Аккад. Шумеро-Аккадское царство 4 страница
Лишь в конце среднеэлладского периода положение в Балканской Греции начало постепенно изменяться. Полоса длительного застоя и упадка сменилась полосой нового экономического и культурного подъема. Возобновился прерванный в самом начале процесс классообразования. Внутри ахейских племенных сообществ выделяются могущественные аристократические роды, обосновавшиеся в неприступных цитаделях и тем самым резко обособившиеся от массы рядовых соплеменников. В руках племенной знати концентрируются большие богатства, отчасти созданные трудом местных крестьян и ремесленников, отчасти захваченные во время военных набегов на земли соседей. В различных районах Пелопоннеса, Средней и Северной Греции возникают первые и пока еще довольно примитивные государственные образования. Таким образом, сложились предпосылки для формирования еще одной цивилизации эпохи бронзы, и начиная с XVI в. до н. э. Греция вступила в новый, или, как его обычно называют, микенский, период своей истории.
Формирование микенской цивилизации. На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Все это не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой "варварской" стране.
Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV-XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла и сложилась, охватывая весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общими для всей этой зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.
Социально-экономическая структура.Сооружение таких грандиозных построек, как гробница Атрея или Тиринфская цитадель, было невозможно без широкого и планомерного применения подневольного труда. Для того чтобы справиться с такой задачей, необходимы были, во-первых, наличие большой массы дешевой рабочей силы, во-вторых, достаточно развитый государственный аппарат, способный организовать и направить эту силу к выполнению поставленной цели.
До недавнего времени внутренняя структура ахейских государств Пелопоннеса оставалась загадкой для ученых, так как в решении этого вопроса они могли полагаться лишь на археологический материал, добытый путем раскопок. После того как двум английским лингвистам М. Вентрису и Дж. Чедвику удалось в 50-х годах найти ключ к пониманию знаков линейного слогового письма на табличках из Кносса и Пилоса, в распоряжении историков появился еще один важный источник информации.
В это время в Греции уже существовало рабство и труд рабов широко применялся в различных отраслях хозяйства. Основную массу трудящегося населения составляли в микенских государствах, как и на Крите, свободные или, скорее, полусвободные крестьяне и ремесленники. Формально они не считались рабами, но свобода их носила весьма относительный характер, так как все они находились в экономической зависимости от дворца и облагались в его пользу различными повинностями, как трудовыми, так и натуральными.
Троянская война. Угасание микенской цивилизации.Напряженные отношения, существовавшие между ахейскими государствами на протяжении почти всей их истории, не исключают, однако, того, что в отдельные моменты они могли объединяться для каких-нибудь совместных военных предприятий. Примером такого предприятия может служить знаменитая Троянская война, о которой повествует Гомер.
Троянская война была лишь одним, хотя, по-видимому, и наиболее значительным из проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье. В течение XIV-XIII вв. до н. э. многочисленные ахейские поселения (на них указывают большие скопления типично микенской керамики) появились на западном и южном побережьях Малой Азии, примыкающих к ним островах - Родосе и Кипре - и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного моря. Повсюду в этих местах микенские греки перехватывают торговую инициативу из рук своих предшественников минойцев.
В конце XIII в. племенной мир всего северобалканского региона в силу каких-то неизвестных нам причин пришел в движение. Огромная масса варварских племен, включавшая в себя как народы, говорившие на различных диалектах греческого языка (сюда входят дорийский и близкий к нему западногреческий диалекты), так, по-видимому, и народности негреческого, фракийско-иллирийского происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась на юг, в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. Маршрут, по которому шло вторжение, отмечен следами развалин и пожарищ. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Погиб в огне пожара Пилосский дворец. Само место, на котором он стоял, было предано забвению. Серьезно пострадали, хотя, по-видимому, и не были захвачены, цитадели Микен и Тиринфа. Хозяйству микенских государств был нанесен непоправимый ущерб. Об этом свидетельствует быстрый упадок ремесла и торговли в районах, наиболее пострадавших от вторжения, а также резкое сокращение численности населения. Таким образом, на рубеже XIII-XII вв. микенская цивилизация перенесла страшный удар, после которого она уже не смогла оправиться.
- Дорийское завоевание древней Греции.
История дорийцев была такова. В XV—XIII веках до нашей эры на юге современной территории Греции возникла мощная развитая цивилизация - ахейские государства, центром готорых являлся город Микены. В течение этого периода ахейцы колонизировали множество островов Эгейского моря, дошли до Родоса и Кипра и вплотную подступили к границам Малой Азии. В конце XIII века произошла война между ахейскими народами и империей хеттов, занимавших малоазийское побережье, закончившаяся полным завоеванием хеттов. Несколько лет спустя ахейцы объявляют войну Троянскому царству - своему бывшему торговому партнеру и основному экономическому конкуренту. Ахейские войска под предводительством Агамемнона одержали блестящую победу, которая послужила сюжетом для великих сочинений Гомера.
Однако через сто лет, в середине XII века до нашей эры, ахейцы и сами подвергнулись нападению. С севера Балканского полуострова на территорию ахейцев вошли объединенные войска дорийцев и родственных им племен, говоривших на западно-греческих диалектах. Дорийское завоевание привело к падению столицы ахейцев - города Микен и постепенному исчезновению ахейской культуры. Дорийцы стояли на более примитивной ступени развития, однако, в отличие от ахейцев, обладали тайной обработки железа и изготовления из него оружия, что и послужило решающим преимуществом в их победе.
Дорийцы были фактически античными варварами. Они уничтожили большинство значимых достижений ахейской цивилизации, уничтожили многие богатые города. Конец XII века до нашей эры, таким образом, стал рубежом гибели эгейского искусства и цивилизации.
Однако память об этой великой цивилизации не исчезла. Столетия спустя древние эллины не только хранили память о наследии своих предшественников, но и восприняли их религиозные и мифологические представления. Художественные школы ахейцев оказали сильное влияние на дорийских мастеров, особенно в области обработки керамики. Однако в общем после дорийского нашествия культура античного мира была отброшена на несколько столетий назад. Прервались и торговые связи с другими древними цивилизациями, прежде всего египетскими и малоазийскими. Вскоре была утрачена и письменность.
Произошедшее в конце XII века дорийское завоевание кардинально изменило схему расселения античных народностей в Средиземноморском регионе. Успешные военные походы дорийцев позволили им завоевать весь Пелопонес, а также острова Эгейского моря, в том числе легендарный остров Крит.
Преследуемые дорийцами ахейцы бежали на отдаленные острова, в Малую Азию и на Кипр. Часть ахейского народа переместились в районы Средней Греции, неподконтрольные воинственным дорийцам.
Свободная от дорийского влияния Средняя Греция была населена ионийцами и эолийцами, находящимися, как и дорийцы, на последнем этапе первобытно-общинного строя.
- Античный полис.
Процесс исторического развития греческого общества в VIII-VI вв. до н. э. протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. В таких мелких общественных и государственных образованиях появлялись более благоприятные возможности для создания рациональной и динамичной экономики, более сложной социальной структуры, разнообразных политических учреждений и высокой культуры. Общим результатом этого процесса было появление на территории Балканской Греции, Великой Греции и в Причерноморье нескольких сотен мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей. Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.
Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами.
Каковы эти общие черты, сущность и наиболее характерные основы греческого полиса в его обобщенном виде? Внутреннее содержание полиса нельзя сводить только к определенному государственному устройству и системе духовных ценностей. Независимо от размеров каждый греческий полис представлял собой общество во всем многообразии его сторон, с определенной экономической системой, социальной структурой, политической организацией и сложным комплексом культуры.
По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 кв.км (1/5 Московской области), а население - около 150-200 тыс. человек. Полис афинян имел общую территорию около 2500 тыс. кв.км с населением в 120-150 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30-40 кв.км и с населением в несколько сотен человек, как, например, фокидский полис Панопей (на границе с Беотией).
Однако наиболее распространенный тип греческого полиса имел территорию порядка 100-200 кв.км, т. е. 10х10 или 10х20 км с населением в 5-10 тыс. человек, включая женщин, детей, иностранцев и рабов, полноправных мужчин-воинов могло быть от 1 до 2 тыс. человек. "Население полиса, - писал Аристотель, - должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать". В центре полиса находился город. "Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки... Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым". Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности.
Типичный греческий полисбыл крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт (гавань Фалеры была расположена в 5 км от Афин). Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство.
Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов.
Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья. Поэтому возникала необходимость их приобретения в других местах. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса. Сельские жители везли на рынок вино, масло, зерно, шерсть, чтобы купить там орудия труда, ткани, одежду, кожу и другие необходимые для жизни изделия. Полисная экономика открывала большие, чем на Востоке, возможности для развития товарных отношений, а стало быть, накопления богатств, появления крупных поместий в сельской местности и больших ремесленных мастерских в городе, использующих рабов.
Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом.
Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой. Однако по мере усложнения полисной экономики, развития товарно-денежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций численность рабов в полисах возрастает.
Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса.
Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены.
Гражданский коллектив полиса был неоднородным. Укрепление товарных отношений усиливало имущественную и социальную дифференциацию гражданского коллектива, приводило к его расслоению и ослаблению. Для поддержания некоторого единства граждан полисные власти принимали ряд мер. Этими мерами были наделение участками потерявших землю граждан, введение земельного максимума, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах.
С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.
В полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде всего, своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека. Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем и осуждение накопительства богатства.
В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город - и он превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.
Описанные выше наиболее общие черты свойственны в той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии. Образцом такого типа является Лакедемон, или Спарта. Другой тип представлял собой общество и государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины.
Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для развития экономики, общественных отношений, политических учреждений, блестящей греческой культуры, открывшей одну из самых ярких страниц в истории мировой цивилизации.
- Особенности возникновения и развития спартанского общества и государства.
Другим полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта. В основе возникновения государствa в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.
Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII - VII вв. до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области - Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.
Завоевание привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю - основное в тех условиях средство производства - и рабов. Вместе с ней возникла и четкая классовая дифференциация - спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в рабов или неполноправных граждан.
Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя - два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание. Но она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно возникла потребность в организации политической власти, не совпадающей со всем населением, обеспечивающей незначительной его части господство над массой порабощенных.
В то же время необходимость господства над порабощенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала единения спартиатов, сохранения некоторых элементов родоплеменной общности. Этому благоприятствовали и аграрный характер хозяйства Спарты, известная изоляция территории страны, замкнутой горными хребтами, что препятствовало развитию внешней торговли и товарно-денежных отношений. Совокупность этих обстоятельств обусловила сохранение значительных элементов военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общества.
Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено. Считается, что ретра относится к VIII-VII вв. до н.э., а окончательно "ликургов строй" сложился к концу VII - началу VI в. до н.э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась решить две основные задачи - обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.
- Обазование Афинского полиса. Эвпатриды и демос.
Временем расцвета афинского полиса и демократии обычно считают V век до нашей эры, связывая его с именем афинского стратега Перикла (около 490-429 до нашей эры). Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) сначала способствовали расцвету афинского полиса и демократии. Однако, в действительности V век до нашей эры оказался концом демократии в Афинах. Перикл отличался крайним честолюбием, авторитарностью, был довольно посредственным военачальником и непревзойденным в искусстве демагогии. Он был лидером народной партии пятнадцать лет подряд, вплоть до своей смерти в 429 году до нашей эры. Перикл назывался главным стратегом и наделялся особыми полномочиями: созывать и распускать экклессию, булэ, гелиэю и другие коллегии, распоряжаться казной, иметь телохранителей и др. Перикл провел серию законов, имевших целью, как декларировалось, расширение демократии. Был лишен своих привилегий ареопаг. Была введена плата за исполнение государственных должностей, прежде считавшихся почестью за участие в народном собрании. Этим законодатель стремился привлечь к управлению полисом как можно более широкие слои общества, включая земледельцев и ремесленников с невысокими доходами. Однако последствия оказались совершенно противоположными.
Именно с этого времени распространились такие пороки демократии, как взяточничество, подкуп должностных лиц, лоббирование, подкуп голосов избирателей и судей и т.п. Собственно говоря, раздача денег при входе на собрание оказывалась подкупом голосов в интересах Перикла. Затем была установлена плата за службу в армии, которая прежде считалась священным долгом каждого гражданина. Предполагалось, что эта мера усилит армию, привлечет в ее состав самую деятельную часть общества и компенсирует потери ежедневных доходов. Но и здесь результат оказался отрицательным. Именно с этого времени стал исчезать характерный для полиса патриотизм, афинские граждане стали уклоняться от службы в армии, стали нанимать заместителей. Не ограничившись этим, Перикл ввел феорикон, так называемые «зрелищные деньги», которые раздавались демосу для посещения театров, ипподромов и прочих мест массовых зрелищ. Это было уже, очевидно, популистской мерой, рассчитанной на усиление влияния Перикла среди демоса. Кроме того, совершение подобных ежедневных выплат превратило Перикла в бесконтрольного распорядителя государственной казны, которая прежде являлась неприкосновенной.
Феорикон оказался еще более разрушительным для полисных устоев: распространилась праздность; труд, общественно значимая деятельность перестали считаться добродетелью. При Перикле экклессия была поставлена над всеми законодательными, судебными и контролирующими институтами. Общество стало регулироваться не законами, а постановлениями народных собраний, в которых Перикл всегда получал необходимое ему большинство голосов. В сущности, экклессия маскировала авторитарное управление, а демократия вырождалась в демагогию. Личные мотивы всегда оставались ведущими в деятельности Перикла. Еще в начале его политической карьеры общество было взбудоражено бракоразводным процессом. По старым законам Афин Перикл подлежал лишению должностей и бесчестью – атимии. Однако Перикл добился признания «законности» своего развода. Вслед за этим народное собрание вынуждено было заниматься новым скандальным делом – признанием законности второго брака Перикла с гетерой Аспасией, а затем – и делом о законорожденности его сына от Аспасии.
Даже невиданная по масштабам строительная деятельность не может быть поставлена в заслугу Периклу. На строительство Афинского акрополя были истрачены 3700 талантов серебра. Государство было поставлено на грань банкротства, но Перикл превратился в самого богатого гражданина Афин. Растрачены были деньги не только самих Афин, но и союзников, что стало причиной Пелопонесской войны Афин 431 – 404 годов до нашей эры. В ходе этой войны умер от эпидемии Перикл и пала афинская демократия.
Господство эвпатридов. Таким образом, эвпатриды стали полновластными господами в Аттике: они исключительно занимали все жреческие и государственные должности, в их руках было толкование божественных и человеческих законов. Эвпатриды же судили по своему усмотрению и произволу, пользуясь тем, что писаных законов не было, а дела решались на основании обычаев и отцовских преданий, которые знали и могли толковать одни только эвпатриды. В руках же эвпатридов была большая часть земли и капиталов. Пользуясь своею властью и силой, эвпатриды угнетали демос. Если они и при царях имели влияние на государственные дела, то цари, как верховные покровители народа, были защитниками простых и бедных граждан против всяких притеснений со стороны эвпатридов. У архонтов же бедным гражданам трудно было найти защиту, так как они, принадлежали сами к евпатридам и были ответственные пред ними; действовали, естественно, в их интересах. Между тем бедные граждане были тем более во власти эвпатридов, за неуплату долгов часто попадали к ним в рабство. Причиной тому были жестокие постановления о долговых обязательствах, существовавшие в Афинах, как и везде почти в древнем мире. В силу этих законов несостоятельный должник становился рабом своего заимодавца, кроме того, занимающий имел право закабалить себя и даже детей своих кредитору. Таким образом, многие из бедных отдавали евпатридам под залог - сначала свои земли, а потом и свое тело, и тело других лиц своего семейства. Число свободных собственников все более и более уменьшалось.