Соотношение системы права и системы законодательства
1.Система права – содержание, система законодательства – форма;
2.Система права состоит их норм, система законодательства - из нормативно – правовых актов;
3.Система права в большей мере связана с системой общественных отношений, система законодательства определяется волей законодателя, исходя из принципа эффективности;
4.Законодательство, кроме норм, включает призывы, декларации, указания на мотивы и цели издания норм права; в систему права входят только нормы;
5.Количество отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства (последних больше).
4.4.4.Систематизация законодательства: понятие, характеристика видов
Вся совокупность правовых норм, облеченных в нормативно – правовые акты, подвергается систематизации (упорядочению) для наиболее эффективного их использования.
Систематизация законодательства – деятельность официальных государственных органов, а также юристов – ученых и практиков по упорядочению нормативных актов с целью их согласования, устранения противоречий, их доступности и лучшей обозримости. Указанная деятельность направлена на совершенствование законодательства.
Особенности систематизации законодательства:
1. сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты;
2. выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позднее;
3. подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих;
4. вновь принятые нормативно – правовые акты, а также сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства.
Виды систематизации законодательства:
а) учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативно – правовых актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии;
б) инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.
Виды инкорпорации:
1. По субъекту:
- официальная – это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты;
- полуофициальная (официозная) - утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами;
- неофициальная – создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.
2. По способу упорядочения:
- предметная – нормативно – правовые акты располагаются по предмету правового регулирования;
- хронологическая - правовые акты располагаются по времени издания.
Виды инкорпорированных актов:
- сборник – инкорпорированное издание законов или иных нормативно- правовых актов;
- собрание - инкорпорированное издание нормативно- правовых актов высших органов государственной власти и управления;
- свод законов – собрание всего действующего законодательства без какого – либо исключения.
в) консолидация– форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт.
г) кодификация– форма систематизации, при которой осуществляется существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.
Виды кодификации:
- всеобщая – полная систематизация нормативного материала;
- комплексная - систематизация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений;
- отраслевая – кодификация отдельных отраслей права;
- специальная - кодификация отдельных отраслей правовых институтов.
Виды кодификационных актов:
- основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права.
- кодексы – обеспечивают детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений;
- уставы - содержат нормы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления;
- положения – содержат нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы государственных органов;
- регламенты – содержат нормы, регламентирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.
Правовые отношения
В течение своей жизни люди вступают в многообразные общественные отношения. Они становятся правовыми в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения. Юридические нормы предоставляют одному участнику отношения право, а на другого участника отношения возлагают обязанность. Поэтому правоотношение можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях.
4.5.1. Правоотношение: понятие, виды, структура (элементы)
Правовые отношения – возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
Правоотношениями становятся только такие общественные отношения, которые регулируются юридическими нормами и в общей форме закрепляются в их диспозициях. Правоотношения в отличие от общественных отношений, регулируемых другими социальными нормами, поддерживаются и защищаются государственной властью.
Признаки правовых отношений:
1) являются разновидностью общественных отношений;
2) возникают на основе норм права;
3) характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей;
4) осуществление субъективного права и исполнение юридической обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.
Виды правоотношений:
1. По способу индивидуализации субъектов:
- общие – правовые связи, основанные на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации;
- конкретные - правовые связи, субъекты которых, либо один из них, определены путем поименной индивидуализации;
2. По способу индивидуализации субъектов в конкретных отношениях:
- относительные – это те, в которых поименно определены все участники (носители субъективного права и носители юридической обязанности);
- абсолютные - это те, в которых поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а обязанными являются все другие лица;
3. По функциям права:
- регулятивные – складываются на основе регулятивных норм и проводят регулятивную функцию права;
- охранительные - складываются на основе охранительных норм и проводят охранительную функцию права;
4. По отраслям права:
- конституционно – правовые;
- гражданско – правовые;
- уголовно – правовые;
- административно – правовые;
- иные.
В механизме действия юридических норм на стадии правоотношения происходит их индивидуализация. При наличии юридических фактов общее правило поведения, закрепленное в норме и относящееся ко всем субъектам права, определяет поведение персонифицированных субъектов права в конкретной единичной жизненной ситуации.
Структура правоотношения:
- содержание;
- субъекты;
- объекты;
- основания возникновения, изменения и прекращения.
Содержание правоотношенияимеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.
Фактическое содержание правоотношения – поведение субъектов правоотношения, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как сторонам взаимодействия прав и обязанностей.
Юридическое содержание правоотношения – его состав, включающий взаимные субъективные права и обязанности сторон правоотношения по поводу различных социальных объектов.
Субъективное право –вид и мера возможного поведения одной из сторон правоотношения. Управомоченная сторона правоотношения обладает полной свободой выбора варианта поведения, т.е. вправе поступать как предписывается в диспозиции нормы или воздерживаться от такого поведения.
Признаки субъективного права:
1)это поведение возможное (этим правом можно воспользоваться, а можно и отказаться);
2)это мера возможного поведения (это право ограничено определенными рамками);
3)осуществляется в интересах управомоченного, т.е. кому оно принадлежит;
4)обеспечивается обязанностями других лиц;
5)охраняется государством.
Элементы структуры субъективного права:
- возможность дозволенного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;
- возможность требовать известного поведения от обязанного лица, т.е. право требования;
- возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности, т.е. право притязания;
- возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом (право пользования).
Юридическая обязанность –предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъекта в правоотношении. Обязанная сторона правоотношения не имеет свободы выбора и должна следовать предложенной в диспозиции юридической нормы форме поведения.
Признаки юридической обязанности:
1)необходимое, должное поведение (отказаться от юридической обязанности нельзя);
2)мера должного, необходимого поведения (она ограничена определенными рамками);
3)выполняется в интересах управомоченного;
4)ее исполнение обеспечивается государственным принуждением.
Элементы структуры юридической обязанности:
- необходимость совершать определенные действия либо воздержаться от них;
- необходимость для правообязанного отреагировать на законные требования управомоченного;
- необходимость нести ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение указанных выше требований;
- необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.
В любом правоотношении субъективному праву корреспондирует (соответствует) юридическая обязанность другой стороны правоотношения: нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Фактическое поведение является одновременно правом для одной стороны и обязанностью для другой.