Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, – это деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие отсутствие угроз жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения, а также эксплуатации транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена ст. 263-271 главы 27 УК РФ.
Родовым объектом преступлений, предусмотренных в гл. 27 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Основными непосредственными объектами рассматриваемых преступлений являются безопасность движения и эксплуатации какого-либо вида транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, речного, автомобильного, гужевого, трубопроводного и т. п.).
Ряд деяний рассматриваемой группы посягает и на обязательные дополнительные непосредственные объекты: общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье личности, а также отношения собственности.
Объективная сторона преступлений, предусмотренных в гл. 27 УК , характеризуется нарушением существующих правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, которое может совершаться путем как активных действий, так и бездействия. На такое нарушение указано в бланкетных диспозициях статей УК об ответственности за рассматриваемые преступные деяния.
Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта регламентируются рядом законов и подзаконных нормативных актов.
Под нарушением безопасности движения понимается такое движение транспортных средств, которое вследствие несоблюдения правил движения какого-либо конкретного вида транспорта привело к транспортному происшествию, аварии или катастрофе, при условии гибели или ранения людей, повреждения или уничтожения транспортных средств, груза, сооружений, иного имущества. При этом следует учитывать, во-первых, что понятие правил движения является больше по объему понятия правил безопасности движения, так как не все нарушения правил движения создают угрозу безопасности движения. Во-вторых, нарушение правил безопасности движения влечет не только уголовную, но и иную ответственность. Безопасность движения регламентируется правилами, относящимися к отдельным видам транспорта: Законом РФ «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 г.; Правилами дорожного движения РФ; Законами РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 июля 1995 г.,
Правилами охраны магистральных трубопроводов от 29 апреля 1992 г., Воздушным кодексом РФ от 19 февраля 1997 г.*
*См. соответственно: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873; Российская газета. 1995. 26 дек.; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3505, Там же. 1997. № 12. Ст. 1383.
Под нарушением правил эксплуатации понимается прежде всего несоблюдение правил технической эксплуатации, нарушающее правильную, бесперебойную работу всей конструкции, отдельных узлов и механизмов транспортного средства. Эти нарушения могут выражаться в отступлении от требований технического обслуживания, в несвоевременном ремонте, в использовании транспортных средств не по назначению, в выезде на технически неисправном транспортном средстве и др. Правила, определяющие надлежащий порядок эксплуатации транспортных средств, содержатся в инструкциях заводов-изготовителей, правилах технической эксплуатации различных видов транспорта, иных нормативных актах*.
*См., например: Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 // Российская газета. 1995. 26 дек.
Большинство составов указанной группы деяний (19 из 21) охватывает наступление общественно опасных последствий. Лишь два состава по признакам объективной стороны описаны как формальные: неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК ) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК ). Обязательным признаком объективной стороны материальных составов являются тяжкие последствия, в частности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или крупного имущественного ущерба. В случае причинения по неосторожности легкого вреда здоровью или некрупного имущественного ущерба наступает административная, в том числе дисциплинарная или гражданско-правовая ответственность. При определении крупного размера ущерба, причиненного деяниями, предусмотренными ст. 265-269 УК РФ*, на наш взгляд, следует исходить из денежного эквивалента уничтоженного или поврежденного по неосторожности имущества (ст. 168 УК ), определенного в прим. 3 к ст. 158 УК РФ (стоимость имущества, в пятьсот раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления).
*Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ (п. 14 ст. 1) признак «причинение крупного ущерба при нарушении правил безопасности дорожного движения» (ст. 264 УК РФ) был исключен.
Субъективная сторона большинства (кроме деяний, предусмотренных ст. 270 и 271 УК РФ) преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта характеризуется неосторожной формой вины. При этом в законе уточняется, что причинение общественно опасных последствий должно быть неосторожным.
Субъект преступлений рассматриваемой группы – лицо, достигшее 16-ти лет, за исключением субъекта преступления, предусмотренного ст. 267 УК «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения», ответственность за которое наступает с 14-ти лет.
Для ряда составов преступлений характерен специальный субъект: лица, обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в силу выполняемой работы (ст. 263 УК ); лицо, управляющее транспортным средством (ст. 264); лицо, осуществляющее ремонт или ответственное за выпуск в эксплуатацию транспортных средств (ст. 266); лицо, обязанное обеспечивать безопасную эксплуатацию трубопровода (ст. 269); капитан судна (ст. 270); члены экипажа воздушного судна (ст. 271 УК РФ).