Тема Избирательная система и референдум в Российской Федерации
Содержание учебного материала
Понятие избирательной системы и избирательного права. Источники избирательного права. Принципы избирательного права. Порядок организации и проведения выборов. Понятие референдума, предмет, виды референдумов, общие принципы проведения. Назначение референдума. Порядок подготовки к проведению референдума. Голосование на референдуме и определение его результатов.
Методические рекомендации
Демократические выборы давно стали повсеместным явлением, привычной практикой для большинства государств (возраст этого института, по существу, совпадает с возрастом парламентаризма). Выборы – одно из распространенных явлений общественной жизни вообще: выбираются органы управления юридических лиц, учебных групп, религиозных общин, лидеры неформальных группировок, органы территориального общественного самоуправления (домовые, уличные комитеты и пр.) и т. д. Поэтому понятно, что выборы рассматриваются как конституционно-правовой институт, связанный с формированием различных органов публичной власти.
Выборы– это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностных лиц.
Классификацию выборов в России можно осуществить по следующим критериям:
1 в зависимости от территории, на которой проводятся выборы:
- всеобщие (общероссийские, общенациональные);
- региональные;
-местные (муниципальные);
2 в зависимости от формируемого органа (избрания должностного лица):
- выборы коллегиальных органов публичной власти (парламентские, выборы представительных органов местного самоуправления);
- выборы единоличных органов публичной власти и должностных лиц (президентские, губернаторские, выборы глав администраций, мировых судей и т. п.);
3 в зависимости от способа волеизъявления избирателей:
- прямые – когда отношение к кандидату выражается непосредственно;
- косвенные – когда между избирателями и кандидатом существует промежуточное звено (например, члены Совета Федерации – представители законодательных органов субъектов РФ избираются на заседаниях этих органов; выборы председателей региональных парламентов, как правило, осуществляются депутатами соответствующих парламентов; выборы глав муниципальных образований часто осуществляются депутатами представительных органов местного самоуправления и т. п.);
4 в зависимости от срока проведения:
- очередные;
- внеочередные (в связи с досрочным прекращением полномочий органа власти или выборного должностного лица);
- повторные (в связи с признанием очередных или внеочередных выборов несостоявшимися);
- в зависимости от масштаба выборов (количества замещаемых мандатов представительного органа):
- полные (когда обновляется, избирается весь состав представительного органа);
- частичные (дополнительные) – проводятся для замещения части мандатов (например, если предусмотрена ротация части состава представительного органа, если в результате состоявшихся выборов остались незамещенными депутатские мандаты, если появляется вакансия депутатского мандата и т. п.);
5 в зависимости от количества зарегистрированных кандидатов:
- альтернативные;
- безальтернативные.
Понятие выборов (в широком смысле, как конституционно-правовой институт) часто отождествляют с понятием избирательного права, которое можно определить как институт конституционного права, совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы власти и на выборные должности.
В институте избирательного права можно выделить группы правовых норм, регулирующие следующие вопросы:
- основные принципы избирательного права;
- требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам (активное и пассивное избирательное право);
- статус избирательных комиссий и иных субъектов избирательного процесса (политических партий, избирательных объединений и блоков, наблюдателей и др.);
- порядок образования избирательных округов («избирательная география», «избирательная геометрия»);
- порядок проведения предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании;
- процедуру голосования;
- порядок определения результатов выборов;
- порядок обжалования нарушений и опротестования результатов выборов.
Второй, менее распространенной формой непосредственной демократии является референдум, т. е. форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.
В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования). Порядок проведения федерального референдума определяется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» с изм. и доп., региональных и местных референдумов – в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в региональном законодательстве и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, которые должны базироваться на основополагающих федеральных нормах.
На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором Российской Федерации; иные вопросы государственного значения (в любом случае вопрос, выносимый на референдум, должен быть отнесен Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:
1 об изменении статуса субъектов РФ;
2 о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
3 об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);
4 о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5 о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
6 о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;
7 о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
8 об амнистии и помиловании.
В любом случае вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны противоречить конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум РФ не может инициироваться, назначаться и проводиться:
1 в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;
2 в период общероссийской избирательной кампании (в том числе недопустимо совмещение общенациональных выборов и федерального референдума; для проведения региональных и местных референдумов такого запрета нет);
3 в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.
Повторный референдум (т. е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен не ранее чем через два года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума (в субъектах РФ и в муниципальных образованиях этот срок устанавливается соответственно региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, при этом он не может превышать двух лет).
Назначает референдум Российской Федерации Президент РФ. Он осуществляет это полномочие не произвольно, а в соответствии с рядом нормативно обусловленных обстоятельств. Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:
- не менее чем 2 млн. граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме РФ;
-Конституционному Собранию в случае принятия им положительного решения о пересмотре Конституции РФ.
Вопросы для самоконтроля
1 Что такое референдум?
2 Что такое избирательный процесс?
3 Что избирательное право?
4 Какие виды избирательных систем вы знаете?
5 Правила назначения выборов?