Дескриптивная модель воздействия власти по Картрайту и Кипнису

Дескриптивная модель воздействия власти по Картрайту и Кипнису - student2.ru 1. Мотивация власти: 2. Сопротивление объекта власти

Дескриптивная модель воздействия власти по Картрайту и Кипнису - student2.ru Актуальные потребности,

удовлетворение которых возможно

только в случае соответствующего

поведения партнера.

3. Источники власти

Личностные: ум, физическая сила,

красота, обаяние.

Институционные: экономические,

правовые, силовые,

Дескриптивная модель воздействия власти по Картрайту и Кипнису - student2.ru ролевые полномочия.

4. Внутренние барьеры 5. Средства воздействия

Дескриптивная модель воздействия власти по Картрайту и Кипнису - student2.ru Боязнь ответных мер, Убеждение, вознаграждение,

ценности, затраты, угрозы, насилие, принуждение,

недостаточная уверенность изменение окружающей обстановки.

Дескриптивная модель воздействия власти по Картрайту и Кипнису - student2.ru Дескриптивная модель воздействия власти по Картрайту и Кипнису - student2.ru в себе, институционные

нормы, культура.

Дескриптивная модель воздействия власти по Картрайту и Кипнису - student2.ru 6.Реакции объекта воздействия 7.Последствия для применяющего власть

Уступки, послушание, субъекта

внутреннее согласие, Изменение потребностного состояния,

потеря самоуважения, ощущение своей власти,

уважение к обладающему новый образ объекта воздействия,

властью субъекту. изменение ценностей.

Существует власть легитимная (от лат. legitimus – законный)

нелигитимная.

Легитимная власть – власть, которая принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям, а не навязанная силой.

В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер. Не­мецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооп­равдании, признании и поддержке.

М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства (власти).

ТИПЫ (СИСТЕМЫ) ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСПОДСТВА ПО М. ВЕБЕРУ

  Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Какие правила (нормы) положе­ны в основу Рационально-разработанные правила Патриархаль­ные или сословные нормы  
Глава системы (тип «господина») Избранное должностное лицо или коллегиальный орган Монарх или религиозный советник Пророк, военачальник, демагог, лидер
Источник авторитета главы системы Делегирование на основе принципа большинства Традиция или передача по наследству Эмоциональное доверие «свиты» к харизматическому лидеру
Форма легитимности системы Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм Вера в уста­новленный порядок вещей Аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества харизмати­ческого лидера и в выдвигаемые им ценности
Доминирующий тип социального поведения Инструментальное или целерациональ-ное социальное поведение Традиционное социальное поведение Эмоциональное социальное поведение

Описанные типы легитимности в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют, усиливают друг друга.

Доминирование того или иного типа легитимности связано с типом существующего режима

Так, харизматическая власть харак­терна для авторитарных систем, тогда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона.

В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию легитимности, которая дает возможность измерить легитимность эмпирическим путем.

Д. Истон и его последователи утверждают, что условием леги­тимности политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Ле­гитимность в их представлении это «степень, в которой члены по­литической системы воспринимают ее как достойную своей под­держки». Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Ис­тону провести различие в типах поддержки как по объекту и содер­жанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специ­фическую легитимность.

Диффузная легитимность представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущест­венно аффективную (эмоциональную) поддержку идеям и принци­пам политической власти, независимо от результатов ее деятель­ности.

Специфическая легитимность ситуативна, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует.

Выделяют 3 уровня легитимности власти:

Идеологический уровень базируется на соответствии власти конкретному типу социализации в определенном обществе. Проявляется в том, в какой степени массы доверяют знаниям, профессионализму тех, кто ними руководит. Источник легитимности – идеологические ценности.

Структурный уровень присущ достаточно стабильным обществам, в которых власть сформирована и действует на основе установленных правил. Правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Источник легитимности – специфические политические структуры.

Персонализированный уровень связан с конкретной личностью, деятельность которой одобряется народом. Источник легитимности – личный авторитет правителя.

Власть – сложный общественный феномен, который проявляется на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни, и в значительной степени детерминирована социально-психологическими особенностями ее носителей.

Власть – это возможность и способность одних влиять на других, используя для этого средства насилия, принуждения, право или авторитет.

Наши рекомендации