Архивы Республики Кубы
Национальный архив Кубы занимает особое место среди архивов латиноамериканских стран. Это первый архив Западного полушария, находящийся в руках государства трудящихся и призванный служить их интересам в борьбе за построение нового общества и правдивому изображению исторических судеб народа. Однако отличительные особенности можно отметить в самой истории и формировании состава этого архива. Он был создан еще при испанском колониальном режиме. Датой его основания считают 28 января 1840 г. когда на острове по специальному указу был организован Главный финансовый архив, с 1857 г. он уже назывался Главным архивом острова Кубы. Особенность его комплектования составляло то, что помимо материалов по управлению островом, последним оплотом колониального владычества Испании, сюда перевозились и некоторые материалы территорий, в разное время потерянных Испанией: Луизианы, Флориды и др. Правда, в конце XIX в. действовали специальные комиссии, отобравшие многие важнейшие документы для вывоза в «Главный архив Индий». Материальные условия существования архива были довольно жалкими, неоднократные перемещения архива приводили к массовым утратам и порче документов. В 1944 г. архив впервые получил утвержденный устав, отвечающий требованиям современного архивоведения. По уставу архив должен был комплектоваться не только материалами официального происхождения, но и любыми материалами исторического значения. В 1940 г. руководство архива, использовав 100-летний юбилей, добились решения правительства о постройке для него специального здания. В 1944 г. оно было сдано в эксплуатацию, это лучшее архивное здание в Латинской Америке. После победы на Кубе народной революции архив призван служить развитию национальной исторической науки и практическим задачам государства. Архив подчинен Академии наук. Архивом выполнена большая работа по научной обработке и каталогизации архивного материала, К сожалению, плохие условия хранения в прошлом привели к гибели большей части материалов до 1800 г. Структура архива включает в себя два основных отдела - административный и юридический. Из них первый состоит из трех секций: 1) историческая секция содержит материалы колониального периода, антииспанской революции 1805 г., секретариата правительства (1899-1950 гг.), в ней же находится большая группа документов, относящихся к территории Флориды за 1737-1823 гг., в секции 2) финансовой, находятся материалы преимущественно хозяйственных и финансовых учреждений, 3)секция смешанных документов состоит из коллекций более или менее разрозненных дел как административно-полицейского, так и финансово-экономического характера. Юридический отдел, как явствует из его названия, хранит фонды судебных учреждений, наименее пока обработанные.
В условиях Народной республики оживилась научно-издательская деятельность архива, кроме основанного в 1902 г. "Бюллетеня", архив выпускает еще "Публикации из Национального архива Кубы". В этих изданиях печатаются описи и обзоры материалов, очерки по истории и отчеты о деятельности архива, а также исторические документы; среди них обращает на себя внимание корреспонденция героя кубинского народа - Марти. Правительством народной Кубы принят план развития Национального архива, предусматривающий расширение, техническую реконструкцию, создание хранилищ фото-кино-фоно-документов и лабораторий по реставрации и микрофильмированию. В последние годы на Кубе разворачивается и строительство государственник архивов на местах.
Глава VII. Архивы современных капиталистических государств
В первое время после войны большое место в деятельности архивных учреждений заняли восстановительные работы. Однако, почти сразу же, ставятся на повестку дня наболевшие, «запущенные» проблемы буржуазного архивного дела, требующие какого-то разрешения. Последующие годы и знаменуются попытками разных государств подойти к разрешению этих проблем, поскольку это возможно в рамках буржуазного государства. Попытки эти не привели к каким-либо принципиальным изменениям в организации архивного дела капиталистических стран, но, несомненно, имели положительные результаты и представляли собой определенные сдвиги в постановке многих важных вопросов. В ряде стран ставится вопрос о расширении компетенции архивных учреждений и усилении их бюджета, что имело большое значение уже для проведения восстановительных мероприятий. В законодательстве 50-х годов Англии, Франции, Испании, Австрии, Италии усиливаются моменты централизации архивного дела, хотя нередко формулировки эти носят несколько декларативный характер. Значительные изменения происходят в составе столичных государственных архивов. Если в XIX в. эти архивы носили характер чисто исторических архивов, хранивших главным образом дела ликвидированных учреждений, то в настоящее время процент современных материалов, особенно за период до окончания второй мировой войны настолько велик, что о них уже можно говорить как о центральных архивах, комплектующихся материалами действующих учреждений. Однако сдача материалов в гос.архивы не разрешала всей проблемы архивов действующих учреждений. Переполнение последних было настолько велико, что гос. архивы, не обладая большими резервами помещений, могли принять лишь часть материалов. В то же время сами учреждения не могли справиться с приведением в порядок своих архивов, из которых в большинстве случаев в течение длительного периода не выделялась макулатура. Выход из такого положения в ряде стран был найден в создании промежуточных хранилищ (см. ниже). Кроме того, во многих странах (США, Англия, Франция, Италия, Скандинавские страны и др.) были сделаны более или менее успешные шаги к установлению контроля над архивами действующих учреждений. Этоотчасти относится к области экспертизы, представляющей собой самый запутанный вопрос в буржуазном архивоведении и в послевоенный период, выдвинувшийся в качестве одной из самых сложных и требующих внимания проблем. Для послевоенного времени характерно возрастание интереса к частновладельческим архивам. Как в законодательстве, так и в практике деятельности архивных учреждений и в высказываниях архивистов мы находим заслуживающие внимания попытки подойти к этому вопросу, которые идут в основном в трех направлениях: 1) некоторые ограничения произвола владельцев архивов в вопросах вывоза за границу, дробления при наследовании, распродажи, уничтожения архивов, известных своим историческим значением, 2) концентрации с согласия владельцев в гос. архивах и библиотеках частных фондов путем дарения, покупкиили передачи на хранение (депозит), 3) посредничество для облегчения доступа исследователей к материалам частных архивов. Однако все эти работы возможны лишь в ограниченных масштабах в силу господства принципа частной собственности. А особенно недоступны для влияния архивных учреждений архивы современных капиталистических предприятий. Развитие этих архивов пошло в XX в. по другому пути, чем можно было ожидать в начале века, когда появились первые образцы "междуфирменных" экономических архивов типа Кельнского. Такие архивы остались единичными примерами. Но развитие капиталистической экономики требовало улучшения организации ее документальных материалов. Формы управления монополистическими объединениями вызывали необходимость концентрации документальных материалов предприятий, как источника оперативной информации. Поэтому основной формой в развитии капиталистических архивов явилось создание крупных центральных фирменных архивов, оснащенных и организованных на современном уровне, что наметилось уже в междувоенный период.
Получили развитие в послевоенное время и вопросы архивной техники, особенно в области микрорепродукции и реставрации архивных документов. Предпринимаются опыты создания механических аппаратов, выполняющих поиски справочных сведений по документам, быстрое изготовление копий. Однако применение достижений техники нельзя рассматривать как явление, охватывающее все архивы капиталистических стран. Они находят применение лишь в отдельных, наиболее крупных и благоустроенных архивах, главным образом столичных. Характерным для послевоенного периода являются попытки расширить рамки использования документальных материалов архивов, как для обслуживания администрации, так и в деле народного образования, популяризации исторических знаний и т.п. Наблюдается и некоторое повышение интереса к вопросам архивного образования, попытки найти способы их разрешений в условиях тех или иных государств.