Местное самоуправление в Российской Федерации

Местное самоуправление — это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения под свою ответственность, управление муниципальной собственнос­тью, с учетом интересов всех жителей данной территории. Эта система представляет собой совокупность организа­ционных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и других органов местного самоуправления, по­средством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления. Органы государственной власти России, органы государственной власти субъектов Федера­ции и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией. Структура и организационные основы дея­тельности органов местного самоуправления подробно оп­ределены в положениях о местном самоуправлении, в ко­торых закрепляются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления, распределение полно­мочий между ними, формы ответственности органов мест­ного самоуправления перед населением, вопросы муници­пальной службы и т.п.

В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защи­ту тех интересов граждан, которые основаны на совмест­ном их проживании на определенной территории, на не­избежном взаимодействии жителей этой территории.

Для эффективного функционирования государства не­обходим баланс интересов государственных (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и мест­ных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муници­пального образования. Роль выразителя местных интере­сов и призвано играть местное самоуправление.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправ­ление самостоятельно в пределах своих полномочий. Орга­ны местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государством признается и защи­щается муниципальная собственность, в том числе соб­ственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения мест­ного самоуправления в системе публичной власти.

Конституционные положения, касающиеся местного са­моуправления, конкретизированы Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г.).

Участие граждан в осуществлении местного самоуправ­ления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ; Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избран­ными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп. от 22 июня 1998 г.), направлять индивидуальные и кол­лективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов местного са­моуправления.

Конституцией России названы важнейшие вопросы мес­тного значения: управление муниципальной собственнос­тью, осуществление охраны общественного порядка, фор­мирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов. Основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресур­сов местного самоуправления, основы бюджетного процес­са в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми инсти­тутами, а также гарантии финансовых прав органов мест­ного самоуправления определены Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп, от 9 июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.). Федеральные и региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципально­го образования, Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключен­ные из их ведения и не отнесенные к ведению других муни­ципальных образований и органов государственной власти.

Органы местного самоуправления могут наделяться за­коном отдельными государственными полномочиями с пе­редачей необходимых для их осуществления материаль­ных и финансовых средств. Реализация переданных пол­номочий подконтрольна государству (ст. 132 Конститу­ции РФ).

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение гра­ниц территорий, в которых осуществляется местное само­управление, допускается только с учетом мнения населе­ния соответствующих территорий.

Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту, право на компенсацию дополнитель­ных расходов, возникших в результате решений, приня­тых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установлен­ных Конституцией РФ и федеральными законами.

Контрольные вопросы

1. Что относится к юридическим свойствам Конституции?

2. Чем пересмотр Конституции РФ отличается от внесения поправок?

3. Что означает понятие «конституционный строй»?

4. Каковы элементы конституционного строя России?

5. Каковы конституционные формы осуществления народовластия?

6. Каковы признаки России как федеративного государства?

7. В чем проявляется принцип равноправия субъектов Российской Федерации?

8. Почему отечественный федерализм называют «асимметричным»?

9. Каковы особенности правового статуса республик, входящих в состав Российской Федерации?

10. Сформулируйте определение органа государственной власти.

11. Перечислите федеральные органы государственной власти.

12. Как происходит избрание Президента РФ?

13. Кто производит назначение на должность судей Конституционного Суда РФ?

14. Кто назначает членов Правительства РФ?

15. Назовите права и обязанности Уполномоченного по правам человека.

16. Какова роль муниципальных органов?

17. Перечислите права граждан на получение информации при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления.

Одобрено на заседании кафедры

Протокол № 4 от 11.11.2008 г.

Мегрелидзе Миндия Ревазович

Правоведение

Учебно-практическое пособие

Часть 1

Подписано к печати:

Тираж:

Заказ №

Наши рекомендации