Оперативность реагирования на появление критических материалов
Одним из основных вопросов реагирования на критические материалы являются сроки, в которые такое реагирование должно быть осуществлено. Здесь в подавляющем большинстве случаев должен действовать принцип «чем быстрее, тем лучше». Длительное молчание может быть расценено общественностью как признание истинности выдвинутых обвинений.
Решение о применении того или иного метода реагирования на критический материал должно быть принято в течение суток на основании анализа имеющихся данных (тип СМИ, тип материала, характер сложившихся отношений с редакцией).
Если с редакцией СМИ имеются конструктивные отношения, то переговоры по факту произошедшего должны быть начаты в день появления критического материала.
Основным условием для своевременной фиксации критических материалов является проведение постоянного мониторинга содержания СМИ, который должен охватывать все официальные, общественно-политические и общесоциально ориентированные региональные издания с тиражом более 5 тыс. экземпляров, включая все районные
газеты, а также телеканалы и ведущие Интернет-сайты
Последние наиболее часто выпадают из поля зрения пресс-служб, хотя они обладают существенным ресурсом влияния на общественное мнение. Данные мониторинга должны ежедневно попадать в распоряжение ответственных лиц.
При размещении материалов, направленных на минимизацию негативного эффекта от критической публикации, необходимо иметь в виду, что даже крупный информационный повод имеет резонанс в СМИ в течение 5-6 дней, затем он вытесняется другими новостями. В тожевремя необходимо учитывать, что каждое СМИ имеет
1) достаточно конкретно очерченную целевую аудиторию (особенно это касается районных СМИ и сайтов сети Интернет). Поэтому компенсировать негативный эффект от критической публикации стоит не столько опровергая ее удержание (что невольно увеличит количество граждан,
информированных о конкретном негативном прецеденте), только давая позитивную информацию о работе организации в целом и в этом контексте опровергая имевшую место критику.
В рамках борьбы с последствиями появления критических материалов необходимо осуществлять оперативное реагирование на обращения за комментариями представителей других СМИ, у которых может возникнуть такая заинтересованность. Отсутствие либо долгое ожидание официальной информации от пресс-службы порождает осипну для слухов и домыслов, которые приводят к разрастанию инцидента. При этом все комментарии должны исходить от специально уполномоченных на это лиц, то есть даваться через пресс-службы.
Именно компетентность и быстрота реагирования являются залогом успеха в работе организации со СМИ, и, следовательно, и с общественным мнением.
4. Методы профилактики появления критических материалов
Профилактика появления критических материалов является одной из основных целей работы пресс-служб со
средствами массовой информации. Задачи этой деятельности можно разделить на следующие части (этапы):
1. Осуществление мониторинга информационного пространства с целью выявления «недружественных СМИ»,
журналистов, потенциальных заказчиков негативной информации об организации, критиков ее работы и т.д. Стоит отметить, что потенциальными заказчиками рассматриваемых материалов могут выступать следующие субъекты, к анализу деятельности которых необходимо подойти с особой ответственностью:
- быстро накапливающие капитал бизнесмены и предприниматели, претендующие на место в элите;
♦ чиновники и доверенные лица руководителей региональных органов исполнительной власти, имеющие скрытую оппозиционную ориентацию либо стремящиеся к полному контролю над информационной ситуацией;
- руководители правозащитных организаций, получающих финансирование из-за рубежа (как правило, в виде грантов).
2. Создание стратегии работы пресс-службы, ориентированной на работу с критическими материалами.
3. Осуществление комплекса мер, направленных на работу с теми каналами и источниками информации, из которых появление критических материалов наиболее вероятно.
4. Оценка эффективности осуществленных мер с целью выявления наиболее целесообразных методов работы
с каналами средств массовой информации. Систематизация накопленного опыта для выработки наиболее оптимальных форм работы в дальнейшем.
Стоит подчеркнуть, что профилактика — особенно эффективное мероприятие по работе со СМИ на предмет предотвращения появления и выхода в свет критических материалов. Объясняется это следующими причинами:
1. Предотвратить появление критического материала — значит не допустить его обнародования и распространения среди населения (общественное обсуждение и т.п.). Это
означает, что широкие слои населения не получают доступа к негативной информации и, следовательно, общественное мнение не изменяется в сторону ухудшения.
2. Предотвращение публикации критических материалов является менее ресурсоемким процессом, нежели опровержение уже обнародованной информации. Заниматься профилактикой проще, нежели бороться уже с существующими среди населения критическими мнениями в отношении работы конкретной организации.
3. Появление критических материалов в СМИ при определенных условиях способно нанести значительный вред
имиджу организации либо ее отдельных представителей.
За счет профилактической работы можно добиться того, чтобы в СМИ появлялось меньше компрометирующих сведений.
4. Взаимодействия со СМИ, построенные на принципах взаимного уважения, способствуют повышению уровня доверия к организации со стороны самих сотрудников средств массовой информации. Это может выражаться, например,
в более частом размещении позитивной информации о ее деятельности в СМИ, помощи пресс-службам в подготовке
и составлении материалов.
5. Профилактика способствует установлению контакта и конструктивных взаимодействий с главными редакторами,
ответственными лицами, менеджерами, собственниками СМИ. Эта работа будет полезна в случае возникновения потребности задействовать указанные («отработанные»)СМИ для публикации своих материалов, а также для предотвращения информационных инцидентов и их последствий.
6. Проведение профилактической работы позволяет создать и укрепить личный контакт представителей организации и СМИ. В данном случае вставать в оппозицию к такой структуре для многих журналистов станет гораздо более сложной задачей, нежели при отсутствии такого контакта. В результате этого произойдет уменьшение потенциальной опасности публикации критических материалов в СМИ. Отметим, что в случае осознания «близости» организации у работников СМИ значительно в меньшей
степени выражено желание конфликтовать с ней путем публикации заведомо ложных данных.
Обозначим методы профилактики появления критических материалов в СМИ:
1. Административное воздействие.
Подчеркнем, что эффективность профилактической работы в значительной степени повысится в случае создания конструктивных взаимодействий руководства пресс-службы с должностными лицами органов власти и управления региона и руководителями средств массовой информации. Инициатива в этом вопросе зачастую негласно отводится представителям органов власти и управления, однако в случае повышения активности со стороны представителей заинтересованных в сотрудничестве организаций эффективность этой работы может в значительной степени повысится. Представителям пресс-служб необходимо самостоятельно работать со СМИ и в случае необходимости совместно с органами власти и управления воздействовать на региональные и местные средства массовой информации. Сам факт участия высших должностных лиц в переговорах по факту появления критического материала в СМИ является достаточно весомой мерой, существенно влияющей на их исход.
2. Личный контакт.
Добиться значительных результатов в проведении профилактической работы можно за счет личного контакта руководителей организации, чьи интересы обеспечивает пресс-служба, и СМИ. Следует отметить, что региональные, в особенности районные, СМИ зачастую сами заинтересованы в конструктивных взаимодействиях с представителями внешней общественности, которое может выражаться в опубликовании материалов, специально подготовленных пресс-службой. Во многих случаях они готовы не только разместить материал, но и помочь в его составлении. О формах возможного взаимодействия можно договариваться при условии личного взаимодействия, обязанности которого, как правило, возлагаются на руководителей пресс-служб. Отметим, что появление в СМИ значительного количества позитивных материалов об организации
позволит минимизировать влияние критических и проблемных материалов на общественное сознание.
3. Событийная коммуникация.
Использование в профилактической работе таких мероприятий, как брифинги, пресс-конференции, праздники, презентации, совместные целевые поездки, позволяют создать образ открытых для общественного внимания структур. Традиционно считается, что все крупные общественные институты ориентированы на информационную закрытость. Такое мнение, в свою очередь, приносит значительные имиджевые потери и формирует негативное отношение к сотрудникам учреждения со стороны значительной части населения. Для разрушения этих стереотипных установок необходимо активнее использовать перечисленные выше инструменты событийной коммуникации («ивент менеджмент»). При правильной организации и проведении совместных акций со СМИ в значительной степени сокращается опасность появления критических материалов и одновременно увеличивается число позитивных упоминаний об организации в прессе, вследствие чего улучшается отношение к институту среди основной части населения.
4. Координация совместных действий.
Это положение во многом является продолжением предыдущих пунктов и основано на налаживании конструктивных взаимодействий руководства СМИ и руководства организации. Выражаться оно может в проведении совместных консультаций с представителями СМИ в форме встреч, как индивидуальных, так и в расширенных группах. Эта работа может выступать в качестве дополнительного информационного повода и, соответственно, способствовать улучшению общего имиджа организации. Еще раз подчеркнем, что значительная часть СМИ сама желает получать информацию о работе максимально большого числа организаций и объединений, играющих мало-мальски значимую роль в общественной жизни. В связи с этим, осознание руководством СМИ того факта, что они работают для одной цели вместе с организацией, позволит резко повысить эффективности использования ресурсов СМИ.
Даже при условии исходной оппозиционности либо «независимости» ряда средств массовой информации создание практики координации совместных действий позволит в значительной степени предотвратить появление критических материалов.
5. Рассылка собственной информации и пресс-релизов.
Этот метод профилактики позволяет снизить возможность появления в СМИ критических материалов, так как многие СМИ в большей степени хотели бы взаимодействовать, а не идти на конфликт с другими субъектами социального пространства. Реализация данных мероприятий позволяет снизить возможность появления оплаченных заказных материалов, ставящих своей целью дискредитировать какую-либо организацию в общественном сознании, так как ответственные лица СМИ в большей степени будут задумываться о своей политике по отношению к ней.