Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И РЕПРЕССИВНЫХ ОРГАНОВ.

Формирование судебной системы.

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые суды, суды народной совести, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались ≪революционным правосознанием≫, ≪революционной совестью≫ и обычаями.

Декрет №1.

Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР —Декрет о суде № 1.

Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (наказание до двух лет лишения свободы) дел.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если вышестоящий устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нарушения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

Одновременно с местными судами Декрет провозглашал создание революционных трибуналов для ≪борьбы против контрреволюционных сил≫. Предварительное следствие для трибуналов осуществляли следственные комиссии, учреждаемые при Советах.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, ≪революционным правосознанием≫ и ≪законами свергнутых правительств≫, если они не противоречат вышеперечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

Декрет №2.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания.

Декрет воссоздавал следственные комиссиипри окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

Предполагалось создание областных судов1 и Верховного судебного контроля, однако эти органы так и не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам (борьба с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверие к старым юристам) осенью 1918 г. были ликвидированы окружные суды.

Отменялся апелляционный порядок обжалования, по Декрету допускалась лишь кассация (по мотивам существенности допущенных в судебном разбирательстве нарушений и ≪несправедливости≫).

Декрет №3.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, вновь расширивший компетенциюместных судов (иски до 10 тыс. рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным Советам.

Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей,сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В Москвесоздавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения иприговоры окружных судов.

В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему республики. Учреждалась единая форма суда — народный, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами советской власти и ≪социалистическим правосознанием≫. Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Члены коллегий были должностными лицами (вплоть до 1920 г., когда они утратили этот статус).

Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами судьи.

Принципами нового судебного права стали:

-коллегиальность в принятии судебных решений,

-уменьшение роли судебного профессионализма,

-расширение судебного правотворчества,

-вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов,

-сближение судебной и властно-управленческой деятельности Советов.

Вместе с тем в 1918 г. частично предпринимались попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права (аналогии с судом присяжных, мировыми судами, системой следствия).

Разработка нового судебного права осуществлялась на специальных съездах работников юстиции, на которых происходило обобщение судебной практики, обсуждались и разрабатывались проекты новых правовых актов, отбирались кадры работников судебной системы. Съезды, проходившие в 1918—1920 гг., внесли серьезный вклад в работу по кодификации нового права.

Революционные трибуналы.

Уже Декрет о суде № 1 параллельно с местными учреждал особые суды ≪для борьбы против контрреволюционных сил≫ — революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими ≪злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников≫.

В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Трибуналы стали создаваться по всей территории страны на уровне губерний, уездов-, городов и даже волостей.

С марта по май 1918 г. Наркомат юстиции разрабатывал проект Декрета о революционных трибуналах, который был принят СНК в мае 1918 г. Предписывалось сохранить ревтрибуналы только в крупных центрах и упразднить их в иных местах.

Одновременно приняты меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов (более детально это было сделано в ноябре 1918 г. в Положении о народном суде РСФСР).

Вместе с тем ревтрибуналам оставлена полная свобода в выборе мер ≪борьбы с контрреволюцией≫. Тенденция к централизации системы проявилась также в создании центрального Революционного трибунала при ВЦИК (май 1918 г.) и кассационного отдела при ВЦИК, рассматривавшего жалобы и протесты на приговоры местных трибуналов (июнь 1918 г.).

В период гражданской войны система ревтрибуналов подвергалась существенным изменениям. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемых исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия органов ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия.

Положение о ревтрибуналах 1919 г. закрепило несколько отраслевых видов этих органов:

-военно-полевые суды,

-железнодорожные трибуналы,

-транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.

В марте 1920 г. новое Положение о ревтрибуналах, принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав ревтрибуналов стали входить представители губернских ЧК.

Особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов, объяснялись условиями Гражданской войны. Ускоренное судопроизводство, право применения высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии, использование в качестве защитников и обвинителей только штатных членов коллегий при Советах, ярко выраженные социальные критерии при назначении наказаний — все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам. При переходе к нэпу (1921—1923) система ревтрибуналов была существенно реорганизована и их большая часть упразднена.

Сохранялись военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов, корпусов, дивизий), военно-транспортные трибуналы в ряде крупных городов. В качестве органов чрезвычайной юстиции сохранялись также особые трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные комиссии, выпадавшие из общей судебной системы.

ВЧК.

К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии.

В декабре 1917 г. при Военно-революционном комитете, игравшем роль органа по ≪защите революции≫ в период и после октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, была образована специальная комиссия ≪по борьбе с контрреволюцией≫. 7 декабря 1917 г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

С марта 1918 г. началось формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. существовали повсеместно.

В январе 1918 г. Совнарком подтвердил, что ВЧК имеет полномочия только в области розыска и предварительного следствия. Передача дел в судебные инстанции возлагалась на следственную комиссию при трибунале.

В апреле 1918 г. ВЧК сформировала специальные боевые отряды. Стал обсуждаться вопрос о создании регулярных вооруженных сил ЧК.

Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918 г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920 г. на особый отдел ВЧК возложена функция по охране границ, ему переданы (от управления охраны границ Наркомата внешней торговли) пограничные воинские части.

На VI съезде Советов (ноябрь 1918 г.) была принята резолюция об амнистии лиц, задержанных органами борьбы с контрреволюцией, иосвобождении заложников, кроме взятых центральной ВЧК, как условие≪безопасности товарищей, попавших в руки врага≫. В том же документе на ВЦИК возлагались обязанности по контролю за ВЧК, на местныеисполкомы — за местными ЧК.

≪Красный террор≫ официально вводился декретами наркомов внутренних дел и юстиции (4 и 5 сентября 1918 г.). Декретами была узаконена практика взятия заложников, введена приказом о заложниках за день до обнародования Декрета о терроре. Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919 г. при ВЧК создан Особый революционный трибунал, состоявший из председателя и двух назначенных ВЧК членов.

В конце октября 1918 г. ВЧК было вменено в обязанность установить более тесное сотрудничество с другими правоохранительными органами: представители НКЮ и НКВД приняли участие в работе коллегии ВЧК, местным Советам было предоставлено право назначать и снимать с постов руководителей местных ЧК.

Органы ВЧК стали организаторами сети концентрационных лагерей, с 1918 г. образовавшихся по всей стране.

В конце 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. 8 февраля 1922 г. ВЦИК издал постановление, упразднявшее ВЧК и ее местные органы. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган ≪борьбы с контрреволюцией≫ трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.

Наши рекомендации