Конституционно-правовые нормы и институты
Вопросы к экзамену по курсу
«Конституционное право Республики Беларусь»
Для студентов 2-го курса дневного, заочного отделений,
Го курса (2-го высшего образования)
по специальностям «Правоведение»
(2012-2013 уч.год).
Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь.
…духовной и др. Предметом регулирования являются наиболее важные (фундаментальные) общественные отношения. В то же время предмет регулирования других отраслей права составляет какая-либо одна область жизни. В этом — принципиальное отличие конституционного права от всех остальных отраслей права.
Именно его предметом являются общественные отношения, возникающие при установлении основ общественного строя. Конституционное право содержит основополагающие принципы взаимоотношений государства и личности. Нормы конституционного права определяют сам процесс формирования права, они закрепляют систему государственной власти (статус государственных органов, форму государства, форму государственного устройства, форму правления), предусматривают формы собственности, принципы хозяйственной деятельности, виды юридических актов и их соотношение.
Конституционное право тесно связано со всеми отраслями права. Именно с него начинается формирование национального (внутригосударственного) права. В конституционном праве находятся истоки других отраслей права. Нормы данной отрасли получают свое дальнейшее развитие в таких отраслях права, как административное, гражданское, финансовое, трудовое, уголовное и др.
Конституционное право Республики Беларусь в своем развитии прошло несколько этапов, что выразилось в обновлении содержания текстов конституций, национального законодательства, теории и практики их применения.
Конституционно-правовые нормы и институты.
Значение слова «норма» происходит от латинского norma — руководящее начало, правило, образец. Правовая норма является разновидностью социальных норм, что обусловливает наличие у них как общих, так и специфических признаков.
Конституционно-правовые нормы, в свою очередь, имеют свойственные всем правовым нормам признаки.
Особенности конституционно-правовых норм: они включают особую сферу регулирования, имеют свои формы (источники), им присущ учредительный характер.
Субъектами, на которых распространяются конституционно-правовые нормы, являются не только граждане (человек), но и такие специфические категории, как народ, государство, избиратель, депутат, высшие органы власти (Президент, Парламент) и др. Конституционно-правовые нормы отличает особая структура. Их можно классифицировать по следующим признакам:
• по юридической силе: нормы-начала, нормы-принципы, устанавливая основополагающие правила поведения, обладают верховенством по отношению к иным нормам;
• методу правового регулирования: убеждение и принуждение как два основных метода;
• характеру предписаний: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;
• степени определенности содержащихся предписаний: императивные, диспозитивные;
• назначению в механизме правового регулирования: материальные и процессуальные;
• территории действия: действующие на всей территории республики, действующие в границах административно-территориальной единицы (например, решение местного референдума).
Конституционно-правовые институты — это определенные звенья отрасли конституционного права, действующие во взаимосвязи. Основной признак объединения норм в институт — это однородность регулируемых общественных отношений.
3. Конституционно-правовые отношения их субъекты, объекты, содержание.
Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.
Конституционно-правовым отношениям присущи как общие, т. е. характерные и для других видов правоотношений, так и особенные черты. Например, конституционные нормы через определение основных начал, принципов регулируют уголовные, трудовые, жилищные, налоговые и другие виды отношений, но отличаются особым субъектным составом (например, народ, государство).
Основным субъектом конституционно-правовых отношений выступает человек, при этом не имеет значения, обладает он гражданством, является иностранцем или лицом без гражданства (апатридом).
Субъекты конституционно-правовых отношений не всегда являются равноправными. Одни и те же субъекты могут в зависимости от вида возникшего конституционного правоотношения меняться ролями: в одних случаях выступать властной стороной, а в других подчиненной (например, Президент и Парламент при решении вопросов о конституционно-правовой ответственности). Можно выделить несколько групп конституционно-правовых отношений. Прежде всего это конституционно-правовые отношения общего характера.
Конкретные конституционно-правовые отношения, в отличие от общих, характеризуются четким субъектным составом, наличием прав, свобод и обязанностей.
Для возникновения конкретного конституционного правоотношения необходимо наличие: 1) не менее двух субъектов (отдельный индивид не может находиться в правовом отношении с самим собой); 2) нормы права, регулирующей соответствующие общественные отношения; 3) праводееспособности субъектов (правосубъектности); 4) юридического факта.
Для возникновения, изменения и прекращения отдельных правоотношений в некоторых случаях требуется юридический состав, т. е. совокупность фактов. Например, для роспуска Палаты представителей или Совета Республики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь необходимо: 1) заключение Конституционного Суда о систематическом или грубом нарушении палатами Парламента Конституции (ч. 2 ст. 94); 2) отсутствие препятствий для принятия решения о роспуске (ч. 4 ст. 94).
Объектом конституционных правоотношений являются общественные отношения. Это могут быть материальные блага (заработная плата Президента, депутатов); нематериальные блага (жизнь, свобода, достоинство, право на национальную принадлежность); поведение, действия субъектов (ответственность депутатов за совершение уголовного правонарушения) и др.