Народа и формы его проявления

Общепризнанно, что главным источником и носителем власти в гос является народ. Верховная власть народа вытекает из принципа народного суверенитета, который является первичным и обуславливает деятельность всех иных субъектов полит. системы в интересах и во благо народа. Решения народа по своей юр. силе обладают верховенством над актами иных управомоченных субъектов. Это подтверждается и К РБ, в которой сказано: «Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем реф-ма, если иное не будет определено реф-ом». Народ является самостоятельным субъектом конст-правовых отношений, что не свойственно для др отраслей права. Его статус определен, прежде всего, К РБ, а также иными законод. актами. Народ проявляет свою власть через различные видовые формы демократии, которые отражены в ст. 37 К: «Граждане РБ имеют право участвовать в решении гос. дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и гос. обеспечивается проведением реф-ов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

В порядке, установленном законодательством, граждане РБ принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях».

В зависимости от конечного субъекта власть народа может осуществляться: самим народом; частью народа, проживающего на соотв. территории; избранными народом представителями; сформированными народом органами.

Выделяют три основные формы власти народа: гос. власть, общественная власть и смешанная общественно-гос. форма (органы местного самоуправления). В зависимости от форм волеизъявления народа общепринято выделять непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию. К формам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, отзыв, собрания граждан и другие предусмотренные законом формы.

  1. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ (ПРИНЦИПЫ, ОРГАНЫ, СТАТУС ГРАЖДАН).

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шел процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии. 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси, а 2 апреля 1997 года – Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был подписан Устав Союза, а 25 декабря 1998 года – Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси.

Следующим этапом стал Договор о создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 года.

Принципы организации Союза Беларуси и России:

1.Сохранение суверенитета государств;

2.Демократия;

3.Равенство сторон;

4.Уважение прав человека;

5.Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права.

Высший Государственный Совет Союза решает важнейшие вопросы развития Союза:

1.рассматривает вопросы, затрагивающие права и свободы граждан Союза;

2.образует в пределах своей компетенции органы Союза, обеспечивает их взаимодействие, определяет местонахождение и условия пребывания;

3.утверждает бюджет союза, рассмотренный Парламентским Собранием Союза;

4.принимает нормативные правовые акты Союза и утверждает международные договоры Союза, рассмотренные Парламентским Собранием Союза;

5.обеспечивает взаимодействие органов Союза с органами государственной власти государств – участников Союза;

6.принимает решения по вопросам обеспечения безопасности государств – участников Союза, их коллективной защиты от посягательств извне, охраны границ Союза, военного строительства, борьбы с преступностью;

7.не реже одного раза в год заслушивает отчет Исполнительного Комитета Союза о реализации принятых органами Союза решений, в том числе об исполнении бюджета Союза.

Председателем Высшего Государственного Совета Союза поочередно является один из Президентов государств-участников Союза.

Председатель Высшего Государственного Совета Союза:

1.организует работу Высшего Государственного Совета Союза;

2.председательствует на его заседаниях;

3.по поручению Высшего Государственного Совета Союза ведет международные переговоры, заключает от имени Союза и с согласия Высшего Государственного Совета Союза и в пределах предоставленных Высшим Государственным Советом Союза полномочий международные договоры, представляет Союз в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Решения, принятые Высшим Государственным Советом Союза, подписываются Президентами государств-участников Союза.

Парламентское Собрание Союза является представительным органом Союза и решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств – участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях:

1.принимает нормативные правовые акты, имеющие статус законодательной рекомендации Союза, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию в установленном порядке парламентами государств-участников Союза в целях унификации их законодательства;

2.вносит предложения по вопросам развития нормативной правовой базы Союза в Высший Совет Союза и в органы государств-участников Союза, обладающие правом законодательной инициативы;

3.содействует унификации законодательства государств- участников Союза;

4.обеспечивает взаимодействие парламентов государств-участников Союза по вопросам, представляющим взаимный интерес;

5.заслушивает информацию о деятельности Исполнительного Комитета Союза;

6.рассматривает проект бюджета Союза;

7.осуществляет контрольные функции в пределах, установленных Уставом Союза;

8.заслушивает послания Высшего Совета Союза об основных направлениях развития Союза;

9.рассматривает международные договоры, заключенные от имени Союза;

10.содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно-правовой системы Союза;

11.заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;

12.осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом Союза.

Парламентское Собрание Союза состоит из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь. Каждая парламентская депутация включает равное число представителей: по 36 от государства-участника Союза. Делегирование представителей в состав Парламентского Собрания Союза, а также их отзыв осуществляются парламентами государств-участников Союза в соответствии с их регламентами. Срок действия и порядок прекращения полномочий депутаций определяются соответствующим парламентом самостоятельно.

Исполнительный Комитет Союза является постоянно действующим исполнительным органом Союза. Председатель Исполнительного Комитета Союза и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим Советом Союза. Исполнительный Комитет Союза формируется Высшим Советом Союза. В состав Исполнительного Комитета входит равное число представителей государств-участников. Персональный состав представителей государств-участников в Исполнительном Комитете утверждается главой соответствующего государства.

Функции и полномочия Исполнительного Комитета Союза, а также порядок его деятельности определяются положением о нем, утверждаемым Высшим Советом Союза по предложению Исполнительного Комитета Союза.

Равные права граждан Союза Беларуси и России (в Договоре между РБ и РФ о равных правах граждан от 22 июля 1999 года):

1.Избирать и быть избранным в выборные органы Союза;

2.Участвовать в хозяйственной деятельности;

3.Пользоваться гражданскими правами и свободами;

4.Получать среднее, средне специальное, высшее и послевузовское профессиональное образование;

5.Беспрепятственно обмениваться жилыми помещениями;

6.Приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом;

7.На защиту права собственности граждан;

8.На трудоустройство, оплату труда, признание трудового стажа;

9.На социальное обеспечение, медицинскую помощь.

Наши рекомендации