Органы государственной власти Республики Беларусь
Президент Республики Беларусь – является Главой государства, гарантом Конституции РБ. Избирается на 5 лет народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть гражданин республики, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в государстве не менее 10 лет перед выборами. Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Парламентом является Национальное собрание - представительный и законодательный орган страны. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей, куда входит 110 депутатов, и Совета Республики, формируемого из 64 человек. Национальное собрание имеет представительный характер, т. е. оно выражает интересы граждан страны Срок полномочий белорусского Парламента – четыре года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно её полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты. Решения Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера Решения Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме постановлений. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Осуществляет исполнительную власть в стране. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом РБ. Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления, который осуществляет в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Основные полномочия Правительства закреплены в Конституции, а также в законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчинённых ему государственных органах». В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров. Хотя Президент формально юридически и не входит ни в одну ветвь власти, однако он обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что как и в других президентских республиках он является реальным главой этой ветви власти. Решение Совета Министров Республики Беларусь принимается большинством голосов членов Правительства, которые присутствовали на заседании. В случае равенства голосов, решение считается принятым, за которое проголосовал председательствующий. Законом определены вопросы, которые рассматриваются исключительно Советом Министров, следовательно, по ним могут приниматься постановления Правительства, но не распоряжения Премьер-министра. Структуру Правительства определяет Президент. Он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства. Формирование нового Правительства начинается с назначения Президентом Премьер-министра. Работой Правительства руководит Премьер-министр.
Премьер-министр: осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет ответственность за его работу; подписывает постановления Правительства; в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функции связанные с организацией и деятельностью Правительства. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается. Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь. Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть - избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей - 11 лет, допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Решения Конституционного Суда исполняются государственными органами и должностными лицами. К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела. К числу последних относятся; дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин; дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства и иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами. К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. К подведомственности хозяйственных судов относятся дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь. Прокуратура – государственный орган, осуществляющий надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону при расследовании преступлений, соответствии закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.Деятельность местного управления и самоуправления строится на следующих принципах:
1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;
2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;
3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;
4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;
5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;
6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;
7) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;
8) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;
9) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.
В соответствии с Конституцией к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении; Установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; Местные Советы депутатов осуществляют управление учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другими, находящимися в их ведении учреждениями и организациями. Местные Советы депутатов обладают и иными полномочиями.
Система местных органов управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов.
Единую систему местных Советов депутатов в республике составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.
В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.
К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы.
К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, посёлка, города, района, области.
Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.
Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, посёлка, сельсовета является исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица.