Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
В соответствии с Конституцией страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Его компетенция определена в Конституции (ст. 116) и Законе Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь».
Конституционный Суд дает заключения о конституционности актов не только высших общегосударственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов и исполнительных и распорядительных органов. Это, безусловно, содействует усилению конституционного контроля.
Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.
В соответствии с законом Конституционный Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.
В настоящее время Конституционный Суд не имеет права возбуждать дела по собственному усмотрению, чем он активно пользовался в прошлый период.
В соответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.
Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета.
Решения Конституционного Суда Республики Беларусь и их юридическая сила
Согласно ст. 38 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Статьей 9 Закона о Конституционном Суде предусмотрено, что законы, декреты и указы Президента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит республика, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Таким образом, здесь Суд получил большую свободу действий, что налагает на него и дополнительную ответственность.
Дела рассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Конституционного Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.
Итоговое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.