Организация и структура, и компетенция Конституционного суда
Организация Конституционного суда осуществляется по трем видам назначения:
· прямое назначение исполнительным органом;
· избирательное назначение законодательным органом;
· смешанное назначение, разделенное на две группы: назначение законодательным, исполнительным и судебным органами; назначение законодательным и исполнительным органами.
В Австрии, Словакии, Бельгии, Дании, Испании прямое назначение осуществляется главой государства.
Избирательное назначение характерно для Венгрии, Германии, Эстонии, Латвии, Польши, Хорватии.
Основным отличием избирательного назначения является многообразие органов власти, имеющих право предлагать кандидатов на выборы на должность судей Конституционного суда. Предложения могут поступать начиная от главы государства (Азербайджан) и заканчивая политическими партиями, составляющими Парламент (Лихтенштейн). В Латвии предложения осуществляются тремя председателями: Президентом республики, Председателем Парламента и Председателем Конституционного суда.
Смешанное назначение законодательным, исполнительным и судебным органами власти осуществляется в Болгарии, Грузии, Испании, Италии, Перу, Украине. Смешанное назначение исполнительным и законодательным органами практикуется в России, Андорре, Албании, Румынии, Франции.
В Республике Молдова также применяется смешанное назначение судей Конституционного суда, поскольку двое судей назначаются Парламентом, двое - Правительством и двое - верховным Советом магистратуры.
Другим аспектом, который следует обсудить, является количественный состав Конституционного суда. В СНГ численный состав варьирует от 5 до 19 судей. В государствах Центральной и Западной Европы количество судей Конституционного суда различное: во Франции 9, в Греции 12, в Бельгии 12, Испании 12, в Португалии 13, в Италии 15, в Словении 9, в Венгрии 15.
Конституционный суд Республики Молдова состоит из шести судей. В большинстве государств Конституционные суды состоят из непарной количество судей по причине упрощения принятия решения в случае разделения голосов. Ситуация с наличием паритета голосов, в которой приоритет отдается мнению, за которое проголосовал Председатель, не являете; демократической.
Исходя из срока действия мандата, назначение судей можно разделить на три группы:
Назначение на один мандат - в этих государствах судья осуществляет должность до определенного возраста, которым ограничивается исполнение этой должности, то есть до пенсионного возраста (Армения, Австрия, Бельгия). В Армении члены Конституционного суда осуществляют свои функции с момент назначения до 70-летнего возраста, в Эстонии судьи могут оставаться в должности еще 5 лет после достижения пенсионного возраста.
Назначение на один мандат, который не может быт продлен или возобновлен. 9-летний мандат, который не может быт продлен или возобновлен, установлен в Болгарии, Италии, Латвии; 10 летний мандат - в Грузии; 12-летний - в Германии; в Испании члены Конституционного суди назначаются на 9 лет, каждые 3 года 1/3 из них возобновляется; так же установлено и Конституцией Латвии.
Назначение на продлеваемый или возобновляемый мандат, например в Белоруссии, Эстонии. В Азербайджане судьи Конституционного суда назначаются сроком на 15 лет с возможностью возобновления мандата на 10-летний срок.
В Республике Молдова судьи Конституционного суда назначаются на 6-летний мандат. Судья Конституционного суда может занимать эту должность в течение двух мандатов, если его назначают, и на дату назначения он не достиг возраста 65 лет. Судьи Конституционного суда избирают Председателя Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов на трехлетний мандат.
Председатель Конституционного суда осуществляет следующие полномочия в соответствии со ст. 40 Закона о Конституционном суде:
· созывает Конституционный суд и председательствует на его заседаниях;
· координирует работу Конституционного суда и распределяет дела для рассмотрения и т.д.
· представляет Конституционный суд в отношениях с органами публичной власти.
Председателю и судьям Конституционного суда помогает осуществлять свои функции шесть судей-ассистентов (ст. 35 Закона). Судья-ассистент должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности или в области высшего юридического образования не менее десяти лет.
Секретариат Конституционного суда осуществляет информационное, организационное, научное и иное обеспечение суда, организует прием граждан, предварительно рассматривает обращения, направленные в Конституционный суд, помогает судьям в подготовке дел крассмотрению. Секретариатом Конституционного суда руководит начальник Секретариата.
Конституционный суд утверждает регламент Секретариата, его структуру и штатное расписание.
Общее руководство деятельностью Секретариата осуществляет начальник Секретариата, ответственный за все административные работы. Прием на работу и увольнение работников Секретариата, распоряжение финансовыми средствами суда осуществляет Председатель Конституционного суда.
При Конституционном суде может быть создан научноконсультативный совет - согласно статьи 36 Закона о Конституционном суде - в составе ученых и специалистов-практиков в области права.
Необходимо рассмотреть критерии назначения судей Конституционного суда. Как правило, предъявляются следующие социально-профессиональные требования: гражданство, возраст, правовая дееспособность, профессиональная компетенция, образование, моральные качества, знание государственного языка, постоянное место жительства на территории соответствующего государства, предварительное согласие. Требование о гражданстве отражено в законодательстве России, Испании, Украины.
Общее предпочтение юристов замечено в большинстве государствах (Албания, Австрия, Германия). Все же есть государства, которые принимают и не юристов в качестве членов Конституционного суда (Армения, Франция, Казахстан), но в общем эти суды состоят из юристов.
В общем, максимальный возраст судей Конституционного суда варьирует от 65 лет (Мальта, Турция, Украина) к 70 годам (Армения, Австрия, Бельгия) и даже до отсутствия каких-либо возрастных пределов (Албания, Болгария, Латвия). В некоторых законодательствах устанавливается и минимальный возрастной предел, например: в Азербайджане -30 лет, Грузин-35 лет, в России на Украине -40 лет, в Венгрии -45 лет.
Условия для назначения на должность судьи Конституционного суда Республики Молдова предусмотрены в ст. 11 Закона РМ о Конституционном суде, а именно: высшее юридическое образование, высокий профессиональный уровень и стаж работы по юридической специальности или в области высшего юридического образования либо науки не менее 15 лет. Предельный возраст для назначения на должность судьи Конституционного суда - 70 лет. Назначение производится только с предварительного письменного согласия кандидата. В случае, если кандидат занимает должность, несовместимую с должностью судьи Конституционного суда, либо является членом какой-либо партии или другой общественно-политической организации его согласие должно содержать обязательство об отставке в день принесения присяги и приостановлении своего членства в партии или другой общественно- политической организации.
Согласно Конституции судьи Конституционного суда независимы в осуществлении своих полномочий и подчиняются только Конституции. Конституция РМ и Закон о Конституционном суде провозглашают независимость Конституционного суда от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции и положениям своего органического закона.
В соответствии с Конституцией судьи Конституционного суда несменяемы в течение всего мандата, независимы и подчиняются только Конституции.
Несменяемость- гарантия независимости судьи. Является институтом, на основе которого полномочия судьи Конституционного суда могут быть приостановлены или прекращены не иначе как в порядке, установленном законом.
Из перспективы специфического статуса конституционного судьи только некоторые определения несменяемости находят свое применение. Так, полномочия конституционного судьи могут быть прекращены только индивидуально, добровольно или в соответствии с законом, по условиям, предусмотренным ст. 18 Закона о Конституционном суде:
Полномочия судьи Конституционного суда прекращается и объявляется вакансия должности в случае:
· истечения срока полномочий;
· отставки;
· лишения полномочий;
· смерти.
При прекращении полномочий и открытии вакансии должности судьи в издается распоряжение Председателя Конституционного суда или же решение принимается Конституционным судом.
Проблема досрочного выхода на пенсию не ставится, поскольку конституционный судья назначается на срок одного мандата, который прекращается по условиям ст. 18 Закона о Конституционном суде. Также, исключается гипотеза повышения, поскольку Конституционный суд является единственным юрисдикционным органом, стоящим вне всякой иерархической системы.
Проблема перевода, таким образом, тоже не ставится, так как речь идет о конституционном мандате, а не об индивидуальном трудовом договоре.
Судьи конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий. Для «сторон», находящихся в «конституционном споре», независимость конституционного судьи выражается в беспристрастности. Гарантии беспристрастности носят структурный и функциональный характер, выполняя вспомогательные взаимные функции.
Средством защиты мандата конституционного судьи, гарантии его независимости и беспристрастности является иммунитет судьи с точки зрения неприкосновенности.
Неприкосновенностьэто так называемый «процессуальный иммунитет», провозглашенный с учетом возможных обвинений конституционного судьи в каких-либо других действиях, нежели совершенных при выполнении своих полномочий или находящихся в непосредственной связи с их содержанием. Неприкосновенность нацелена на предупреждение необоснованного судебного преследования судьи препятствующего выполнению мандата или принуждающего его выполнять полномочия определенным образом, противоречащим его убеждениям и его воле.
Иммунитет не является привилегией, что недопустимо. Аспециальной процедурой защиты мандата - конституционной - предоставленной судье в отношении незаконных или недостаточно обоснованных актов или действий.
Неприкосновенность касается актов или действий судьи, не относящихся к мандату.
В соответствии со ст. 16 Закона о Конституционном суде и ст. 10 Кодекса конституционной юрисдикции:
судьи Конституционного суда не могут быть задержаны, арестованы подвергнуты обыску, за исключением случаев, когда их застигли на месте преступления, привлечены к административной или уголовной ответственности без предварительного согласия Конституционной суда;
судебное рассмотрение преступлений и административных правонарушений, совершенных судьями Конституционного суда относится к компетенции Высшей судебной палаты; возбуждение уголовного дела и запрос о согласии на привлечение суду входит в компетенцию Генерального прокурора;
полномочия судьи Конституционного суда приостанавливаются со дня привлечения его к суду. В случае его окончательного осуждения он лишается полномочий (в соответствии со ст. 16, ч (4) Закона о Конституционном суде.);
если в момент задержания не была известна личность судьи Конституционного суда, он освобождается сразу после установления личности;
орган, задержавший судью Конституционного суда на месте преступления, должен сообщить об этом незамедлительно, в течение 24 часов, Конституционному суду;
с даты получения согласия на его привлечение к суду, конституционный судья лишается полномочий; в случае осуждения его мандат отзывается в соответствии с условиями закона;
санкции в отношении судей Конституционного суда за дисциплинарные нарушения и порядок их применения, а также отзыв мандата, предусматриваются Кодексом конституционной юрисдикции.
Должность конституционного судьи несовместима с какой-либо другой оплачиваемой государственной или частной должностью, за исключением преподавательской и научной деятельности. Требования закона также устанавливают, что судья Конституционного суда обязуется прекратить свою деятельность в партии или другой общественной организации, членом которой является.
15. Соотношения Парламента и Правительства
Правительство несет ответственность перед Парламентом и предоставляет Парламенту, его комиссиям и депутатам необходимую информацию и документы.
Члены Правительства имеют доступ на заседания Парламента. В случае необходимости присутствие членов Правительства обязательно.
Правительство и каждый член Правительства обязаны давать ответы на вопросы и запросы депутатов. Парламент может принять резолюцию, отражающую его позицию по предмету запроса.
Парламент по предложению не менее 1/4 депутатов может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов. Предложение о выражении недоверия рассматривается по прошествии трех дней со дня внесения в Парламент.
Правительство вправе принять на себя ответственность перед Парламентом за программу, заявление общеполитического характера или проект закона.
Правительство уходит в отставку, если предложение о выражении недоверия, внесенное в трехдневный срок с момента представления программы, заявления общеполитического характера или проекта закона, принято в соответствии со ст.106 КРМ.
Если Правительство не уходит в отставку, представленный проект закона считается принятым, а программа или заявление общеполитического характера - обязательными для Правительства.
В целях реализации программы деятельности Правительства Парламент по предложению Правительства может принять специальный закон, уполномочивающий Правительство издавать ордонансы в областях, не являющихся предметом органических законов. Уполномочивающий закон устанавливает в обязательном порядке область и дату, до которой могут издаваться ордонансы. Ордонансы вступают в силу со дня опубликования и не подлежат промульгации. Если это предусмотрено уполномочивающим законом, ордонансы подлежат утверждению Парламентом. Проект закона об утверждении ордонансов представляется в срок, установленный уполномочивающим законом. Несоблюдение этого срока влечет недействительность ордонанса. Если Парламент не отклоняет проект закона об утверждении ордонансов, последние остаются в силе. После истечения срока, установленного для издания ордонансов, они могут быть признаны утратившими силу, приостановлены или изменены только законом.
16. Понятие и функции судебной власти в Республике Молдова
Правосудие осуществляется именем закона только судебными инстанциями. Судебная власть, согласно теории разделения властей в государстве, представляет собой систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
У судебной власти имеются собственные специфические органы, которые, в отличие от правовых институтов, не регулируют социальные отношения, а определяют формы организации, структуры и деятельности судебной власти, формы реализации правосудия и др.
В соответствии с действующим законодательством, в РМ судебная власть представлена системой судебных инстанций, Высшим советом магистратуры и прокуратурой. Эта новая система отражена в Главе IX Конституции «Судебная власть», а также в соответствующих органических законах.
В соответствии с законодательством, судебная власть независима, разделена от законодательной и от исполнительной властей и наделена собственными полномочиями. Правосудие осуществляется именем закона.
Ссылаясь на функции судебной власти отметим, что основная функция, естественно, осуществление правосудия. Однако, помимо указанной, судебная власть выполняет и множество других функций, что объясняется отличительными чертами судебной системы, структура которой состоит из органов, различных по своему статусу, которые выполняют различные социально-юридические роли, разрешая различные споры. Субъекты судебной власти (Высшая судебная палата, судьи и др.) реализуют следующие функции: рассматривают и разрешают в пределах своей компетенции гражданские, уголовные, административные и другие споры, поддерживают правопорядок, защищают различные формы собственности, обеспечивают судебную защиту политических, социальных, экономических, гражданских и др. прав, воспитывают судебную культуру, уважение к нормам социальной морали и человеческим ценностям.
Судебная власть осуществляет правосудие в целях защиты и реализации основных прав и свобод граждан и их ассоциаций, предприятий, учреждений и организаций. Инстанции судят все споры, касающиеся гражданских, административных и уголовных правоотношений, а также любые другие споры, в отношении которых закон не устанавливает другую компетенцию. Осуществляя правосудие, судебные инстанции защищают государственный строй РМ от любого посягательства.
Отличительной чертой судебной власти является участи представителей народа в осуществлении правосудия. Так, в Конституцией РМ отмечен публичный характер судебных прений: «Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Судебно разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях установленных законом, с соблюдением всех правил судебной процедуры».
Обязательной характеристикой судебной власти является - авторитарный характер полномочий судебных инстанций. Это выражается в том, что приказы и распоряжения, изданные инстанциям при выполнении своих полномочий, являются обязательными без исключения для всех государственных органов, организаций, физически и юридических лиц. Исполнение судебных приказов и решений суд гарантировано государственной властью.
Независимость судебной власти предполагает, что судебные инстанции осуществляют свою деятельность самостоятельно (без вмешательства из вне и без подчинения), своими силами, обладая для осуществления своих функций всеми необходимыми полномочиям, присвоенными законом. Решение судебной инстанции не нуждается каком-либо подтверждении. Конкретные приговор или судебное решение приобретающие силу закона, являются обязательными к исполнению. Обязательный характер приговоров и других окончательных судебных решений отмечен в статье 120 Конституции РМ «Соблюдение вступивших в законную силу приговоров и других судебных решений, а также содействие судам в ходе судебного процессе в исполнении вступивших в законную силу приговоров и других судебных решений обязательны».