед центральными органами.

Низшим звеном в системе органов местного государственного управления были управляющие государственными и великокняжескими име­ниями (дворами и замками) - державцы, которые в более древнее время именовались тиунами. В ХVI в. довольно часто государственные име­ния отдавались в держания крупным феодалам, а они от себя назна­чали наместников, которые и выполняли функции как хозяйст­венного управления имением, так и органа местной власти. Они поль­зовались и правом суда над простыми людьми. Державцы, так же как воеводы и старосты, несли от­ветственность за свою деятельность непосредственно перед центром (Статут 1566, разд. 4, арт. 45).

Для осуществления над­зора над крестьянами старосты и державцы назначали сель­ских войтов, сотских, сорочников, десятников, которые следили за поддержа­нием порядка в селах и выполнением крестьянами феодальных повинностей. Сотские следили за выполнением тех повинностей, которые обязаны были нести все крестьяне на поветовый замок или центральный двор повета. Сельские войты и сорочники – ведали повинностями крестьян в волости, а десятники в отдельных деревнях. После проведения земельной реформы 1557 г. в ряде местностей сотские и сорочники были заменены сельскими войтами. За свою службу сельский войт получал вольную от всяких платежей и повинностей одну волоку земли (21 гектар). В его обязанности входило: выгонять крестьян на барщину, наблюдать за выполнением работ крестьянами, отвозить «у двор» собранную с крестьян дань, следить за сохранением земельного фонда и межевых знаков, не допускать самовольного захвата крестьянских и государственных земель, присутствовать на суде и оказывать содействие в правильном вынесении решения по делам крестьян. В тех местностях, где проживали государственные крестьяне и не было замков или государственных имений, действовали органы крестьянского самоуправления – крестьянские сходы и избираемые ими старцы. На сходах раскладывалась дань, разбирались спорные дела и др. Старцы наблюдали за выполнением работ по строительству и ремонту замков, мостов и дорог, отвозили дань в определенное властями место, участвовали в копном суде.

Управление в городах

Под воздействием экономических изменений тип города-крепости как военно-административного центра постепенно изменялся. Все более возрастало значение городского ремесла и торговли, что вызывало необходимость предоставления большей свободы в хозяйственной деятельности городским жителям. Этой цели служили выдаваемые городским жителям грамоты на «майдеборское право», в силу которых в городах Беларуси вводилась особая форма городского управления, сходная в некоторых чертах с управлением в городах Польши и Германии на основе Магдебургского права. Соответственно грамотам городское население освобождалась из-под административной и судебной власти воевод, старост и их наместников. В городе создавались собственные органы управления, с присущими им некоторыми чертами самоуправления, во главе которых стоял войт и городская рада. Глава города – войт вначале назначался из числа феодалов. Он подбирал себе заместителя (лент-войта), бурмистров, членов рады и лавников (заседателей), с которыми совместно осуществлял административные и судебные функции. Городской войт ведал вопросами общего управления делами в городе, следил за поддержанием порядка, сбором средств в государственную казну и на общегородские нужды, осуществлял правосудие по наиболее тяжким уголовным преступлениям и др. Бурмистры занимались решением текущих дел по городскому управлению, в том числе ведали вопросами торговли, ремесла, городского благоустройства, заботились о надлежащем содержании городских оборонных сооружений, несении сторожевой службы и выполнении населением иных повинностей, осуществляли правосудие по мелким делам.

Городская рада в большинстве белорусских городов состояла, примерно, из 6-20 человек. В некоторых городах рада избиралась мещанами, в других – сам войт комплектовал раду. Как правило, в раду входили наиболее богатые купцы, цехмистры (руководители ремесленных цехов) и богатые мастера-ремесленники. Городская рада определяла общее направление развития городского хозяйства, ведала вопросами благоустройства и оборонных сооружений, выносила решения о сборе с населения необходимых средств на городские нужды, осуществляла контроль за их расходованием. Члены городской рады совместно с войтом или бурмистрами участвовали в осуществлении правосудия. Функции низших должностных лиц в городах по сбору налогов, контролю за деятельностью торговцев и ремесленников, за поддержанием порядка выполняли сотские, десятники, «слуги местские», находившиеся в подчинении у войта и бурмистров.

В решении общегородских дел существенное значение, наряду с указанными органами, продолжали сохранять общие собрания мещан (соймы, веча, копы). На этих собраниях заслушивались отчеты бурмистров о расходовании городских денег, вырабатывались жалобы и челобитные руководству государства, выносились постановления о сборе средств на городские нужды, высказывались требования о смещении тех или иных лиц городского управления, рассматривались некоторые судебные дела.

Наши рекомендации