Об использовании должностного или служебного положения
Частным случаем использования административного ресурса является использование должностного или служебного положения лицами, находящимися на государственной или муниципальной службе.
Понятие «использование должностного и служебного положения» довольно строго определено законом (п.5 ст.40 ФЗГ). В связи с важностью этого определения мы процитируем его почти полностью:
«Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, …, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, …, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда…;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, …. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей…, ведение предвыборной агитации… лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, …, ведения предвыборной агитации…, если иным кандидатам, избирательным объединениям… для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании … в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда».
Неоднократное использование должностного или служебного положения является основанием для отказа в регистрации, отмены регистрации, аннулирования результатов выборов. На практике использование должностного или служебного положения является распространенным явлением. К сожалению, его довольно трудно доказывать.
Например, участие подчиненных главы администрации в его избирательной кампании является повсеместным. Однако доказать «привлечение» подчиненных к такому участию не представляется возможным: никакой администратор не издает письменных приказов по этому поводу и никакой подчиненный не даст на эту тему свидетельских показаний.
В большей степени поддающимися фиксации являются следующие формы использования должностного или служебного положения:
· Пункт б) – использование помещений. Иногда можно зафиксировать использование помещений государственных, муниципальных органов, бюджетных организаций для агитационной деятельности, например, для хранения агитационных материалов. Депутаты часто используют в целях предвыборной кампании предоставленные им помещения;
· Пункт в) – использование телефонной и других видов связи. Бывает, что телефоны, указанные в агитационных материалах «административного» кандидата, являются телефонами бюджетных организаций. В некоторых случаях для рассылки адресной агитации используются оплаченные из бюджета почтовые конверты. Почтовые отделения часто обеспечивают бесплатную доставку избирателям агитационных материалов «административных» кандидатов, избирательных объединений;
· Пункт г) – использование транспортных средств. Бывает, что «административный» кандидат использует служебное транспортное средство для перемещений, связанных с выборами. Обратите внимание на номера используемых машин;
· Пункт е) – преимущественный доступ к СМИ. Это – широко распространенный способ использования должностного положения. Понятно, что избирательные комиссии и суды будут отвергать преимущественный доступ; Вашим же аргументом должны служить результаты скрупулезного мониторинга СМИ (см. раздел «Мониторинг СМИ»);
· Пункт ж) – агитационное выступление на мероприятии, устраиваемом администрацией. Это – очень распространенная административная избирательная технология (о методах см. раздел «Массовые мероприятия»).
· Пункт з) – публикация поздравлений. Несмотря на прямой запрет, эта технология часто используется «административными» кандидатами. Правда, обычно поток поздравлений приходится на период перед началом избирательной кампании. Поздравления в период избирательной кампании можно публиковать только за счет избирательного фонда, что должно быть отмечено в публикации.
Говоря об использовании должностного положения, следует иметь в виду одну тонкость, связанную с понятиями «государственный служащий» и «муниципальный служащий». Эти понятия неоднократно употребляются в избирательном законодательстве и часто вводят в заблуждение участников выборов и членов избирательных комиссий. Следует учитывать, что не всякий человек, находящийся на государственной (муниципальной) службе является государственным (муниципальным) служащим. Чиновники, должности которых установлены конституциями, уставами, специальными законами (обычно – это высшие чиновники), хотя и состоят на государственной службе, но не являются государственными служащими, а замещают государственные (муниципальные) должности. Поэтому на них не распространяются ограничения, которые установлены для государственных (муниципальных) служащих. Однако это не означает, что для них нет ограничений, связанных с использованием должностного или служебного положения.