Часть II (Особенная)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Глава 22
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ЭКОНОМИКИ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Из всех отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами, наиболее сложны те, которые касаются экономики. Эффективная национальная экономика служит гарантией независимости государства.
Переход к рыночному механизму регулирования экономических отношений предусматривает постоянное углубление правового влияния на экономические процессы, расширение сферы применения общегосударственных программ развития экономики, приватизации государственной и коммунальной собственности, демонополизации, конкуренции, безотходных технологий (экологизация общественного производства).
При таких условиях, особенно в нынешней экономической ситуации, государственное управление не только необходимо, наоборот, его значение возрастает. Только государство в лице его органов власти может: осуществлять экономическую и социальную политику с целью обеспечения интересов всех слоев населения; смягчать стихийные процессы рыночной саморегуляции с целью предотвращения хаоса в экономике; стимулировать рыночную экономику, обеспечивать эффективность ее функционирования с одновременным ограничением и предупреждением негативных последствий экономической власти собственников, особенно монополистов; гарантировать защиту национальных интересов и внутреннего рынка от внешней экономической и политической экспансии.
В государственном управлении экономикой речь идет не о возобновлении административно-командной системы, а о создании новой системы управления, которая осуществляла бы
исполнительную власть на принципах регулирования, координации, поощрения выбора наиболее приоритетных направлений деятельности, самостоятельности в поисках вариантов решения различных проблем.
Государственное руководство в сфере экономики должно иметь целью создание механизма демократического управления, который направлялся бы и контролировался исполнительной властью.
Государственное руководство в сфере экономики сочетает органичное объединение мер экономического роста и финансовой стабилизации с активной социальной политикой, стабилизацией и повышением жизненного уровня населения, его платежеспособного спроса. Главные направления, которые охватываются государственным руководством в сфере экономики: финансовая политика и ее стабилизация; денежно-кредитная политика и укрепление банковской системы; инновационно-инвестиционная деятельность; ускорение приватизационных процессов; усиление управления государственным сектором экономики; внешнеэкономическая политика и привлечение иностранных инвестиций; преодоление платежного кризиса; политика доходов и регулирования заработной платы; стимулирование малого бизнеса; налоговая политика; социальная политика (пенсионная реформа, занятость населения и др.).
Административно-правовое регулирование экономической сферы осуществляется в нескольких направлениях. Оно включает разработку и реализацию системы мероприятий программного руководства, прогнозирования, структурного преобразования народного хозяйства, государственную поддержку экономического и научно-технического потенциала, а с другой - создание правовой и экономической основ социально ориентированного функционирования предприятий, хозяйственных объединений, других организационно-хозяйственных структур, эффективного управления государственным имуществом.