Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю
Человек как венец творения создан по особому совету Святой Троицы. Бог создает его по образу и по подобию Своему. Тело его, как и тела всех животных, образовано из земли, но духовная его природа есть непосредственное вдуновение Творца. «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Нельзя думать, что душа человека есть частица Божественного существа. Душа человека так же тварная, как и его тело, но она заключает в себе образ своего Творца. По учению отцов Церкви, «Образ Божий» в человеке состоит в свойствах и силах человеческой души – ее духовности, разуме, чувствах, в свободной воле, а «подобие» – в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», – призывает Христос человека развить в себе образ Божий и стать подобным своему Творцу.
Для обитания человека Господь поселил его в рай – прекрасный сад, созданный особым действием у всемогущества Божия. Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были два особых дерева – «дерево жизни» и «дерево познания добра и зла». Плоды «дерева жизни» предназначены были для поддержания в человеке бессмертия. «Дерево познания добра и зла» было избрано Богом как средство испытания и воспитания человека в послушании Богу. Находясь в раю, человек должен был возделывать и хранить его. Этим самым он должен был развивать свой творческий талант и продолжить дело своего Творца. Близость к природе давала возможность первозданному человеку путем изучения законов природы обогащать свой ум и опытно познавать совершенство Бога–Творца, Его премудрость и благость. Это вызывало в человеке благоговение и любовь к Богу. Для укрепления нравственных сил в добре Бог дал человеку заповедь не вкушать плодов от «дерева познания добра и зла». Исполняя эту заповедь, человек сознательно удалился бы от зла и совершенствовался в добре. Тем самым он все теснее входил бы в союз с Богом и, таким образом, осуществлял свое назначение. Нарушение же этой заповеди стало бы причиной разрыва нравственного союза человека с Богом – Источником жизни. Потеряв благодатную связь с Источником жизни, человек мог умереть как духовно, так и телесно.
Как к царю, созданному владычествовать над всеми живыми творениями земли, Бог приводит к нему всех животных и всех птиц, чтобы он осмотрел их, и, в знак власти над ними, дал им имена. Нарекая имена животным, Адам тем самым показал совершенство своего ума. Имена, которые давал он животным, были ничто иное, как его мысли о них. Выражая свои мысли членораздельными звуками, он полагал основание языку, посредством которого он мог бы сообщать свои мысли другим. Но среди животного мира не нашлось ни одного существа, с которым он мог бы словесно обмениваться своими мыслями и чувствами. И сказал Господь: «Не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственно ему».
И вот Господь наводит сон на Адама, во время которого из его ребра Бог создает ему жену [8]. Как только создана была женщина и приведена к Адаму, он тотчас понял в этом акте Творца желание счастья для общественной жизни человека и пророчески произнес слова, которые стали законом брака на все последующие века: «Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою [9], ибо взята от мужа своего. Потому оставил человек отца и мать свою, и прилепился к жене своей; и будут два одна плоть».
Создав жену из ребра Адама, Господь этим самым соблюдает единство корня, от которого должно произойти все человечество. «И благословил их Бог и сказал...: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».
Райская жизнь первых людей, их духовное состояние для нас, живущих в греховном мире, скрыто от нашего духовного взора, загрязненного грехом. Райское состояние наших прародителей – это совсем иной мир, мир, в котором не было зла, там было только одно добро. Их разум был проницательным, воля добрая, чувства чистые, не загрязненные грехом, высшее совершенство их состояло в нравственной невинности, которая заключалась в отсутствии самой мысли о чем-либо нечистом и греховном. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Живя в раю, они пользовались всеми его плодами и наслаждались всеми его радостями. В материальном отношении их окружал избыток богатейших даров райской природы. Их духовные потребности находили полнейшее удовлетворение в непосредственном обращении с Богом, Который являлся им «в раю во время прохлады дня» и беседовал с ними. Эта живая непосредственная связь человека с Богом была первой и совершенной религией человеческого рода.
ГРЕХОПАДЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ [10]
(Быт. 3)
Откровение не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения диавола зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, ненависть, послушание – стали ненавистны для него, потому с первого же дня появления человека диавол стремится расторгнуть благодатный союз человека с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.
И вот, в раю явился искуситель – в виде змия, который «был хитрее всех зверей полевых». В то время Ева находилась возле запрещенного дерева. Злой и коварный дух, войдя в змия, приблизился к жене и сказал ей: «Подлинно ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю».
В этом вопросе заключалась коварная ложь, которая должна была бы сразу оттолкнуть собеседницу от искусителя. Но она, по своей невинности, не в состоянии была сразу понять здесь коварство и в то же время была слишком любопытна, чтобы тотчас же прекратить разговор. Однако жена поняла ложь вопроса и отвечала, что Бог разрешил им есть от всех деревьев, кроме одного, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов этого дерева они могут умереть. Тогда искуситель возбуждает в жене недоверие к Богу. Он говорит ей: «Нет, не умрете, но Бог знает, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло».
Коварное слово глубоко запало в душу женщины. Оно возбудило ряд сомнений и душевную борьбу, что такое добро и зло, которое она может узнать? И если люди блаженствуют в теперешнем состоянии, то в каком же блаженстве они будут, когда станут как боги? В тревожном возбуждении жена обращает свой взор к запретному дереву, а оно так приятно для глаза, вероятно, плоды сладки на вкус и особенно заманчивы по своим таинственным свойствам. Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу, и женщина «взяла плодов этого дерева и ела, и дала также мужу своему, и он ел». – Величайший переворот в истории человечества совершился, – люди нарушили заповедь Божию. Те, которые должны были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Жена послушалась змия-искусителя, а муж последовал жене, которая из соблазненной тотчас сделалась соблазнительницей.
Не замедлили сказаться и следствия нарушения первыми людьми заповеди Божией: у них, действительно, открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание.
Но что же они узнали? – Узнали то, что они наги. Увидев свою наготу, они из листьев сделали себе опоясания. Им страшно стало предстать перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: «Адам, где ты?» – Этим вопросом Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызывает в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».
«Но кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты с дерева, с которого Я запретил тебе есть?» – Вопрос Господом поставлен был прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Адам сваливает на жену и даже на самого Бога.
Господь обратился к жене: «Что сделала?» Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: «Змей обольстил меня, и я ела». Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь.
Тогда Господь изрек праведный суд Свой. Змей был проклят Господом перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей.
Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит «Терния и волчицы произрастит она тебе.., в поте лица твоем будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься!»
Страшно было наказание за преступление заповеди Божией. Но милосердый Господь не оставил первозданных людей без утешения. Он тогда же дал обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Это обетование о «Семени Жены». Господь обещает людям, что от Жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом. Это было первое обетование о Спасителе мира. В честь Его будущего пришествия было установлено жертвоприношение животных, заклание которых должно было предзнаменовать заклание великого Агнца за грехи мира.
Окрыленные надеждой на пришествие Искупителя, Адам и Ева, по повелению Божию, покинули пределы рая.