Механизма правового регулирования
Проблема механизма правового регулирования очень актуальна в современной правовой науке. Особенности «механизма правового регулирования» как юридической категории состоят в том, что она в единстве охватывает самые существенные элементы правовой регламентации поведения субъектов права, связывая воедино нормы, правоотношения и акты реализации права.
Механизм правового регулирования - это система логично взаимосвязанных правовых средств, образующих единую внутренне согласованную и непротиворечивую цепь элементов, назначение которой состоит в создании определенного правового алгоритма.
Важная особенность категории «механизм правового регулирования» заключается в том, что она дает возможность видеть систему определенных свойств и элементов, действующих непрерывно и взаимосвязанно и осуществляющих правовую регламентацию общественных отношений. Категория «механизм правового регулирования» позволяет отличать правовое регулирование от социального регулирования, правового воздействия, психологического воздействия права и других близких к нему правовых явлений. Таким образом, методологическая и практическая ценность данной категории очевидна.
Первым дал определение механизма правового регулирования профессор С. С. Алексеев. Так было положено начало обсуждению как указанного определения, так и проблемы в целом.
С. С. Алексеев предложил понимать под механизмом правового регулирования «взятую в единстве всю совокупности юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения».
Данное определение, включая в себя «всю совокупность юридических средств», несомненно, давало слишком широкое понимание механизма правового регулирования.
В другой своей работе С. С. Алексеев определяет механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов и др.), при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. Как видим, в этом определении «вся совокупность» заменена «системой».
Однако оба приведенных выше определения имеют общий недостаток - правовое регулирование определяется через правовое воздействие. В таком подходе изначально содержится неточность. Тем не менее указанное определение механизма правового регулирования получило наибольшее признание в юридической литературе.
Имелись и другие подходы к проблеме механизма правового регулирования. Так, профессор В. М. Горшенев рассматривал механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т. е. через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов.
В другой работе В. М. Горшенев, анализируя данную проблему уже с учетом позиции С. С. Алексеева, считает, что механизм правового регулирования переводит «нормативность права в упорядоченность общественных отношений» и предлагает рассматривать механизм правового регулирования, с одной стороны, как способ воздействия права, выраженный в правовых нормах (дозволениях и запретах), а с другой - как способ реализации права - фактически совершаемые субъектами права действия.
Позиция В. М. Горшенева, одна из немногих, значительно отличалась от подхода к механизму правового регулирования, предложенного С. С. Алексеевым. Большинство юристов рассматривают механизм правового регулирования (с некоторыми уточнениями) так же, как и С. С. Алексеев. Так, профессор В. Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений. Профессор А. В. Малько считает, что механизм правового регулирования - «это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права».
Все отмечают такой важный признак механизма правового регулирования, как «система правовых средств», но в остальном подобное единство во взглядах не наблюдается.
С. С. Алексеев говорит о воздействии на общественные отношения, В. Н. Хропанюк - об упорядоченности общественных отношений, А. В. Малько - о преодолении препятствий на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Все это свидетельствует об уязвимости широкого определения механизма правового регулирования как воздействия права на общественные отношения. Целесообразнее дать более узкое определение: механизм правового регулирования - это система правовых средств (элементов), осуществляющих одновременное взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного вида. Как было сказано выше, регулирование - это действие права, но не всей его системы и не в любых формах и направлениях, а именно регламентация правовыми средствами определенного вида общественных on ношений, осуществляемая в конкретной правовой ситуации. Это расстановка участников регулируемых отношений по их юридическим местам с помощью соответствующих правовых средств (правовых актов, правомочий, юридических фактов, обязанностей). А действие права в обществе в широком смысле (социальный механизм действия права) - это правовая ориентация, правовые установки, социальная среда, правовая информация, социальные последствия действия права и т. п.
В юридической литературе нет единого взгляда на внутреннюю структуру механизма правового регулирования, т. е. на систему правовых средств.
С. С. Алексеев считает, что механизм правового регулирования состоит из трех основных элементов или частей: юридических норм, правовых отношений и актов реализации субъективных юридических прав и обязанностей.
A. В. Малько вполне обоснованно добавляет к ним юридический факт и охранительный правоприменительный акт.
B. А. Шабалин называет в качестве самостоятельного элемента механизма правового регулирования - законность.
С последней позицией трудно согласиться. Законность как требование точного и неуклонного соблюдения всеми субъектами права законов и подзаконных актов не может быть элементом механизма правового регулирования. Законность - это метод деятельности власти, это режим права, который затрагивает все элементы механизма правового регулирования, начиная с принятия правовой нормы до ее реализации.
То же самое относится и к правосознанию, которое также иногда называют элементом механизма правового регулирования. Правосознание сопровождает все стадии правового регулирования. Оно присутствует в момент подготовки и принятия правового акта, оно необходимо для создания обоснованного и юридически грамотного правоприменительного акта (исключается лишь на стадии юридического факта-события). И законность, и правосознание - важнейшие факторы механизма правового регулирования. Они являются его основой, безусловным атрибутом, но не элементом регулирования. Без правосознания и законности любая стадия, любой элемент механизма будет сломанным, действующим неадекватно, искажающим подлинный смысл правового регулирования.
Вопрос о правильном определении элементов механизма правового регулирования имеет важное значение. Если же считать, что механизм правового регулирования состоит только из нормы права, правоотношения и актов реализации, то его познание теряет всякий теоретический и практический смысл. Каждый из названных элементов является самостоятельным правовым явлением фундаментального характера и изучается давно и достаточно глубоко. Скорее всего, по этой причине во многих учебниках отсутствуют главы о механизме правового регулирования: зачем повторять уже сказанное о нормах права, правоотношении, формах реализации права. В таком аспекте идея механизма правового регулирования перестает быть необходимой.
На то, что норма права, правоотношение и акты реализации не исчерпывают механизма правового регулирования, обращает внимание В. Б. Исаков. По его мнению, категория «механизм правового регулирования» охватывает следующую систему юридических средств: норму права, юридический факт (состав), акт применения права, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей.
Считаем, что возможен и другой подход к анализу механизма правового регулирования, позволяющий раскрыть не только норму права, правоотношение и акты реализации как его элементы, но и включить другие элементы (структурные части), играющие весьма заметную роль в регулировании правом общественных отношений.
Суть этого подхода состоит в анализе большего числа правовых средств, играющих важную роль в реализации права как регулятора общественных отношений: определение правосубъектности граждан, установление и изменение их правового статуса, определение компетенции органов власти, определение правового положения общественных объединений (организаций, партий, движений) и т. п. Такой подход позволяет наглядно показать действие механизма правового регулирования в достаточно широком диапазоне.
Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.
Препятствия можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости оттого, поддается препятствующий фактор управлению или нет, их подразделяют на препятствия: 1) поддающиеся управлению и 2) неподдающиеся. Примером первых могут выступать недостатки правоприменения, коллизионность и т.д., которые вполне устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке. Ко вторым препятствиям, в частности, относятся стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы, находящиеся вне возможностей управления.
В зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса препятствия делятся на: выражающиеся в наличии конкурирующих с управлением моментов и выражающиеся в отсутствии необходимых для эффективного управления моментов. К первым следует отнести прежде всего правонарушение - оно прямо конкурирует с правовым регулированием. Ко вторым - такие моменты, отсутствие которых тоже превращается в препятствие. Другими словами, препятствием является не только то, что мешает (что присутствует), но и то, чего не хватает (что отсутствует). Так, отсутствие решающего юридического факта может выступать своеобразным препятствием для удовлетворения тех или иных интересов.
Механизм правового регулирования (МПР) как раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.