Внутренняя политика Александра 1. Либерализм и консерватизм в правлении
внутр политика Александра1. (1801-1825 гг правления) Либерализм и консерватизм в правлении
Первые годы царствования Александра I — «дней александровых прекрасное начало», по словам А.С.Пушкина, характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы — гр. П.А.Строганов, гр. В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, кн. А.А.Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни — крепостничество, проблема государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения.
В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804-1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Эти преобразования свидетельствовали о серьезных намерениях императора. Однако результаты первой меры были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков; вторая же реформа осталась локальной по своему характеру.
В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней — приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. По уставу 1804 г. университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан также достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Правление Александра I характеризовалось самой широкой веротерпимостью.
В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был учрежден Комитет министров. Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения. Более четко структура и функции министерств были определены в 1811 г.
Изменения в системе государственного управления не могли не отразиться на положении православной церкви, которая со времен Петра I во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное правительство — Синод — по своему устройству был подобием петровских коллегий: поскольку во всех отраслях государственной жизни утвердилось единоначалие, сменившее принцип коллегиальности, то подобные процессы должны были произойти и в сфере церковного управления. Здесь единовластным начальником постепенно становится правительственный чиновник — обер-прокурор, который в XVIII в. лишь наблюдал за законностью решений Синода.
В 1810 г. был учрежден высший законосовещательный орган при императоре — Государственный совет. Он централизовал законодательное дело, обеспечил единообразие юридических норм. Созданная при Александре I система государственных органов с небольшими изменениями просуществовала до 1917 г.
Изменения в административной системе России все сильнее подчеркивали необходимость всеобъемлющей государственной реформы. Ее выработку царь поручил М.М.Сперанскому (1772-1839 гг.). Сын бедного сельского священника, Сперанский благодаря своим блестящим способностям совершил головокружительную карьеру и стал к 1807 г. ближайшим советником императора. По проектам Сперанского было завершено преобразование в 1811 г. министерской системы и создан Государственный совет.
В своем проекте коренной государственной реформы — "Введении к уложению государственных законов" — Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению. Верхи общества должны были избирать депутатов в местные думы и центральную Государственную Думу: эти органы имели законодательные функции. Министерства в центре и местные управления являлись исполнительной властью. Независимые от администрации суды должны были подчиняться Сенату. Средоточием всех властей являлся император.
Свертывание реформ
Замыслы Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Знаменитый писатель и историк Н.М.Карамзин подал царю "Записку о древней и новой России", в которой доказывал, что всякое нарушение безусловно самодержавного характера царской власти приведет Россию к смутам, что благоденствие России принесут не административные реформы, а подбор достойных людей на руководящие посты. Не был готов к идеям Сперанского и сам император, весьма ревниво относившийся к своей власти. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан.
Сталкиваясь с неприязнью большей части дворянства, все сильнее запутываясь в противоречиях своей политики, Александр I, однако, не оставлял мысли о реформах. В 1815 г. Царству Польскому, вошедшему в состав Российской империи после разгрома Наполеона, была дарована конституция. Согласно ей, законодательной властью обладал парламент (сейм), а исполнительной — император, представленный в Польше наместником. Принципы польской конституции использовались в Государственной Уставной грамоте — конституционном проекте, предназначенном для России. По поручению Александра этот документ в глубокой тайне разрабатывал министр юстиции Н.Н.Новосильцев.
По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселяне должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Они обязаны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой; по приказу начальства они должны были и вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А.А.Аракчеев (1769-1839) — беспредельно преданный царю, беспощадный и жестокий администратор.
Введение военных поселений вызвало упорное сопротивление крестьян: в 1817 г. крупное восстание произошло в Новгороде, в 1819 г. — в Чугуеве. В 1820 г. с протестом против муштры и жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк. Постепенно до императора стали доходить известия о возникающих среди офицерства тайных антиправительственных обществах.
С 1820-х гг. правительство все более явно начинает переходить к реакции. В 1821 г. были разгромлены Московский и Казанский университеты: ряд профессоров был уволен и отдан под суд. Еще в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточившее в своих руках контроль за образованием, воспитанием и религиозной жизнью российских подданных. Поддерживаемое правительством Библейское общество колоссальными тиражами издавало духовную литературу. Новое министерство и Библейское общество оттеснили на второй план официальную православную церковь.
Видя фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел: с 1822 г. единственным докладчиком царю по всем вопросам стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.
Из другого источника:
Внутренняя политика правительства в первой четверти XIX в.
Экономическое развитие страны оказало влияние на деятельность правительства. Появление и углубление в экономике капиталистических черт привело к реформаторской черте в деятельности правительства. Но так как капиталистический уклад развивался внутри феодального строя, то это привело к сочетанию консерватизма с реформаторством. Современники характеризовали этот процесс, как «тащить и не пущать».
Век начинается с правления Александра I. Он пришел к власти с помощью последнего в истории России дворцового переворота, который отличался от дворцовых переворотов XVIII в. В XVIII в. это была борьба группировок дворянства – старое и новое. Новое дворянство поддерживало самодержавие, так как оно «стирало» границы в дворянстве (указ о единонаследии). Политика самодержавия в XVIII в. была направлена на консолидацию дворянства (указ о вольности дворянству). Поэтому переворот 1801 произошел как консолидированное выступление дворянства против Павла I.
Времена Павла I современники сравнивали с временами Ивана Грозного. Он вел антидворянскую политику – трехдневная барщина, телесные наказания дворян и т.д. Дворянство расценивало его политику как удар по своим правам. Недовольство дворян довершила серия указов, регламентирующих даже личную жизнь дворян: запрет выезда за границу, запрет на иностранные журналы, запрет внешней торговли дворянам, запрет ношения круглых шляп. Была создана тайная экспедиция, которая ассоциировалась с опричниной. При Павле I в ссылку было отправлено 12 тыс. дворян. Некоторые был склонны винить в этом его психологию, но его внутренняя политика это время усиления самодержавия и борьбы с влиянием французской революции.
Возникновение заговора относят к 1801. Идеологом был Панин (англофил). Он считал, что причина заговора в усилении самодержавия, он предлагал ограничение самодержавия конституцией. После удаления Панина главой заговора стал граф Пален. Опорой заговора были офицеры Семеновского полка. Ядром заговора являлись Зубовы, Репнины. Еще за полгода до заговора встал вопрос наследнике. На первом этапе Александр I отверг это предложение, только после того, как он узнал, что Павел хочет отдать престол герцогу Вюртемергскому, он согласился, но при условии сохранения жизни Павлу I. Очень большую роль в заговоре играла Англия и английский посол Витворд, так как Павле I заключил договор с Францией против Англии. 11-12.03.1801 – убийство Павла I,
Корнилов делит правление Александра I следующие периоды:
1. 1801-1805 – император «искренне» приступил к реформам.
2. 18051807 период войн с Наполеоном.
3. 18081812 – союз Александра с Наполеоном, континентальная система; второй приступ к реформам. На этом этапе общество более критично относится к политике Александра I.
4. 1812-1815 –период наполеоновских войн.
5. 1816-1818 – период международных конгрессов; время ожидания обществом назревших реформ.
6. 1819-1825 – период вполне определившейся реакции в правящих сферах (некоторые ученые не считают этот период реакционным).
Первыми указами Александра I были указы, отменявшее ненавистные меры Павла I. Так же он начал перемену личного состава (уволен Обольянинов, Кутайсов и т.д.).
В мае 1801 Строганов представил Александру записку, в которой предлагал учредить особый негласный комитет для разработки преобразований. В него вошли Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Кочубей.
Первые реформы Александра I были направлены на изменение государственного аппарата. До Александра I было:
Император – вся полнота власти. Назначал Синод (духовные дела), сенат (судебная и административная власть), коллегии (исполнительная власть), губернаторов.
Таким образом, не было единой вертикали власти, и это делало работу госаппарата неэффективной. Этому же способствовала коррупция. Не было четкого разделения функций внутри Сената. Положение усугубляла волокита. Проблемой была некомпетентность чиновников (80% сенаторов имела лишь домашнее образование, а 5% имели университетский диплом). Это сказывалось на работе госаппарата.
Разработкой реформы занимались Кочубей, Чарторыйский, Строгановы.
Реформа коллегий и сената.
По вопросу реформирования Сената было два проекта – Зубов (Сенат – независимый законодательный орган), Державин (Сенат состоит из лиц, избираемых в среде чиновников первых 4 классов).
Указом 1802 были определены права Сената – контроль за созданием новых законов, чтобы они не противоречили старым; делать императору представление на министров, т.е. контроль за министрами. Но ведь сенат назначался императором и права Сената, если противоречили интересам императора не применялись. Поэтому последовал указ о разъяснении прав сенаторов – право разъяснять не к принимаемым законам, а к уже существующим. Таки образом, мы видим, что указ о правах сенат это фикция (тоже самое с контролем за министерствами).
Постановка вопроса о замене коллегий министерствами принадлежит Чарторыйскому. 8.09.1802 были учреждены министерства – иностранных дел (гр. А.Р. Воронцов), военное (С.К. Вязьмитинов) и морское (Н.С. Мордвинов), внутренних дел (гр. В.П. Кочубей), финансов (гр. А.И. Васильев), народного просвещения (гр. П.В. Завадовский), юстиции (Г.Р. Державин), коммерции.
Министерства отличались централизацией. Министр был подотчетен императору, министру подчинялись начальники отделов (департаментов), департаменты делились на столы, во главе которых стояли столоначальники.
Изменилась система управления на местах – все губернаторы были поставлены в подчинение МВД. Одновременно в губерниях образовывались губернские правления, которые подчинялись Сенату. Также отдельные губернские структуры подчинялись отдельным министерствам (начальник учебного округа подчинялся просвещения). Такое двойственное управление приводило к децентрализации и путанице. Таким образом, это приводило к ослаблению власти губернаторов и анархии. Чтобы устранить был введен институт генерал-губернаторов. Вся местная власть была подчинена им, но это не решило до конца вопрос местного управления.
Крестьянский вопрос.
Крестьянский вопрос начал обсуждаться в негласном комитете после проекта «жалованной грамоты народу» Воронцова, в которой предполагалось наделить крестьян недвижимой собственностью. Зубов предложил запретить продажу крестьян без земли. Перед эти Александр издал указ, запрещающий публиковать объявления о продаже крестьян без земли (указ носил демагогический характер). Также Зубов предлагал запретить владение дворовыми, выкупив их у помещиков.
В 1803 Александр дал указание Румянцеву разработать проект освобождения крестьян. Поводом к этому послужило стремление Румянцева отпустить крестьян одного своих имений с землей. Так появился указ о вольных хлебопашцах – помещик мог отпускать крестьян на волю с землей за выкуп.
Были проведены крестьянские реформы на национальных окраинах (Эстляндская и Лифляндская губернии). 1804-1805 – введена регламентация повинностей.
Реформа образования.
Был провозглашен принцип всесословности образования. Для этого была установлена следующая система образования:
1. одноклассное приходское училище (для крестьян).
2. Трехклассное уездное училище.
3. Гимназия.
4. Университет.
Вся страна была разделена на 6 учебных округов с центрами в университетских городах. Университеты получили автономию. Все внутренние вопросы решались выборным советом университета. В каждый учебный округ назначался попечитель от министерства просвещения.
С 1804 все реформы прекращаются и все дела Александр начинает обсуждать с Аракчеевым. Для современников это означало возвращение к павловским временам. Советские историки демонизировали фигуру Аракчеева. Сам же Аракчеев оценивал себя как исполнителя воли императора. Александр приблизил его к себе, так как тот очень хорошо знал механизм работы госаппарата, а реформы нужно было приводить в жизнь.
После войн с Наполеоном в 1807 понадобилось отвлечь население от внешних проблем, и правительство возвращается к реформам. Этот период связан с именем Сперанского.
В 1808 Сперанский получил наказ составить проект Конституции. В 1809 появляется «Введение к уложению государственных законов». Сперанский исходил из идей общественного договора и естественного права, теории разделения властей. Он читал, что России не готова к конституционной монархии и поэтому он сформулировал принцип «правильной» монархии:
1. Вся полнота власти у императора.
2. Законодательная, исполнительная и судебная власть могут сами функционировать.
3. Император руководит внешней политикой и назначает чиновников.
4. Законодательный орган – Государственная Дума. В ней обсуждаются и принимаются законы. Избирается на 3 года дворянами и средним сословием (государственные крестьяне и т.д.). В третье сословие входят рабочие, которые не обладают политическими правами, но получают гражданские права.
5. Сперанский считал, что крепостное право одним указом отменить нельзя. Поэтому нужно постепенно расширять гражданские права крестьян и крепостное право отомрет.
6. Государственная дума избиралась косвенными выборами. На местах должны существовать волостные думы, уездные думы и губернские думы. Вот губернские думы и избирали ГД.
7. ГД не обладала законодательной инициативой, это право принадлежало императору.
8. До поступления в ГД законопроект обсуждается в государственном совете, который назначается императором из всех трех ветвей власти.
9. Сенат является высшим судебным органом, который избирается местными думами.
Слухи о проекте Сперанского проникли в общество. Карамзин выразил свой протест в записке «О древней и новой России». В ней он критиковал внутреннюю политику Александра и доказывал необходимость сохранения самодержавия в России. По его мнению, все попытки ограничения власти в России оборачивались олигархией. Так как большинство дворянства стояло на этих позициях, Александр пожертвовал Сперанским.
Но все равно в 1810 был издан указ о создании Гос. Совета. Часть положений проекта Сперанского вошли в Конституцию Финляндии. Также Сперанскому удалось провести ряд указов, касающихся крестьян – 1809 – запрет дворянам ссылать без суда и следствия крестьян в Сибирь, 1808 – запрет продавать крестьян с торгов. Он же провел указ о аттестации чиновников.
После войны с Наполеоном от Александра ждали возвращения к либеральным реформам. Но он становится на путь охранительного направления.
1815 – указ, запрещающий крестьянам разыскивать вольность (касался государственных крестьян, переданных с землей помещикам).
1816 – создание военных поселений. Вообще идея относится к 1810-1811 гг., тогда они были основаны в Могилевской губернии. Военные поселения создавались на землях государственных крестьян.
1822 – помещикам было вновь разрешено ссылать крестьян в Сибирь.
Но в тоже время Александр не оставил идеи освобождения крестьян. В 1816 были освобождены крестьяне в Остзейском крае без земли. В 1818 был создан комитет по подготовке крестьянской реформы во главе с Кочубеем, но основная работа легла на Н.И. Тургенева. Был подготовлен проект – государство выкупает крестьян у помещиков, а те наделяются землей по 2 десятины. Подсчитав, сколько уйдет на выкуп, от проекта отказались.
Также у Александра не исчезали и конституционные замыслы.
1815 – была принята польская конституция (император – верховная власть, на месте правит наместник, был создан Сейм с законодательными функциями, объявлена свобода слова и печати, создана своя армия). В 1818 Александр сказал, что хочет ввести Конституцию и в России. Он дал распоряжение о подготовке конституции Пешару де Шану, в помощь ему был назначен Вяземский. Этот проект напоминает проект Сперанского – полнота власти у императора, законодательная власть у двухпалатного Сейма, право выбора у дворян и буржуазии, федеративное устройство.
Этот проект был закончен в 1820. В этот период Александр I отстранился от дел и все передал в руки Аракчеева. Усиливаются религиозно-мистические настроения Александра I. В его окружении появляются князь Голицын, бар. Крюдинер. Голицын стремился подчинить светскую жизнь церкви, а так как он был министром просвещения идет отказ от университетской реформы, в университетах проходят погромы.
В политике возрастают репрессивные настроения. Создаются дополнительные полицейские структуры – надзор за политической лояльностью. Этот период получил название аракчеевщина.
В 1819 Александр сказал Николаю, что хочет передать престол ему. В 1823 был подготовлен манифест. 9.12.1825 Александр I скончался.