Военные преступления
Военные преступления представляют собой нарушения обычаев и законов войны, предусмотренных международными соглашениями, имеющими целью гуманизацию вооруженных конфликтов.
Несмотря на то, что применение силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства запрещено международным правом, а вооруженная агрессия объявлена тягчайшим международным преступлением, мир, к сожалению, не избавился от войн. В этих условиях актуальной остается задача использования всех средств, способных не только устранить войну из сферы межгосударственных отношений, но и ограничить ее разрушительное воздействие108. Следовательно, военное насилие (коль скоро оно имеет место) должно быть строго ограничено рамками международного права, призванного гуманизировать, насколько это возможно, вооруженные конфликты и защитить жертвы в ситуациях, связанных с вооруженным насилием, т. е., по сути, установить допустимые пределы недопустимого.
Одним из первых актов такого рода стала Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления разрывных и зажигательных пуль 1868 г., которая, исходя из необходимости установления «технических границ, в которых потребности войны должны останавливаться перед требованиями человеколюбия», не только закрепила обязательства сторон отказаться от употребления снарядов, имеющих при весе менее 400 граммов свойство взрывчатости или снаряженных ударным или горючим составом, но и сформулировала два принципа более общего характера, положившие начало международно-правовому запрещению средств и способов ведения войны, противоречащих законам человеколюбия:
1. «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля»;
2. «употребление такого оружия, которое по нанесении противнику раны без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает смерть их неизбежною, должно признаваться несоответствующим упомянутой цели»109.
С этого времени в международное право вошли понятия «допустимых» и «недопустимых» средств и способов ведения боевых действий, а постулат «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» стал одним из основополагающих гуманитарных принципов войны, а затем и международного гуманитарного права.
Определенную роль в его утверждении сыграли позднее принятые Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы (1899 г.), Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль (1899 г.)110, Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (1925 г.)111 и др.
Особое значение в ряду правил войны, сформулированных на мирных конференциях в Гааге, имеет IV Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., которая запретила: а) применять яд или отравленное оружие; б) предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; в) убивать или ранить неприятеля, который, положив оружие или не имея более средств защищаться, безусловно сдался; г) объявлять, что никому не будет дано пощады; д) употреблять оружие, снаряды или вещества, способные причинить излишние страдания; е) незаконно пользоваться парламентским или национальным флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, равно как и установленными отличительными знаками; ж) уничтожать или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное уничтожение или захват настоятельно вызывается военной необходимостью; з) объявлять потерявшими силу, приостановленными или лишенными судебной защиты права лиц противной стороны или принуждать таких лиц принимать участие в военных действиях, направленных против их страны112.
Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. ратифицированы практически всеми государствами и содержат общую ст. 1, в которой государства-участники обязуются не только соблюдать, но и «заставлять соблюдать настоящую Конвенцию».
На случай международного вооруженного конфликта участники названных конвенций приняли обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения наказаний лиц, совершивших или приказавших совершить одно из следующих действий, направленных против лиц или имущества, пользующихся покровительством данных конвенций: i) преднамеренное убийство; ii) пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; iii) преднамеренное причинение тяжелых страданий, серьезного увечья или ущерба здоровью; iv) незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемого лица из числа гражданского населения; v) взятие заложников; vi) принуждение военнопленного или покровительствуемого лица из числа гражданского населения к службе в вооруженных силах неприятельской державы; vi) лишение указанных лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство; vii) незаконное, произвольное и крупномасштабное разрушение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью.
На случай вооруженного конфликта не носящего международного характера, в ст. 3, содержательно совпадающих во всех четырех Женевских конвенциях, сформулированы следующие серьезные нарушения в отношении лиц, не принимающих активного участия в военных действиях, включая военнослужащих, сложивших оружие, и лиц, выведенных из строя в результате болезни, ранения, содержания под стражей или по любой другой причине: а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; b) взятие заложников; c) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение; d) осуждение и применение наказания без предварительного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом при наличии гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями113.
К Женевским конвенциям 1949 г. примыкают два Дополнительных протокола 1977 г., один из которых касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов, а другой — защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера114. Принятые в развитие и дополнение упомянутых конвенций, они содержат довольно обширный перечень серьезных нарушений, которые условно можно разбить на три группы:
1. преднамеренное нарушение запрета подвергать любое находящееся во власти противной стороны лицо, даже с его согласия, какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не требуется по состоянию здоровья, не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных обстоятельствах к гражданам своей стороны, и серьезно угрожает физическому или психическому состоянию либо неприкосновенности этого лица (в частности, медицинские или научные эксперименты, удаление тканей или органов для пересадки и т. п.);
2. другие умышленные действия, повлекшие смерть, серьезное телесное повреждение или причинившие ущерб здоровью, а именно: превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения; совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, а равно совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что это явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причинения ущерба гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагалось получить; превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях; вероломное использование отличительной эмблемы красного креста, красного полумесяца, красного льва и солнца или других защитных знаков, признанных Конвенциями или настоящим Протоколом;
3. умышленное перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию, а также депортация или перемещение всего либо части населения оккупированной территории в пределах этой территории либо за ее пределы; неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц; применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации; превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением (заключенным, например, в рамках компетентной организации) предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства о нарушении противной стороной запрета использовать такие объекты для поддерживания военных усилий и когда они не находятся в непосредственной близости от военных объектов.
Стремительное совершенствование в XX в. военной техники и технологии уничтожения обусловило появление новых средств и методов ведения войны. Это такие виды оружия, как напалм, шариковые, кассетные, фосфорные и нейтронные бомбы, некоторые специальные виды мин и, конечно, оружие массового поражения, таящее в себе угрозу мирового конфликта с катастрофическими для земной цивилизации последствиями. Это такие приемы ведения военных действий, как «ковровые» бомбардировки населенных районов, уничтожение запасов продовольствия, посевов и лесонасаждений, плотин, дамб и других жизненно важных для мирного населения объектов.
Указанное обстоятельство вызвало пополнение международного гуманитарного права рядом новых запрещений бесчеловечных средств ведения войны. Так, в 1972 г. заключается Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия115, в 1977 г. — Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, наложившая запрет на применение в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству таких средств воздействия на экологические процессы которые влекут широкие, долгосрочные или серьезные последствия («погодная война», или «экологическая агрессия»)116, а в 1981 г. — Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие117.
Согласно прилагаемым к последней Конвенции дополнительным протоколам запрещается:
- применять любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (Протокол I)118;
- использовать против гражданского населения или отдельных гражданских лиц, а равно применять неизбирательно такие виды оружия, как мины, мины-ловушки и другие устройства смертоносного или разрушительного характера, приводимые в действие посредством дистанционного управления или автоматически по истечении определенного времени (Протокол II)119;
- подвергать нападению с применением зажигательного оружия гражданское население, отдельных гражданских лиц или гражданские объекты, а также те военные объекты, поражение которых в силу их расположения (в районе сосредоточения гражданского населения), применяемых средств доставки зажигательного оружия или других обстоятельств не позволяет ограничить зажигательное воздействие на военный объект и избежать или свести к минимуму случайные жертвы среди гражданского населения и повреждения гражданских объектов (Протокол III)120;
- превращать в объект нападения с применением зажигательного оружия леса или другие виды растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы сами являются военными объектами или используются для того, чтобы укрыть или замаскировать комбатантов, а также другие военные объекты (Протокол II).
- применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях исключительно или в том числе для того, чтобы причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы, то есть незащищенным органам зрения или имеющим приспособления для корректировки зрения (Протокол IV)121.
Особое место в ряду в ряду запретов известного рода оружия имеет запрещение применения противопехотных мин, которые порождают тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, убивая и калеча сотни людей во все мире, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей. Так, Конвенция о запрещении противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г. предполагает обязательства каждого государства-участника никогда и ни при каких обстоятельствах:
1. не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять, не передавать никому и не применять противопехотные мины;
2. не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению указанной деятельности122.
Национальные меры по осуществлению настоящей Конвенции должны включать в себя и применение уголовных санкций, чтобы предотвратить и пресечь осуществление запрещенной ею деятельности лицами, находящимися на территории государства-участника, под его юрисдикцией или контролем (ст. 9).
Можно привести еще немало законоположений, регламентирующих конкретные правила ведения войны, но все они базируются на неких общих исходных принципах, которым должны быть подчинены военные действия независимо от того, совершаются ли они при нападении или обороне, со стороны агрессора или государства, реализующего свое право на самооборону. Их уяснение немаловажно и для уголовно-правовой оценки военных действий. К числу таковых можно отнести следующие положения:
1. Единственной допустимой целью войны является стремление насильственным (военным) путем подавить сопротивление вооруженного противника.
2. Исходя из этого, в международном праве проводится различие между комбатантами123, под которыми понимаются не только личный состав регулярных вооруженных сил, но и лица, непосредственно участвующие в военных действиях (включая ополчение, партизанские отряды и т. п.), и нонкомбатантами, к которым относятся лица, не входящие в состав вооруженных сил, или не принимающие непосредственного участия в военных действиях (например, медицинский и другой обслуживающий персонал).
Отношение к первым складывается на основе компромисса между военной необходимостью и человечностью, а в отношении вторых действует общий принцип защиты гражданского населения от опасностей военных действий. Такой же подход принят в отношении военных и невоенных объектов нападения.
3. Из этого вытекает необходимость в безусловном запрещении одних и в ограничении права воюющих сторон на применение других средств и методов ведения войны.
В целях защиты гражданского населения запрещается применять оружие «неизбирательного характера», истребительная сила которого такова, что она не может быть направлена лишь на заранее установленные военные цели или результаты применения которого не поддаются контролю, равно как и нападения «неизбирательного характера», последствия которых не могут быть ограничены поражением лишь военных объектов.
В целях защиты комбатантов запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние страдания, нанести чрезмерные повреждения или делающие неизбежной смерть людей, выведенных из строя, а также имеющие предательский, коварный характер.
Для защиты таких жертв войны, как военнопленные, раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение, также устанавливаются определенные правила обращения, гарантирующие им элементарные права человеческой личности.
И наконец, для сохранения среды обитания человека запрещаются средства или методы ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить (или, как можно ожидать, причинят) обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.
Таким образом, право сторон вооруженного конфликта выбирать методы и средства не является неограниченным. При этом правила ведения военных действий столь жестки, а уровень криминализации пренебрежения ими столь высок, что при неукоснительном соблюдении всех этих требований любая война сегодня практически невозможна, а в случае пренебрежения ими преступна. Так не лучше ли обратиться к другим, мирным способам разрешения конфликтных ситуаций, даже если война видится «последним аргументом короля»? На самом деле любые войны рано или поздно заканчиваются миром, и тогда вступают в силу иные аргументы.
Видовым объектом военных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения боевых действий, ограничивающих жестокости войны.
Военные преступления включают в себя: применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356) и наемничество (ст. 359).
Применение запрещенных средств и методов ведения войны
(ст. 356 УК)
Объективная сторона ограничения в применении вооруженных сил для достижения целей войны представлена в российском УК следующими деяниями: 1) жесткое обращение с военнопленными или гражданским населением, 2) депортация гражданского населения, 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории, 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.
Нормы, регулирующие режим военного плена впервые были зафиксированы в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, принятой в 1899 г. на Первой конференции мира в Гааге. В 1949 г. была принята Женевская конвенция об обращении с военнопленными.
Военнопленными, согласно ст. 4 данной Конвенции, являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:
1. личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;
2. личный состав других ополчений, добровольческих отрядов и организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной территории (даже если эта территория оккупирована) или вне ее, если они: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, b) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак, с) открыто носят оружие, d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;
3. личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой;
4. лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца)#S;
5. члены экипажей гражданской авиации и судов торгового флота (включая капитанов, лоцманов и юнг) сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права;
6. население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
К серьезным нарушениям правил обращения с указанными лицами относятся: i) преднамеренное убийство; ii) пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; iii) преднамеренное причинение тяжелых страданий, серьезного увечья или ущерба здоровью; iv) принуждение военнопленного к службе в вооруженных силах неприятельской державы; v) лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство124.
На те же деяния указывает и ст. 147 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, добавляя к ним взятие заложников, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью, и незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица125.
К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта, т. е. не входящие в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и не принимающие непосредственного участия в боевых действиях.
Депортация (от лат. deportatio) – изгнание, высылка из государства. Некогда в праве этим термином обозначались особые виды ссылки, применявшиеся в качестве меры уголовного или административного наказания.
В рассматриваемом контексте депортация означает насильственное перемещение гражданского населения из района, в котором они законно проживают, в пределах оккупированной территории или за ее пределы, без каких бы то ни было оснований, допускаемых международным правом.
Депортацию следует отличать от разрешаемой нормами международного права полной или частичной эвакуации населения, если этого требует его безопасность или особо веские соображения военного характера.
Разграблением национального имущества на оккупированной территории считаются действия по крупномасштабному и произвольному (не вызываемому военной необходимостью) завладению оккупационной державой ценностями оккупированной страны с целью обращения их в свою пользу или в пользу третьих стран (например, союзнических) посредством перемещения с захваченной территории.
Например, ст. 11 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 октября 1970 г. определяет этот способ как принудительный вывоз и передачу права собственности на культурные ценности, «являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой».
Однако некоторые авторы полагают, что термин «разграбление»должен толковаться шире, нежели хищение, включая в себя и уничтожение или повреждение имущества оккупированной страны. В подтверждение этой позиции Н. Ф. Кузнецова ссылается на ст. 147 четвертой Женевской конвенции 1949 г., которая относит к международным преступлениям «незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью»126.
Однако присвоение не есть разрушение, – обоснованно возражает А. И. Бойко. Последнее также преступно, но в силу предельной лаконичности объективной стороны в описании российского законодателя оно не покрывается разграблением, а подпадает под запрещенные методы ведения вооруженного конфликта127.
Применение в вооруженном конфликте соответствующих средств и методов влечет уголовную ответственность по данной статье при условии их запрещения международным договором Российской Федерации.
К средствам ведения военных действий относится боеприпасы, оружие и иная военная техника, применяемые для уничтожения живой силы и материальных средств противника.
К запрещенным средствам ведения войны относятся:
- сплющивающиеся и разрывные пули, а также пули со смещенным центром тяжести и иные снаряды, способные причинить излишние повреждения, страдания или делающие неизбежной смерть людей, выведенных из строя (напалмовые, шариковые, кассетные, фосфорные и нейтронные бомбы);
- оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;
- зажигательное оружие, использование которого запрещено при наличии условий, указанных в Протоколе III к Венской конвенции 1980 г.;
- любые мины, мины-ловушки и другие устройства смертоносного или разрушительного характера, используемые против гражданского населения или применяемые неизбирательно;
- иное оружие «неизбирательного» действия, истребляющая сила которого такова, что она не может быть направлена лишь на заранее определенные военные цели;
- оружие, имеющие предательский, коварный характер и т. д.
Приведенный список запрещенных средств войны не является исчерпывающим, да его и не существует в международном праве, в связи с чем полное представление о такого рода запретах можно получить лишь из текста многочисленных конвенций.
Методы ведения военных действий – это способы и приемы применения оружия и использования средств ведения войны.
Запрещенными методами ведения военных действий являются:
- нападения «неизбирательного характера», последствия которых не могут быть ограничены поражением лишь военных объектов;
- превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;
- нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или приносит ущерб гражданским объектам;
- военные действия, способные причинить обширный, долговременный, серьезный ущерб природной среде и др.
Весьма полно запрещенные методы ведения войны представлены в Римском статуте, который помимо серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 г. включают в военные преступления и такие нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах, как:
i. умышленные нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;
ii. умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;
iii. умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;
iv. умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;
v. нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств;
vi. убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея более средств защиты, безоговорочно сдался;
vii. ненадлежащее использование флага парламентера, национального флага или военных знаков различия и формы неприятеля или ООН, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями, следствием которого является смерть лил причинение ущерба личности;
viii. перемещение, прямо или косвенно, оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию, или депортация или перемещение части населения оккупируемой территории в пределах границ или за пределы этой территории;
ix. умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, по историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;
x. причинение лицам, которые находятся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов, не оправданных необходимостью их медицинского, зубоврачебного или больничного лечения, не осуществляемых в их интересах и вызывающих смерть или серьезно угрожающих их здоровью;
xi. вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии;
xii. заявление о том, что пощады не будет;
xiii. уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда таковые настоятельно диктуются военной необходимостью;
xiv. объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны;
xv. принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны (даже если они находились на службе воюющей стороны до начала войны);
xvi. разграбление города или населенного пункта, даже если он захвачен штурмом;
xvii. применение яда или отравленного оружия;
xviii. применение удушающих, ядовитых или других газов, а также любых аналогичных жидкостей, материалов или средств;
xix. применение пуль, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека (таких, как оболочечные пули, твердая оболочка которых не покрывает всего сердечника или имеет надрезы);
xx. применение оружия, боеприпасов и техники, а также методов ведения войны такого характера, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые являются неизбирательными по своей сути в нарушение норм международного права вооруженных конфликтов, при условии, что таковые являются предметом всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к настоящему Статуту;
xxi. посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;
xxii. изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, представляющие собой грубое нарушение Женевских конвенций;
xxiii. использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил;
xxiv. умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями;
xxv. умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способа ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;
xxvi. набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях128.
К числу обязательных признаков рассматриваемого преступления относится обстановка его совершения – ситуация вооруженного конфликта.
Известны два вида таких конфликтов. Международным признается такое столкновение, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта, в силу чего его сторонами могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка129. Немеждународным является вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными отрядами и иными повстанцами. К таковому можно отнести гражданские войны, внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т. п.
Международный конфликт отличается прежде всего тем, что обе его стороны являются субъектами международного права, в то время как в военном конфликте немеждународного характера «воюющей стороной» признается лишь центральное правительство. Однако последнее также связано требованиями Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, от 8 июня 1977 г.130
Следовательно действие рассматриваемой статьи, несмотря на фигурирующее в ее названии запрещение «средств и методов ведения войны», распространяется на все вооруженные конфликты (в том числе и немеждународного характера).
Преступление признается оконченным с момента совершения любого из действий, предусмотренных ч. 1 ст. 356 УК.
Субъектами преступления могут выступать лица, достигшие возраста 16 лет и входящие в состав участников вооруженного конфликта (должностные лица органов военного управления, военнослужащие, командиры воинских формирований и др.).
Субъективная сторона данного преступления предполагает прямой умысел.
Квалифицированным видом данного состава является применение оружия массового поражения (ч. 2 ст. 356 УК).
Не называя конкретные виды оружия массового поражения, данная диспозиция очерчивает их круг путем указания на его запрещение международным договором Российской Федерации. С учетом этого к таким средствам относится химическое, биологическое, бактериологическое и токсинное оружие.
Так, стороны Женевского протокола 1925 г., считая, что запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов, равно как и всяких аналогичных жидкостей, веществ и процессов, было сформулировано в договорах, участниками коих является большинство держав мира, заявили что они признают это запрещение и соглашаются распространить его на бактериологические средства ведения войны131.
Что касается ядерного оружия во всех его модификациях, то в отсутствии абсолютного запрета на его применение господствующей остается доктрина неприменения ядерного оружия первыми.
В частности, 9 декабря 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН, в осознании того, что ядерное оружие способно погубить земную цивилизацию, принимает Декларацию о предотвращении ядерной катастрофы, провозгласившую, что государства и государственные деятели, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, совершат тягчайшее преступление против человечества. Любые доктрины, допускающие подобное решение несовместимы с нормами человеческой морали и высокими идеалами ООН.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 356 УК, окончено с момента фактического применения оружия массового поражения, независимо от последствий, наступивших в результате таких действий. Причем для квалификации по данной части достаточно и одноразового применения такого оружия. Ибо его разрушительные свойства многократно превосходят мощь обычных вооружений.
Наемничество
(ст. 359 УК)
В 1986 г. на сессии ЭКОСОС (Экономического и Социального Совета) ООН в Нью-Йорке была принята резолюция, осуждающая наемничество как угрозу международному миру и безопасности. Как отмечается в резолюции, наемничество - преступление против человечества. Оно противоречит основополагающим принципам международного права.
Объектом наемничества является мирное сосуществование государств и народов.
Объективная сторона наемничества отличается комплексом следующих действий: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.
Признаки наемника были впервые очерчены в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г., согласно ст. 47 которого наемник – это любое лицо, которое:
a. специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b. фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
c. принимая участие в этих действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантом такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
d. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
e. не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
f. не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил132.
Аналогичные признаки наемника фигурируют в ст. 1 Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятой 4 декабря 1989 г. на 44 сессии генеральной Ассамблеи ООН. Однако данная Конвенция дополняет это понятие, указывая в п. 2 ст. 1, что термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
a. специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
i. свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
ii. подрыв территориальной целостности государства;
b. принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
c. не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
d. не направлено государством для выполнения официальных обязанностей; и
e. не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия133.
Определение «наемник» в примечании к ст. 359 УК РФ реципировано из ст. 47 Дополнительного Протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям, а состав наемничества в целом имплементирован из Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.
В соответствии с нормами международного права наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного134.
Вербовка наемников состоит в подборе людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное вознаграждение.
Безуспешный поиск такого рода людей или приглашение их к участию, не приведшее к согласию, образуют покушение на данное преступление.
Обучение наемников заключается в целенаправленной тренировке, занятиях по овладению и использованию оружия, тактики ведения боя и других видах военной выучки.
Финансирование или иное материальное обеспечение наемников состоит в обеспечении их денежными средствами, а также обмундированием, экипировкой, оружием и боеприпасами, средствами связи и передвижения и т. п.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях есть привлечение их к конкретным боевым операциям, а равно отдача приказов, распоряжений и поручений по обеспечению акций военного характера.
Наемничество относится к формальным составам, считаясь оконченным с момента осуществления одного из указанных действий.
Субъектами наемничества могут быть любые физические лица, безотносительно к тому являются ли они гражданами воюющих или иных государств, либо лицами без гражданства.
Квалификационное значение в данном случае имеет лишь служебный статус лица. Если действия, образующие наемничество, совершаются лицом с использованием своего служебного положения, виновный должен отвечать по ч. 2 ст. 359 УК. Таковыми могут быть официальные представители государств, вооруженных сил и т. п.
Кроме того, в ч. 2 ст. 359 УК предусмотрена повышенная ответственность за вербовку, обучение, материальное обеспечение и использование в качестве наемников несовершеннолетних.
Участие самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях влечет ответственность по ч. 3 ст. 359 УК.
Субъективная сторона наемничества характеризуется прямым умыслом, при котором виновный осознает что занимается наемничеством (в любой из рассмотренных форм) и желает этого.
Действия самого наемника, согласившегося за плату участвовать в вооруженном конфликте, предполагают корыстные побуждения. В противном случае ответственность по ч. 3 ст. 359 УК исключается.
В этом смысле от наемников следует отличать добровольцев, которые изъявили желание принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, разделяя те ценности, за которые ведется эта борьба.