Москва — центр объединения русских земель
Княжества Северо-Восточной Руси. Результатом монголо-татарского нашествия и установившегося ига стало то, что дальнейшее развитие отдельных русских княжеств пошло различными путями. Западнорусские земли (Полоцкое, Турово-Пинское, позже Смоленское княжества) не смогли противостоять натиску возникшего в XIII в. Литовского государства. В XIV—XV вв. они оказались в составе Великого княжества Литовского. Не смогли сохранить независимость и земли Юго-Западной Руси. Владения потомков Даниила Галицкого были поделены в середине XIV в. между Литвой и Польшей. К Великому княжеству Литовскому отошел и Киев. Лишь в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси продолжали существовать самостоятельные княжества, находившиеся, однако, в вассальной зависимости от Золотой Орды.
Постепенно в Северо-Восточной Руси выделяются самые крупные и сильные княжества — Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром Руси считалось Владимирское великое княжество со столицей Владимир-на-Клязьме. Ярлык хана Золотой Орды на это княжение давал его обладателю верховную власть над всеми княжествами северо-востока и северо-запада (Новгород Великий и Псков). Однако фактически все княжества северо-востока, так же как и Новгород, и Псков, оставались самостоятельными государствами.
Княжества заключали между собой договоры — о границах, торговле, решении спорных дел, выдаче беглых крестьян и холопов, о взаимной военной помощи, общей линии во внешних делах. Споры и усобицы между правителями, нарушения договоров и взаимные нападения были явлением постоянным.
Недоразумения между правителями нередко улаживали с помощью старших или нейтральных князей и духовных владык. В этом плане большую роль играли русские митрополиты, перешедшие в конце XIII в. из Киева во Владимир, а в XIV в.— в Москву. Митрополиты Кирилл, Петр, Алексей и другие владыки олицетворяли сохранявшееся, несмотря на раздробленность, духовное (религиозное) единство Руси. При отсутствии политического, государственного единства это имело весьма важное значение — митрополиты, архимандриты, епископы как бы собирали воедино помыслы и стремления русских людей, отделенных друг от друга границами княжеств, враждовавших нередко между собой. Они часто мирили князей, как это делал, к примеру, Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря.
Земли каждого княжества состояли из городов и волостей. Ими управляли княжеские бояре и слуги — наместники и волостели, сидевшие в них обычно по году или по два на «кормлении»: собирая подати в великокняжескую казну, они сами содержались — «кормились» за счет горожан и крестьян.
В княжествах правители вели все дела с помощью Боярской думы — совета из бояр. Бояре также возглавляли управление теми или иными «путями» — отраслями дворцового хозяйства, отсюда их наименование — «путные бояре» (пути конюший, сокольничий, стольничий, ловчий, чашничий; соответствующие им должности, ставшие позднее чинами,— конюший, стольник, чашник и др.).
Борьба за первенство.Между княжествами развернулась борьба за первенство на Руси. По существу, речь шла о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. Формой этой борьбы в первой половине XIV в. стала схватка между правителями крупнейших княжеств за титул великого князя владимирского. Получивший его князь присоединял к своим владениям богатые земли Владимирского княжества, получал большие доходы с Новгорода и считался первым среди других князей. Судьба великого княжения владимирского зависела от воли золотоордынского хана.
Наиболее развитым и сильным княжеством в начале XIV в. стало Тверское. Именно в Твери появился первый в послемонгольской Руси каменный храм. Тверской правитель Михаил Ярославич, племянник Александра Невского, в 1304 г. получил от хана ярлык на великое княжение владимирское. Однако вскоре на арену борьбы за политическое лидерство выдвигается Москва. Александр Невский завещал Москву младшему сыну Даниилу. При нем она стала столицей княжества, самого, пожалуй, захудалого и незавидного на Руси. Однако на рубеже XIII и XIV столетий его территория заметно расширяется: в нее включают Коломну (1300 г.) и Можайск (1303 г.) с их землями, захваченными полками Даниила и его сына Юрия. По завещанию князя Ивана Дмитриевича, без-детного внука Александра Невского, к Москве переходит Переяславское княжество.
Юрий Данилович, ставший московским князем после смерти отца в 1303 г., начал борьбу с Михаилом Ярославичем за владимирский престол. В 1317 г. ему удалось, женившись на сестре хана Золотой Орды Узбека, получить ярлык великого князя владимирского. Со своей дружиной и татарским отрядом Юрий двинулся против Твери, но потерпел поражение. В плен к тверскому князю попала жена Юрия, сестра хана. Вскоре она умерла, и московский правитель обвинил Михаила Ярославича в ее отравлении. Тверской князь был вызван в Орду и после суда казнен в 1318 г. Но схватка за власть не окончилась. Вскоре Юрий потерял доверие Узбека. Сын Михаила Ярославича Дмитрий в 1325 г. в Орде зарубил московского князя. Разгневанный этим самосудом Узбек приказал казнить Дмитрия, но ярлык на великое княжение владимирское дал его брату Александру. Московским князем стал брат Юрия Иван Данилович, по прозвищу Калита.
Все эти годы на Руси царило, по словам летописей, «смятение» —
города и села грабили и выжигали ордынские и свои же русские отряды.
В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынского отряда во главе с Чол-ханом. Поводом к нему стала стычка на торгу — татарин отобрал лошадь у местного дьякона, и тот призвал на помощь земляков. Сбежался народ, зазвучал набат. Собравшись на вече, тверичи вынесли решение о восстании. Они со всех сторон бросились на насильников и угнетателей. Чол-хан и его приближенные укрылись в княжеском дворце, но его подожгли вместе с ордынцами. Немногие оставшиеся в живых бежали в Орду.
Узбек двинул против Твери татарский отряд и приказал присоединиться к нему русским князьям со своими войсками. Активное участие в походе принял московский князь Иван Калита. Огнем и мечом прошли каратели по тверским землям. Александр Михайлович бежал в Псков, потом в Литву. После тверского восстания Узбек решил разделить великое княжение владимирское на две части: московский князь получил Новгород и Кострому. Владимир, Нижний Новгород и Городец отошли под власть еще одного великого князя владимирского — Александра Васильевича, правителя Суздаля. Лишь после его кончины в 1332 г. Иван Калита получил наконец ярлык на все владимирское княжение.
Вопрос №14
Таким образом, обязательным признаком дурного правителя, будь то Иван Грозный или Лжедимитрий, является приверженность к «забавам». Материалы и этого источника, а именно «Истории Государства Российского», подтверждают как идею аскетизма древнерусской духовной культуры, ее идеалов, так и мысль о происхождении «прохлады» путем «опускания» из сферы сакрального в сферу профанного. Отсюда в российском менталитете допетровских времен - постоянная подозрительность по отношению к развлечениям как к чему-то, претендующему на место сакрального.
Итак, русская культура XVI-XVII веков - ив своих духовных «высях», и на уровне обыденного сознания - готовит новую культурную парадигму. Однако, действительно, к этому времени уже складывается «архетип русской духовной жизни», легший в основу дальнейшего развития российской культуры. Западная культура - это культура успеха (лидерства, достижения). Русская культура- это культура достоинства: «не в силе Бог, но в правде». И недаром, как уже отмечено многими исследователями, национальными символами становились не военные победы, но сражения - независимо от их успеха или неуспеха, потребовавшие наибольшей жертвенности (Мамаево побоище, Бородинское сражение и др.), и это всегда - сражения за свою землю, т. е. оборонительные действия.
Не рвется нить времен. И вдруг оказывается, что юмор М. А. Булгакова готовится «серьезом» Епифания, первого составителя жития Сергия Радонежского. Епифаний, описывая эпизод из жизни окружения Сергия, когда у святых старцев не было ни хлеба, ни соли, сокрушенно вздыхает: «Чего ни хватись всего нет...» «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» - замечает Воланд на Патриарших прудах. У Булгакова здесь явно сквозит парафраз из Епифания. Только у старцев, при наличии духовных ценностей, нет материальных благ; у атеистов из романа Булгакова нет ни Бога, ни дьявола. Булгаков пародирует Епифания? Это было бы немыслимо для православного писателя.
В XVI–XVII вв. в России начинают развиваться элементы светской культуры, нового мышления, нового отношения к жизни, к миру. Этот процесс в науке принято обозначать термином «европеизация», так как новый культурный импульс Россия получила из Западной Европы. Таким образом подготавливалась почва для петровских реформ на рубеже XVII–XVIII вв., суть которых заключалась в том, что Россия вслед за другими европейскими странами совершила исторический переход из Средневековья в Новое время.
Вопрос №18
18 век для Европы был веком просвещения. Просвещение - это и философское и идейное течение в культуре Запада и России.
Просветители ставили во главу угла - Разум. Человеческая жизнь, считали они, должна основываться на Разуме. В центре идей эпохи Просвещения стоял Человек и его счастье. Все, что дала человеку Природа, может делать его счастливым. Все, что исходит от человеческих предрассудков, накопленных веками, делает человека несчастным.
Поэтому и все предыдущие эпохи - это история человеческих несчастий. Все люди рождаются свободным, но и разными. Просвещение отвергает рабство. Просветители боролись с деспотизмом, рабством, церковным фанатизмом, национальными и расовыми предрассудками, насилием в семье. Просветители верили в силу слова - философа или поэта, произведения которых, с их точки зрения, могут изменить мир.
Петр Первый кардинально изменил путь развития России.
«Прорубив окно в Европу», Петр заставил страну порвать с прошлым, включил Россию в политическую, дипломатическую и военную жизнь Европы.
Российские просветители Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин,
А. Н. Радищев начали великое дело просвещения русского общества, следуя правилам и идеям европейского Просвещения.
Европейский путь развития России окупался дорогой ценой - разрыва с народнытрадициялги, с народом, что так или иначе сказалось на развитии культуры, и литературы в частности. Воль и стыд за народ, страдающий в рабстве, вина людей - гуманистов, которые живут в этой стране и невольно участвуют в угнетении народа, контраст между собственным благополучием и жизнью народа. Все это сформировало и людей эпохи Просвещения, и следующего поколения русских писателей и деятелей культуры
Вопрос №20