Раздел 5 Государственное управление в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности
1. Законность в государственном управлении не может характеризоваться:
а) общеобязательностью законов;
б) единообразием понимания и применения законов на всей территории РФ;
в) приоритетом целесообразности над законностью;
г) неразрывной связью с правовой культурой населения.
2. Под обжалованием понимается:
а) реализация гражданами своего права высказывать претензии государственным органам и должностным лицам исполнительной власти;
б) систематическое наблюдение за деятельностью государственных органов и должностных лиц;
в) система проверки функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров;
г) сознательное повиновение и строгое соблюдение требований правовых норм.
3. К видам государственного контроля относят:
а) президентский контроль;
б) судебный контроль;
в) контроль органов исполнительной власти;
г) общественный контроль;
д) административный контроль.
4. Протест прокурора предполагает:
а) реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица;
б) устранение нарушений законов;
в) возбуждение дела об административном правонарушении;
г) предупреждение о недопустимости нарушения закона.
5. Органами управления в сфере экономического развития и торговли являются:
а) Федеральная служба по финансовому мониторингу;
б) Правительство РФ;
в) Министерство экономического развития и торговли РФ;
г) Федеральная антимонопольная служба;
д) Федеральная служба безопасности.
6. Органами управления в сфере бюджета, финансов и кредитов являются:
а) Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами;
б) Российский фонд федерального имущества;
в) Министерство финансов РФ;
г) Федеральное казначейство РФ;
д) Федеральная служба по финансовому мониторингу.
7. Органами управления в сфере антимонопольного регулирования являются:
а) Федеральное агентство по государственным резервам;
б) Российский фонд федерального имущества;
в) Федеральная антимонопольная служба;
г) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
8 Органами управления в промышленности и энергетике являются:
а) Российское акционерное общество «Единые энергетические системы» (РАО ЕЭС);
б) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
в) Министерство промышленности и энергетики РФ;
г) Федеральное агентство по промышленности.
9. К формам публичного признания правоспособности хозяйствующих субъектов относятся:
а) предоставление налоговой декларации за отчетный период;
б) регистрация прав на имущество хозяйствующего субъекта;
в) постановка на учет в органах государственных внебюджетных фондов;
г) лицензирование видов деятельности;
д) государственная регистрация.
10. Контроль и надзор за использованием средств государственных внебюджетных фондов осуществляет:
а) Министерство финансов РФ;
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
в) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
г) Федеральная налоговая служба;
д) Федеральное казначейство.
11 Специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности - это:
а) сертификат;
б) регистрационное свидетельство;
в) лицензия;
г) стандарт;
д) технический регламент.
12. К мерам бюджетной ответственности не относится:
а) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
б) блокировка расходов;
в) изъятие бюджетных средств;
г) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
д) конфискация бюджетных средств.
9. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении:
а) Министерства экономического развития и торговли РФ;
б) Правительства РФ;
в) Министерства финансов РФ;
г) Министерства информационных технологий и связи РФ;
д) Министерства промышленности и энергетики РФ.
13. Функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере образования осуществляет:
а) Министерство образования и науки РФ;
б) Федеральное агентство по образованию;
в) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
г) Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
д) Министерство образования РФ.
14. Не подлежит лицензированию образовательная деятельность:
а) образовательная деятельность учреждений высшего профессионального образования по реализуемым ими программам;
б) в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании;
в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования.
15. Не относится к компетенции Федерального Собрания РФ в области образования:
а) разработка законопроектов и принятие законов в области образования;
б) установление порядка лицензирования деятельности учебных заведений;
в) утверждение Федеральной программы развития образования;
г) утверждение соответствующих статей федерального бюджета и контроль за их исполнением;
д) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования.
16. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ осуществляет руководство деятельностью:
а) Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму;
б) Федеральным агентством по культуре и кинематографии;
в) Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
г) Федеральным рекламным агентством;
д) Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия.
17. Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет руководство деятельностью:
а) Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму;
б) Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию;
в) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
г) Федеральной миграционной службой;
д) Федеральной службой по труду и занятости.
18. Не относятся к элементам системы образования:
а) образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;
б) сети реализующих их образовательных учреждений;
в) Российская академия медицинских наук;
г) образовательные учреждения профессионального образования в сфере здравоохранения;
д) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
19. Государственную регистрацию средств массовой информации осуществляет:
а) Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия;
б) Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;
в) Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
г) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
20. Не является принудительной мерой в отношении средств массовой информации:
а) запрет деятельности;
б) признание свидетельства о регистрации недействительным;
в) прекращение и приостановление деятельности;
г) приостановление выпуска средства массовой информации.
21 Не являются областью применения законодательства о культуре:
а) музейное дело и коллекционирование;
б) физическая культура, спорт и туризм;
в) образовательная деятельность;
г) архивное дело;
д) книгоиздание и библиотечное дело.
22 Основные направления военной политики РФ определяет:
а) Министерство обороны РФ;
б) Президент РФ;
в) Правительство РФ;
г) Министерство РФ по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
д) Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.
23. Указ Президента РФ о введении военного положения утверждает:
а) Правительство РФ;
б) Совет Федерации ;
в) Государственная Дума;
г) Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.
24 Срок действия чрезвычайного положения, вводимого
на всей территории РФ, не может превышать:
а) 15 суток;
б) 30 суток;
в) 60 суток;
г) 90 суток.
25. Виды оружия:
а) боевое ручное стрелковое;
б) гражданское;
в) должностное;
г) аварийно-спасательное;
д) боевое ручное холодное;
е) служебное.
26. Виза на въезд в РФ с целью получения убежища является разновидностью:
а) дипломатической визы;
б) визы временно проживающего лица;
в) служебной визы;
г) транзитной визы;
д) обыкновенной визы.
27. Грифами секретности в РФ являются:
а) государственная тайна;
б) особой важности;
в) совершенно секретно;
г) секретно;
д) для служебного пользования.
28. Не является подразделением криминальной милиции:
а) ОМОН (отряд милиции особого назначения);
б) служба уголовного розыска;
в) оперативно-поисковые подразделения;
г) экспертно-криминалистические подразделения.
29. К органам управления внутренними делами не относятся:
а) Министерство внутренних дел РФ;
б) Федеральная служба безопасности;
в) Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;
г) Федеральная миграционная служба;
д) Президент РФ.
30. Соответствие принципов законности их содержанию:
1. Верховенство закона | А. Отступление от законности по мотивам пользы недопустимо |
2. Единство законности | Б. В процессе правотворчества ни один из его субъектов не может издавать нормативно-правовые акты, противоречащие закону |
3. Равенство перед законом | В. Понимание и применение нормативных актов на территории РФ должно быть одинаковым |
4. Недопустимость подмены законности целесообразностью | Г. Все субъекты в равной степени должны соблюдать законы и нести ответственность за их нарушение |
31 Соотношение методов нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности и их содержания:
1. Разрешительная система | А. Меры по реализации порядка экспорта военной техники и вооружений |
2. Количественные ограничения | Б. Реализуется исключительно государственными унитарными предприятиями на основании лицензии |
3. Система экспортного контроля | В. Установление таможенных тарифов |
4. Государственная монополия на экспорт (импорт) | Г. Наличие специального разрешения на ввоз или вывоз определенного товара |
Д. Курс на фритредерство | |
Е. Квотирование и лицензирование внешнеторговой деятельности |
32. Соотношение между элементами технического регу-вания и их содержанием:
1. Аккредитация | А. Подтверждение соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров |
2. Сертификация | Б. Официальное признание соответствующего органа компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия |
В. Установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам | |
3. Стандартизация | Г. Документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования |
4. Технический регламент | Д. Прямое или косвенное определение соблюдения требования, предъявляемых к объекту |
Е. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения |
Задания на установление правильного порядка
33. Соотношение регулируемых систем и их элементов:
1. Образование | А. Эстетическое воспитание, художественное образование |
2. Здравоохранение | Б. Образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности |
3. Культура | В. Санитарно-профилактические учреждения |
34. Соотношение элементов системы образования и их
содержания:
1. Образовательные программы | А. Устанавливает соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов |
2. Государственные образовательные стандарты | Б. Определяют содержание образование определенного уровня и направленности |
3. Организация образовательного процесса | В. Определяется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий |
Г. Определяют обязательный минимум содержания основных образова-тельных программ; максимальный объем учебной нагрузки; требования к уровню подготовки выпускников |
35. Соотношение между понятиями и их содержанием:
1. Массовая информация | А. Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для обеспечения функционирования науки, техники и производства как системы |
2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения | Б. Деятельность, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека |
3. Научно-техническая деятельность | В. Предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы |
4. Культурная деятельность | Г. Деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей |
5. Физическая культура | Д. Состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором обеспечивается благоприятные условия его жизнедеятельности |
36. Соотношение элементов системы государственного управления в административно-политической сфере:
1. Министерство обороны РФ | А. Федеральная регистрационная служба |
2. Министерство внутренних дел РФ | Б. Федеральное агентство специального строительства |
3. Министерство иностранных дел РФ | В. Федеральная миграционная служба |
4. Министерство юстиции РФ | Г. Дипломатические представительства РФ и консульские учреждения |
37. Соотношение элементов системы государственного управления в административно-политической сфере:
1. Обеспечение охраны и защиты безопасности РФ | А. Правительство РФ, Министерство внутренних дел РФ |
2. Внешние связи с иностранными государствами | Б. Федеральная служба Безопасности РФ, Внутренние войска МВД РФ |
3. Оборона | В. Совет Безопасности РФ, Государственный Совет РФ |
4. Защита и охрана государственной границы РФ | Г. Президент РФ, Министерство юстиции РФ |
5. Охрана общественного порядка, общественной безопасности и их защита в интересах личности, общества и государства | Д. Министерство обороны РФ, Вооруженные Силы РФ, военные комиссариаты |
6. Организация юстиции | Е. Министерство иностранных дел РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях |
Вопросы к экзамену
1. Понятие, предмет и метод административного права.
2. Соотношение административного права с другими отраслями права.
3. Система административного права.
4. Понятие административно-правовой нормы. Особенности ее содержания и структуры.
5. Понятие и источники административного права.
6. Административно-правовые отношения, структура, виды.
7. Особенности административно-правовых отношений, их отграничения от других видов правоотношений.
8. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
9. Понятие и виды субъектов административного права.
10. Общая характеристика органов исполнительной власти.
11. Виды и структура органов исполнительной власти в РФ.
12. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
13. Компетенция Правительства РФ.
14. Центральные федеральные органы исполнительной власти.
15. Федеральные территориальные органы исполнительной власти.
16. Компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ.
17. Административно-правовой статус юридических лиц.
18. Административно-правовой статус общественных объединений.
19. Административно-правовой статус религиозных объединений.
20. Административно-правовой статус средств массовой информации.
21. Административно-правовой статус граждан РФ.
22. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
23. Специальные административно-правовые статусы.
24. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
25. Формы и методы защиты нарушенных прав и свобод человека от неправомерных действий должностных лиц.
26. Понятие, задачи и принципы государственной службы.
27. Понятие государственной должности и способов ее замещения.
28. Понятие и виды федеральных государственных служащих.
29. Обязанности и права государственного служащего.
30. Прохождение государственной службы.
31. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
32. Понятие административно-правовых форм и методов деятельности органов исполнительной власти.
33. Формы осуществления исполнительной власти.
34. Понятие и виды актов исполнительной власти.
35. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.
36. Методы осуществления исполнительной власти.
37. Процессуальная деятельность органов исполнительной власти.
38. Понятие и сущность убеждений в государственном управлении.
39. Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов.
40. Чрезвычайное положение. Военное и особое положение.
41. Режим закрытого территориального образования.
42. Режим охраны государственной границы РФ.
43. Понятие и виды административно-правового принуждения.
44. Понятие, основание и виды юридической ответственности по административному праву. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
45. Понятие и юридический состав административного правонарушения.
46. Субъекты административного правонарушения.
47. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении..
48. Понятие и цели административного наказания.
49. Виды административных наказаний.
50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
51. Общий порядок (общие правила) наложения административных наказаний.
52. Задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.
53. Освобождение от административной ответственности, его основания и условия.
54. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
55. Порядок возбуждение дела об административном правонарушении.
56. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
57. Пересмотр постановлений и решений об административном правонарушении.
58. Исполнение постановлений об административном правонарушении.
59. Сроки давности исполнения. Исполнение постановлений о штрафе, аресте.
60. Административные правонарушения против порядка управления
61. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
62. Государственный контроль и его виды.
63. Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
64. Надзор прокуратуры за исполнением законов и соответствием актов управления действующему законодательству.
65. Межотраслевое государственное управление.
66. Государственное управление социально-экономической сферой.
67. Государственное управление социально-культурной сферой.
68. Государственное управление административно-политической сферой.