Особенности статуса депутатов и должностных лиц местного самоуправления
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с ФЗ № 131 и уставом МО.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа МО составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами МО в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ.
Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью; заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности и тд. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий и тд устанавливаются федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным и тд.
62. Муниципальная служба: понятие, принципы и система. Муниципальные должности. Требования для замещения должностей муниципальной службы.
МС – это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора.
Принципы муниципальной службы - это основополагающие идеи, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.
Принципы: верховенство Конституции РФ, ФЗ и законов субъектов РФ над иными НПА; приоритет прав и свобод человека и гражданина; самостоятельность ОМСУ в пределах их полномочий; - профессионализм и компетентность муниципальных служащих; - ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; правовая и социальная защищенность муниципальных служащих и др.
Система МС: Систему МС составляют должности муниципальной службы — должность в ОМСУ, аппарате избирательной комиссии МО, которые образуются в соответствии с уставом МО, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии МО или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
высшие должности МС; главные должности МС; ведущие должности МС; старшие должности МС; младшие должности МС.
Законами субъектов России утверждаются реестры должностей МС, в которых закрепляется конкретный перечень наименований должностей МС в данном субъекте, классифицированных по ОМСУ, избирательным комиссиям МО, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учётом исторических и иных местных традиций.
Требования: 1) к образованию; 2) к стажу; 3) к навыкам и умениям (определяются муниципальным правовым актом). Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
63. Муниципальный служащий: основные права и обязанности. Запреты и ограничения на муниципальной службе. Гарантии для муниципального служащего. Трудовые отношения на муниципальной службе.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета.
Муниципальный служащий имеет право на: ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности МС; обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом); отдых; получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета; защиту своих персональных данных; ознакомление со всеми материалами своего личного дела; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав; рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством; пенсионное обеспечение и т.п.
Муниципальный служащий обязан: соблюдать КРФ, ФКЗ, ФЗ, иные НПА РФ; исполнять должностные обязанности; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию и др; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну; беречь государственное и муниципальное имущество.
Запреты: Мун. служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации; заниматься предпринимательской деятельностью; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему; получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение и тп); использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество; разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера; использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации; заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств и др.
Ограничения: признания недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу; наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; близкое родство с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию; прекращения гражданства РФ; представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу и др.
Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности МС.
Гарантии: Муниципальному служащему гарантируются: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; отдых; медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи; пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью; обязательное государственное страхование; защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Возможна работа муниципального служащего по совместительству, если не возникает конфликта интересов. Трудовые отношения подчиняются трудовому законодательству.
При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
64. Экономические основы местного самоуправления. Муниципальное имущество: особенности правового режима. Местный бюджет.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Исходя из положений Конституции РФ муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Муниципальное имущество - это имущество, принадлежащее соответствующему МО. ОМСУ от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с КРФ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними НПА органов местного самоуправления.ОМСУ вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и ОМСУ иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
ОМСУ ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении: формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления;контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.