Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
- способность занимать в обучении активную позицию;
- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Виды самостоятельной работы студентов
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
· текущие консультации;
· коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);
· прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
· прием и защита лабораторных работ (во время проведения л/р);
· выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);
· выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС);
· прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);
· выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
· формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
· написание рефератов;
· подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
· составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
· подготовка рецензий на статью, пособие;
· выполнение микроисследований;
· подготовка практических разработок;
· выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач;
· компьютерный текущий самоконтроль и контроль
самостоятельную работу студентов можно также разделить на следующие виды.
Репродуктивная самостоятельная работа
Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала и др.
Познавательно-поисковая самостоятельная работа
Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.
Творческая самостоятельная работа
Написание рефератов, научных статей, участие в научно- исследовательской работе, подготовка дипломной работы (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.