Управление в области государственной безопасности

Под государственной безопасностью понимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционно­го порядка, территориальной целостности, экономического, на­учно-технического и оборонительного потенциала Республики Беларусь, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специ­альных служб, посягательств со стороны отдельных организа­ций, групп и лиц.

Безопасность достигается проведением единой политики в сфере ее обеспечения системой мероприятий экономического, политического, организационно-правового и другого характера. Она охватывает мероприятия экологического, медицинского, во­енного, а также специального характера. Поэтому законодатель­ством предусмотрено, что в осуществлении мероприятий в от­ношении государственной безопасности участвуют органы зако­нодательной, исполнительной и судебной власти, негосударствен­ные организации и граждане.

Обеспечение государственной безопасности включает опре­деление жизненно важных интересов личности, общества и го­сударства; выявление факторов, создающих угрозу националь­ной безопасности; формирование системы противодействия не­гативным факторам и возникающим угрозам. Оно основывает­ся на принципах законности, предполагающей соблюдение норм международного права и национального законодательства; «все­общей безопасности», предполагающей взаимный учет и со­блюдение интересов всех субъектов отношений в сфере безопас­ности как внутри страны, так и на международном уровне; соблюдения баланса жизненно важных интересов и взаимной от­ветственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения национальной безопасности; постоянного информирования граждан республики по вопросам состояния национальной безопасности.

Субъекты обеспечения государственной безопасности многочисленны, к ним относятся: граждане Республики Беларусь на выборах, референдумах, а также через органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления высказывают и

реализуют свое видение в отношении обеспечения государствен­ной безопасности, привлекают внимание общественных и госу­дарственных институтов к опасным явлениям, защищают соб­ственную безопасность; Парламент Республики Беларусь в рам­ках своих полномочий осуществляет законодательное регули­рование и контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц в отношении осуществления ими соответствующих полномочий в сфере государственной безопас­ности; Президент Республики Беларусь как Глава государства обеспечивает государственную независимость, осуществляет ру­ководство в сферах национальной безопасности и обороны; Со­вет безопасности Республики Беларусь координирует и контро­лирует деятельность органов исполнительной власти в сферах государственной безопасности и обороны; Совет Министров Рес­публики Беларусь принимает меры по обеспечению обороноспо­собности, национальной безопасности и борьбы с преступнос­тью; Конституционный Суд Республики Беларусь решает воп­росы о соответствии законов и других правовых актов в сфере государственной безопасности Конституции Республики Бела­русь; суды общей юрисдикции осуществляют правосудие в сфе­ре государственной безопасности; прокуратура Республики Бе­ларусь осуществляет надзорные полномочия в сфере государ­ственной безопасности; Национальный банк Республики Бела­русь разрабатывает и осуществляет эмиссионно-кредитную по­литику в интересах государственной безопасности; министер­ства и другие органы исполнительной власти в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию законов, указов, концеп­ций, программ, постановлений органов государственной власти в сфере государственной безопасности, создают и поддерживают в состоянии готовности соответствующие силы и средства безо­пасности.

Особая роль в этой сфере отводится военной организации государства, к которой относятся Вооруженные Силы Респуб­лики Беларусь, внутренние войска, органы и подразделения МВД Республики Беларусь, пограничные войска, воинские подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям и др.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Кон­цепцией национальной безопасности Республики Беларусь об­щее руководство безопасностью осуществляет Президент

Республики Беларусь. Он возглавляет Совет безопасности Респуб­лики Беларусь, основными задачами которого являются: определение стратегических интересов Республики Беларусь, концептуальных подходов и направлений обеспечения государствен­ной безопасности и обороны; осуществление текущего контро­ля деятельности органов исполнительной власти в сфере госу­дарственной безопасности и обороны; подготовка оперативных решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситу­аций, которые могут привести к значительным социально-по­литическим, экономическим, военным и другим последствиям, и мероприятий по их ликвидации.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по государ­ственной безопасности органами государственных служб специ­альной компетенции.

К числу основных органов специальных служб безопаснос­ти относится Комитет государственной безопасности. Его ос­новными задачами являются: предупреждение, выявление и пре­сечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдель­ных лиц, направленной на причинение ущерба безопасности Рес­публики Беларусь; добывание разведывательной информации об угрозе безопасности Республики Беларусь в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гу­манитарной сферах; защита независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, ее конституционного строя, экономических интересов, промышленного, военного и научно-технического потенциала; борьба в пределах своей компетен­ции с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а так­же материалов, подлежащих экспортному контролю; предупреж­дение, выявление и пресечение преступлений, расследование ко­торых отнесено актами законодательства Республики Беларусь к ведению органов государственной безопасности; контроль за обеспечением защиты государственных секретов в государствен­ных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, а также координация этой деятельности; обеспечение государственных органов,

предприятий, учреждений и организаций правительственной и опера­тивной связью, а также организация и обеспечение криптогра­фической и инженерно-технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в Республике Беларусь и ее учреждениях за рубежом, осуществление государственного кон­троля за этой деятельностью.

Комитет государственной безопасности возглавляет Предсе­датель, который несет персональную ответственность за выпол­нение задач, возложенных на данный комитет. Его назначает на должность Президент Республики Беларусь. Общее руковод­ство деятельностью органов государственной безопасности Рес­публики Беларусь осуществляют Президент и Совет Министров.

Органы государственной безопасности образуют единую цен­трализованную систему, в которую входят: Комитет государ­ственной безопасности Республики Беларусь; управления Ко­митета государственной безопасности Республики Беларусь по областям (территориальные органы); управление военной кон­трразведки Комитета государственной безопасности Республи­ки Беларусь.

Управления Комитета государственной безопасности Респуб­лики Беларусь по областям и управление военной контрразвед­ки Комитета государственной безопасности Республики Бела­русь находятся в подчинении Комитета государственной безо­пасности Республики Беларусь.

Органы государственной безопасности имеют в своем под­чинении учебные заведения, военно-медицинские, оздоровитель­ные учреждения, воинские части, подразделения специального назначения и иные подразделения.

Деятельность органов безопасности Республики Беларусь и сотрудников основывается на принципах законности, уважения к правам и достоинству личности, непартийности, единства сис­темы органов и централизации управления ими, сочетания глас­ных и негласных методов и средств деятельности и осуществля­ется по таким основным направлениям: 1) контрразведыва­тельная деятельность; 2) борьба с коррупцией и организован­ной преступностью; 3) разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность заключается в выяв­лении, предупреждении, пресечении разведывательной и другой

деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причине­ние вреда безопасности Республики Беларусь.

Сущность борьбы с коррупцией и организованной преступ­ностью составляют оперативно-розыскные мероприятия по вы­явлению, предупреждению, прекращению и раскрытию шпиона­жа, террористической деятельности, организованной преступ­ности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотичес­ких средств, контрабанды и других преступлений; проведению дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным к компетенции органов безопасности Республики Беларусь. Орга­ны безопасности Республики Беларусь осуществляют также ме­роприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и рас­крытию деятельности незаконных вооруженных формирований, отдельных лиц и общественных объединений, имеющих цель насильственного изменения конституционного строя Республи­ки Беларусь, а также решают другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность - это комплекс мероприя­тий специального назначения, направленных на информацион­но-аналитическое обеспечение эффективного решения органами исполнительной власти вопросов внутренней и внешней дея­тельности, связанных с государственной безопасностью.

В Законе Республики Беларусь «Об органах государствен­ной безопасности Республики Беларусь» закреплены обязанно­сти и права сотрудников этих органов. В соответствии со свои­ми основными задачами они обязаны: информировать Прези­дента Республики Беларусь и по его поручению другие государ­ственные органы об угрозе безопасности Республики Беларусь; предупреждать, выявлять и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на причине­ние ущерба безопасности Республики Беларусь; проводить до­знание и предварительное следствие по актам законодательства Республики Беларусь, которые отнесены к их ведению, осуще­ствлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении; осуществлять контрразведы­вательные мероприятия по обеспечению в пределах своих пол­номочий безопасности в Вооруженных Силах Республики Беларусь,

пограничных войсках Республики Беларусь, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел Республики Беларусь, таможенных органах Республики Бе­ларусь, в Министерстве по налогам и сборам Республики Бела­русь и его инспекциях; обеспечивать в пределах своих полномо­чий безопасность объектов оборонного комплекса, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных цен­тров, других стратегических объектов, а также приоритетных научных разработок; обеспечивать в пределах своих полномо­чий безопасность государственных органов, проводить меропри­ятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Рес­публики Беларусь за ее пределами; оказывать в пределах своих полномочий содействие органам государственной охраны по воп­росам, относящимся к их компетенции; осуществлять в соот­ветствии с законодательством Республики Беларусь межведомственный контроль за обеспечением защиты государственных секретов государственными органами и юридическими лицами, а также координировать их деятельность по сохранности государ­ственных секретов; участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допус­ком граждан к таким сведениям; оказывать в пределах своей компетенции содействие пограничным войскам Республики Бе­ларусь в обеспечении охраны Государственной границы Респуб­лики Беларусь и др.

Важные функции в сфере безопасности Республики Беларусь осуществляют внутренние войска. В соответствии с Законом Рес­публики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внут­ренних дел Республики Беларусь» они участвуют в охране обще­ственного порядка; обеспечивают режим изоляции лиц, отбыва­ющих наказание в виде лишения свободы и заключенных под стражу, и их конвоирование; охраняют особо важные государ­ственные объекты и специальные грузы; участвуют в осуществ­лении режима чрезвычайного положения; выполняют задачи в системе территориальной обороны Республики Беларусь.

К сфере обеспечения государственной безопасности относит­ся также охрана Государственной границы Республики Бела­русь. Законом Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь»

установлены виды, режим и правила охраны государственной границы.

Непосредственно функции охраны Государственной грани­цы осуществляет Государственный пограничный комитет. Он координирует деятельность республиканских органов государ­ственного управления, местных исполнительных и распоряди­тельных органов по формированию и реализации государствен­ной пограничной политики; обеспечивает защиту суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь на Госу­дарственной границе, соблюдение законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь о Государственной границе; участвует в разработке международ­ных договоров, связанных с режимом Государственной границы и сотрудничеством по пограничным вопросам; разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь и Со­вета Министров Республики Беларусь согласованные с заинтере­сованными республиканскими органами государственного управ­ления предложения по совершенствованию защиты и охраны Государственной границы и функционированию пунктов про­пуска; организует защиту и охрану Государственной границы, обеспечивает всестороннее функционирование пограничных войск Республики Беларусь; организует и осуществляет оперативно-розыскную и разведывательную деятельность в интересах охра­ны Государственной границы; регулирует деятельность погра­ничных уполномоченных, организует взаимодействие и сотруд­ничество с органами пограничной охраны иностранных госу­дарств и международными организациями по пограничным воп­росам; совместно с органами государственной безопасности обес­печивает собственную безопасность пограничных войск Респуб­лики Беларусь; обеспечивает правовую и социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала пограничных войск Республики Беларусь и членов их семей.

При выполнении своих функций и задач пограничные войс­ка обязаны: пресекать любые попытки незаконного пересечения границы; отражать вторжение вооруженных формирований; обес­печивать выполнение обязательств, возникающих из междуна­родных договоров; осуществлять совместные мероприятия с орга­нами безопасности, внутренних дел, таможенной, санитарной службами и др.

Санитарная охрана границы Республики Беларусь осуще­ствляется с целью предотвращения занесения опасных инфек­ционных болезней на территорию Республики Беларусь. Орга­низация и порядок санитарной охраны границы регулируются Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» и обеспечиваются проведением меди­ко-санитарных и административно-санитарных мероприятий: ме­дицинских осмотров и изоляций больных; санитарных осмот­ров грузов и имущества; запретов въезда и выезда лицам, стра­дающим инфекционными заболеваниями, и др. Средствами обес­печения ветеринарной охраны границы Республики Беларусь являются запрет ввоза и вывоза заразных животных, птицы, их ветеринарный осмотр, объявление карантина и др.

Деятельность всех указанных органов специального назна­чения в сфере безопасности Республики Беларусь достаточно полно урегулирована законодательством и осуществляется под контролем государства и общества.

Наши рекомендации