Профессиональное обучение как метод развития работников предприятия
Для получения высоких и устойчивых результатов работы организации необходимо обеспечить постоянное развитие его работников, как профессиональное, так и личностное. Профессиональное развитие работников осуществляется путем их профессионального обучения. Профессиональное образование включает в себя: первичную профессиональную подготовку; последующее углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации. Выделяются различные варианты повышения квалификации, в соответствии с которыми квалификация работника может быть:
· Сохранена на прежнем уровне;
· Углублена и расширена;
· Приведена в соответствии с изменившейся обстановкой;
· Доведена до уровня, требуемого для работы на новой, более высокой должности.
Повышение квалификации включает в себя: организованные учебные процессы, учебные занятия, учеба на рабочем месте, самостоятельно организованную учебу.
В зависимости от того, кто реализует программу профессионально обучения, различают повышение квалификации работников на предприятии – внутрифирменное, и за его пределами – внешнее.
В зависимости от степени организации процесса обучения выделяют организованное (самостоятельное обучение работников) и неорганизованное повышение квалификации.
В современных организациях профессиональное обучение – комплексный непрерывный процесс. Основополагающим моментом организации обучения является определение потребности работников в повышении квалификации.
Потребности в обучении могут быть выяснены:
· В процессе работы;
· В процессе деловой оценки (аттестации) работников;
· Из разговора с работником, который может обратиться с просьбой о проведении обучения.
Определение потребности в обучении позволяет спланировать и организовать всю дальнейшую деятельность по повышению квалификации работников; определить потребные ресурсы; составить учебные планы и программы; реализовать и оценить эффективность обучения.
Методы профессионального обучения могут быть разделены на 2 группы: обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе)
К методам обучения на рабочем месте относятся следующие:
1. Копирование. Работник приклепляется к специалисту и учится, копируя действия этого человека.
2. Инструктаж. Это разъяснение и демонстрация приемов работы. Может осуществляться как сотрудником, так и специально обученным инструктором. Это недорогой и эффективный метод развития технических навыков.
3. Делегирование. Руководитель передает подчиненным четко очерченную область задач и полномочия по принятию решений по оговоренному кругу вопросов.
4. Ротация– метод самостоятельного обучения; сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков и расширения опыта. Ротация осуществляется на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. Недостаток этого обучения – высокие издержки, связанные с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую
5. Использование учебных методик и инструкций – метод самостоятельного обучения, основанный на изучении специальной методической литературы, касающейся предмета изучения.
К методам обучения вне рабочего места относятся следующие:
1. Лекции – традиционный метод профессионального обучения, хорошее средство изложения большого объем материала за короткий срок.
2. Моделирование– воспроизведение реальных условий работы на тренажерах и различного рода макетах. Метод хорош тем, что дает навыки практической работы. В тоже время он требует определенных денежных затрат на приобретение тренажеров и оплату труда инструкторов.
3. Деловые игры- метод активного обучения. Деловые игры полезны с точки зрения выработки практических и поведенческих навыков. Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и расширять собственное представление о предприятии и взаимоотношениях его сотрудников.
4. Анализ практических ситуаций заключается в рассмотрении и групповым обсуждении реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. Главный инструмент этого метода - групповая дискуссия, в которой обучающиеся играют роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.