Государство и гражданское общество

Появление государства в истории человечества – закономерный результат стремления людей жить в безопасном и благоустроенном обществе. Однако история развития государства показала, что, с одной стороны, оно абсолютно необходимо людям, так как управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и определённый порядок в нём, а с другой – подавляет свободу людей (неоправданные запреты, чрезмерное налогообложение граждан, подавление инакомыслия, развязывание ненужных обществу войн и т.д.) и порождает бюрократизм. Государственный бюрократизм проявляет себя в многочисленных, громоздких и, обычно, оторванных от народа структурах государственного аппарата. Этим структурам, если они бесконтрольны со стороны общества, присущи такие явления, как нарушение прав человека и произвол (особенно в армии, милиции, полиции), формализм, волокита и пренебрежение к конкретным нуждам людей, сопротивление новшествам и торможение реформ; стремление чиновников к личному благополучию за счёт других, коррупция.

На протяжении многих веков государство подавляет общество и личность. В традиционном (феодальном) сословно-иерархическом обществе отношения между людьми жёстко регламентировались государством и «коллективами» (кастами, сословиями, крестьянскими общинами и т.д.). Общество, организованно противостоящее произволу государственной власти, зарождается на определённом этапе развития человечества. В результате буржуазных революций в странах Западной Европы и США произошло уничтожение сословных привилегий; осуществилось разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; были созданы правовые гарантии свободы слова, совести, собраний; обеспечено равенство граждан перед законом. Всё это сформировало предпосылки для возникновения в этих странах гражданского общества.

В современной науке выделяются две основные концепции понимания гражданского общества. Концепция, идущая от Д. Локка, рассматривает гражданское общество как этическое сообщество, живущее до и вне политики, по естественным законам. Концепция, идущая от Ш. Монтескье, указывает на другой аспект. Она представляет гражданское общество как набор независимых ассоциаций граждан, которые опосредуют отношения между индивидами и государством, и в случае надобности защищают свободу индивида от посягательств власти. Вторая идея преобладает в дискуссиях о понимании гражданского общества.

Несомненно, что общество возникло в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но это не даёт основания смешивать категорию «общество» как человеческую общность вообще, с категорией «гражданское общество», возникшей на определённом этапе развития западной цивилизации. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина, как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделённого определённым комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое гарантирует и обеспечивает права и свободы человека.

В результате эволюции во многих развитых странах сформировалось современное гражданское общество, имеющее определённую структуру, выполняющее характерные функции.

Гражданское общество – совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на неё воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов.

Опираясь на данное определение, можно выделить следующую структуру гражданского общества. Она включает, во-первых, всю совокупность негосударственных взаимоотношений в обществе. Это может быть: современный бизнес, общие занятия в клубах по интересам, деятельность в политических партиях, общественных организациях, движениях, семейные, религиозные, творческие взаимоотношения, частная жизнь людей. Во-вторых, гражданское общество состоит из социальных институтов - таких, как семья и брак, частная собственность, хозяйственные корпорации, творческие союзы, наука, церковь, международные неправительственные организации. В сфере частногражданской жизни действия и взаимоотношения людей свободны и определяются их личными желаниями и интересами, а прямое государственное вмешательство в эту сферу ограждено законами.

Главным действующим лицом гражданского общества является личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения. Гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Для устойчивых структур государства характерно преобладание иерархических связей, вертикальных отношений, для гражданского общества – горизонтальных невластных связей. Эти последние весьма разнообразны и образуют как бы несколько слоёв.

Их фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Это, прежде всего, экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности (частная, государственная, муниципальная, коллективная и др.). Наличие собственности является основой экономической свободы личности в любом обществе. Надёжно защищённая законом собственность придаёт человеку определённую степень самостоятельности и независимости от власти государства. Личный интерес субъекта – собственность - является мощным стимулом повседневной деятельности для свободного гражданина. Второй слой – это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на разветвлённой социальной структуре, отражающей всё богатство и разнообразие интересов множества социальных групп.

Третий слой – это отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями. Это различные добровольные организации граждан, их ассоциации, муниципальные коммуны, благотворительные фонды, творческие, кооперативные объединения, спортивные общества, политические партии и союзы. Они критикуют различные стороны политики, проводимой на государственном и региональном уровне, ставят перед руководителями различные вопросы, которые поднимают граждане, защищают перед государственными органами интересы и права своих членов, стремятся удовлетворить их запросы и потребности.

Гражданское общество выполняет ряд важных функций:

1. Защита частных сфер жизни человека от необоснованной жёсткой регламентации государства.

2. Создание механизмов общественного самоуправления на базе ассоциаций гражданского общества.

3. Защита граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и влияние на формирование и развитие демократических органов государственной власти. Для выполнения этой функции используются такие средства, как акции протеста или поддержки тех или иных требований, активное участие в избирательных кампаниях, независимые средства массовой информации.

4. С помощью своих институтов и организаций гражданское общество обеспечивает реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5. Коммуникационная функция гражданского общества проявляется в информировании государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

6. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию, создавая прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. Когда государство начинает «шататься» (кризисы, депрессии), его поддерживают структуры гражданского общества.

Таким образом, развитое гражданское общество имеет для страны большое значение, так как, во-первых, оно создаёт условия для свободной самореализации индивидов, их различных объединений и групп, и во - вторых, оно удерживает государство от подавления индивидов, делая его более демократичным и правовым.

Существует ли гражданское общество в современной Украине? В настоящее время сложилась определённая структура гражданского общества; многие институты и организации, составляющие его основу, существуют реально. Основа создания гражданских союзов была заложена Конституцией Украины 1996 года.

Процесс становления системы общественных объединений (хозяйственных корпораций, творческих союзов, промышленных, земледельческих, просветительских ассоциаций, политических партий, молодёжных, жилищных, благотворительных обществ) в 90-е гг. ХХ века шёл достаточно активно. Однако, по сравнению с западными негосударственными организациями, они отличаются не столько малочисленностью, сколько несравненно меньшим влиянием на государство и общественную жизнь, преимущественно негражданской ориентацией.

В процессе модернизации украинского общества институциализировался средний класс рыночного типа, который обладает ощутимыми ресурсами, способствует развитию конкурентной экономики.

За истекшее десятилетие так и не была демократизирована судебная система, и население чувствует себя незащищённым от государственного вмешательства. Сохраняется всевластие бюрократического аппарата. В стране по-прежнему правит не закон, а чиновник от имени закона.

При столкновении с государством люди нередко терпят притеснения, произвол чиновников и мирятся с этим, часто не зная, и не стремясь узнать, как защитить свои права, не видя и не создавая общественных групп, способных призвать власть к порядку.

Для удовлетворения постоянно развивающихся материальных и духовных потребностей необходим довольно высокий уровень развития экономики, а экономика современной Украины находится в кризисе.

Всё это свидетельствует о том, что гражданское общество в Украине находится только на начальной стадии своего развития. Доминирование государства над обществом продолжается. В то же время опыт структуризации элементов гражданского общества в Украине постепенно приобретается и накапливается, следовательно, движение к современному гражданскому обществу будет продолжаться.

ВЫВОДЫ

Государство возникло позже общества, но намного раньше гражданского общества. Причинами его возникновения стало развитие хозяйства, сопровождавшееся разделением труда, что потребовало регулирования отношений между социальными структурами; рост населения и усложнение территориальной организации; имущественное расслоение и необходимость защиты собственности.

Современное государство выполняет многообразные функции – как внутренние, так и внешние. К основным внутренним функциям относятся защита конституционного строя и территориальной целостности государства, охрана общественного порядка, регулирование экономических отношений, обеспечение развития здравоохранения, образования, культуры. К внешним – обеспечение безопасности государства и его граждан от внешней агрессии, организация внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества.

К основным формам государственного правления относятся монархия – абсолютная и ограниченная, и республика – парламентская и президентская; к формам государственного устройства – унитарное и федеративное государства.

Гражданское общество – совокупность свободных собственников, пользующихся всем спектром экономических, политических, социальных, культурных прав и свобод. Такое общество состоит из множества неправительственных, негосударственных организаций. Государство в отношении к гражданскому обществу занимает подчиненное, обслуживающее положение. К сожалению, Украина находится в самом начале пути к построению правового государства и гражданского общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите о происхождении государства.

2. Назовите основные признаки государства. Какова его роль в политической системе общества и почему?

3. Охарактеризуйте функции государства.

4. Раскройте сущность типологии государств. К какому типу государства относится Украина по форме правления и форме территориального устройства?

5. Что такое гражданское общество?

6. Какие функции гражданского общества вы знаете?

7. Каковы пути формирования гражданского общества в нашей стране?

ЛИТЕРАТУРА

1.Азаркин Н.Н. и др. История политических учений. – М., 1994.

2.Гегель. Политические произведения. – М., 1978.

3.Грин Роберт. 48 законов власти. – М., 2002.

4.Джарол Мангейм, Ричард Рич. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. - М., 1997.

5.Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. – М., 2000.

6.История политических и правовых учений. Учебник для вузов.Изд.2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца.- М.,1997.

7.Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти – Л., 1991..

8.Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993.

9.Политологический словарь./ Под.ред.В.Ф.Халипова. - М., 1991.

10.Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. Пер. с франц.-М.,1994.

11.Тощенко Ж.Т. Социология власти: генезис идей. // Социс, 2004, № 7.

ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

Партия – это безумие многих ради выгоды единиц.

Наши рекомендации