Неразрывная связь государства и права

Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм. Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[29]. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка[30]. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений[31]. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

2.5 Взимание налогов и иные признаки государства.

Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Налоги – это материальная основа государства и его органов – денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке определенной тактики в политической и социальной сферах. Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.

Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны". "Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством"[32]. Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. "Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия"[33].

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

Так же некоторые авторы выделяют такие признаки как: право, монополия на легальное применение силы, физического принуждения, монополия на правотворчество, устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории, обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики, монополия на официальное представительство всего общества, наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

1. право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

Именно с помощью права, важнейшим свойством которого является общеобязательность, поддерживаемая силой государственного принуждения, проводится нужная данному государству политика – экономическая, социальная, правовая, культурная и т.д. именно с помощью права достигается упорядоченность функционирования, как государственного аппарата, так и общества.

2 монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

3. монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

4. устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

5. обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

6. монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

7. наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д. (А.Ф. Черданцев).[34]

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения.

Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).

Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

•наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

•системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

•территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);

•связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

•суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Список использованной литературы.

1. Матузов, Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. М- Юристъ, 2004. с. 194

2. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12. – С. 15.

3. Н. И. Матузов, А.В.Малько. Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2001. стр 47

3.

[1] Н. И. Матузов, А.В.Малько. Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2001. стр 47

[2] М. Р. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс, 1986, Т. 1. - С.446, 448

[3] Там же.

[4] Марченко М. Н. Теория государства и права.-М.: Прогресс, 2004.-с. 96

[5] Там же.

[6] Паршин А. Указ. Соч. -М. с. 18.

[7]Ильин И. Путь к очевидности.-М.:Прогресс, 1993. -С. 260.

[8] Хвостов В. Общая теория права. -М.: Политиздат,1914. -С. 15.

[9] Трубецкой Е. Лекции по энциклопедии права. М.:Политиздат, 1917. -С. 22.

[10] Ленин В. И. Полн. собр. соч.-М.: Политиздат. Т. 33. -С. 24

[11] Проблемы теории государства и права. Под редакцией Марченко М.Н.- М.: Проспект, 1999. С. 50.

[12] Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В. - М.:Юрист, 1994. - С.23

[13] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

[14] Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991. - С.28

[15]

[16] Ленин В. И., Полное собрание сочинений. - 5 изд. - Т. 39. - М.: Политиздат - С. 75

[17] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. - Т. 20. — М.: Политиздат. - С. 20

[18] Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э. Л. Радлова. С.-Петербург, 1911, стр. 64

[19] Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э. Л. Радлова. -Спб.1911, с. 64

[20] А.С. Пиголкин. Теория государства и права.-М.: Прогресс, 2005.с.59

[21] http://www.un.org/ru/members/about.shtml. Официальный сайт ООН.

[22] Основы государства и права. Под редакцией О.Е. Кутафина.-М.: «Юрист», 2000.-с. 89

[23] Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие.-М.: Юрист, 2007. – С. 116.

[24] Конституция РФ. Российская газета, 25 декабря 1993 г.

[25] Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. соч..-М.: Юрист, 2007. –С .117.

[26] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник.-М.: Юрист, 2000. – С. 184.

[27] Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

[28] Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: ИМО, 1963. — С. 192.

[29] Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12. – С. 15.

[30] Там же.

[31] Там же.

[32] Верещагин С.Г. Указ. соч. – С. 16.

[33] Там же.

[34] Матузов, Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. М- Юристъ, 2004. с. 194

Наши рекомендации